Канадские записки русской бабушки — 3

Дата публикации: 20 февраля 2006

Автопесня

Несмотря на практически поголовную автомобилизацию, общественный транспорт в Канаде тоже есть. По Торонто можно проехать на автобусе, трамвае или метро (Subway). Правда, торонтское метро — сооружение неожиданно скромное и по масштабам, и по внешнему виду. Линия всего одна — в форме гигантской буквы U, протянувшейся с севера на юг. Весьма обширные станции и переходы незатейливо отделаны кафельной плиткой: одна станция — серой, другая — желтой, третья — зеленоватой и т.д. Проезд стоит.50, а расплатиться можно либо карточкой, либо наличными — бросив монеты в прозрачную кассу возле контролера.

Автобусов на центральных улицах Торонто немного, но весь центр исполосован трамвайными рельсами. Однако уложены они так, что нисколько не мешают движению автомобилей: шпалы утоплены в дорожное покрытие и верхушки рельсов находятся на одном уровне с ним.
Зато в Оттаве автобусы — основной вид транспорта.

Троллейбусов, трамваев и метро там нет совсем. Есть, правда, нечто вроде внутригородских электричек, но погоды они не делают: что такое для крупного города одна линия протяженностью всего 8 км с пятью станциями?
А вот об оттавских автобусах хочется слагать песни и поэмы! Не знаю, долго ли создавалась и отлаживалась система общественного транспорта канадской столицы, но результат производит сильнейшее впечатление на каждого, кому довелось побывать в этом городе и хотя бы пару раз воспользоваться автобусами.

Система — превыше всего
Автобусных маршрутов в Оттаве — более двухсот, включая обычные ежедневные, экспрессы, маршруты для школьников и специальные — для доставки зрителей из разных районов города на хоккейные матчи и другие массовые мероприятия в спортивно-культурный комплекс Corel Centre.
Часть ежедневных маршрутов — локальные, они идут от районного транспортного узла к окраинам района. Другие ведут из районов Оттавы в Downtown — административный и деловой центр города. И есть глобальные, соединяющие удаленные друг от друга районы города. Попутно они проходят через нескольких транспортных узлов других районов и (почти все) через Downtown.
Чтобы местные и транзитные потоки не мешали друг другу, районные узлы непременно включают в себя развязку, а остановки транспорта сделаны двухэтажными: один этаж — для пассажиров транзитных линий, другой — для местных.
Немалое число маршрутов действует лишь по будним дням в часы пик. Причем утром автобус такого маршрута движется только в одном направлении (как правило, в центр города), а вечером он же — только в противоположном. Я долго не могла понять, как такое возможно. Неужели автобусы порожняком едут из центра обратно на окраину? Найти ответ удалось, попав в анекдотичную ситуацию.

Картинка с натуры
Впервые сев на автобус №16, я вовремя не сообразила, где надо выйти. Спохватилась, когда оказалась довольно далеко от нужного места. Автобусы других маршрутов там не ходят, и я решила ехать до конечной.

Доехали. Водитель попросил всех выйти и сказал, что в обратном направлении автобус пойдет через 10 минут. Потом отъехал в сторонку, а через некоторое время вернулся и началась посадка. Села и я. Поначалу мы ехали той же дорогой, а потом неожиданно свернули в другую сторону и вскоре прибыли на конечную остановку.

Что за ерунда? Это место мне хорошо знакомо, и я точно знаю, что автобус №16 здесь не ходит... Выхожу, машинально оглядываюсь и чуть не падаю в обморок: на автобусе светится №85! Так я узнала, что все автобусы в Оттаве — хамелеоны и могут изменять свой номер буквально на ходу.

Тогда-то и стало понятно, что «односторонние» автобусы просто меняют номер и дальше следуют по другому маршруту. Благо, номер маршрута и пункт назначения указываются на световых табло, размещенных спереди (над ветровым стеклом) и сбоку (у передней двери), так что сменить их можно запросто. А вот спланировать, когда какой автобус должен поменять свой номер и на какой именно, — задачка не из легких! Тем не менее она успешно решается.

Очень хорошо просчитаны графики и интервалы движения всех автобусов. Утром и вечером, когда люди едут на работу и с работы, автобусы ходят чаще, а днем — реже. В будние дни действует один график, в субботу — другой, в воскресенье — третий. Специальное расписание есть и для праздничных дней.

Все автобусные остановки в Оттаве имеют сквозную нумерацию, но есть среди них основные и промежуточные. На промежуточных автобус останавливается только в двух случаях: если там кто-то стоит либо если кто-то из пассажиров подаст сигнал, дернув за специальный шнур, проходящий вдоль стенок автобуса.

Графики движения всех автобусов помещены на сайте www.octranspo.com. Для каждого рейса указаны время его отправления, прибытия на основные остановки и в конечный пункт маршрута. И, что приятнее всего, они соблюдаются! Реальное время прибытия на основную остановку может отличаться от предписанного не более чем на 1-2 минуты. Если автобус подъезжает раньше, он стоит и ждет нужного момента, чтобы отправиться дальше.

На том же сайте есть схемы всех маршрутов, другая справочная информация, транспортные новости. Кроме того, схемы всех проходящих маршрутов имеются на каждой автобусной остановке, а на основных к тому же указано и время прибытия туда всех рейсов.
Основные остановки и часть промежуточных оборудованы стеклянными павильонами со скамейками внутри. Они немного похожи на те, которые украсили Омск нынешним летом, но более закрытые, чтобы можно было укрыться от ветра и при этом не проглядеть свой автобус. На стене павильона обязательно вывешена карта всех городских автобусных маршрутов.

Комфорт для всех и каждого
Сами по себе автобусы очень удобные, вместительные и явно рассчитаны на то, что пассажиры будут ездить в них сидя, а не стоя. Хотя в часы пик, конечно, приходится и постоять. Многие автобусы имеют низкую посадку и специально оборудованные места для размещения пассажиров в инвалидных колясках. А снаружи, прямо под окном водителя, есть выдвижная площадка для велосипедов. Специально для тех, кто живет в центре города и любит велосипедные прогулки на лоне природы.

На двухэтажных автобусных остановках с одного этажа на другой ведет не только лестница, но и лифт — для удобства инвалидов, пассажиров с детьми или тех, кто несет крупные покупки. Впрочем часто лифты эти соединяют не два, а три уровня. Один из них — это выход в крупный торговый центр, который имеется возле каждого транспортного узла.

Автобусы локальных маршрутов ездят не слишком быстро, потому что они обычно не следуют к конечной остановке напрямую, а долго петляют по узким улочкам жилых кварталов. Вдобавок остановки расположены гораздо чаще, чем это принято в России, чтобы людям не надо было долго идти пешком.

Зато автобусы глобальных маршрутов — супербыстрые. В дневное время или поздно вечером они ненамного уступают по скорости такси, а в часы пик автобусы — и вовсе самый скоростной транспорт. Потому что большая часть таких маршрутов проходит по особым автобусным дорогам (Transitway) или специально выделенным полосам хайвэя, куда прочим видам транспорта путь заказан. Притом останавливаются эти автобусы очень редко — только в районных транспортных узлах.

Поэтому чаще всего поездка выглядит так: человек на местном автобусе добирается до ближайшего транспортного узла, пересаживается на автобус скоростного маршрута, доезжает на нем до нужного района и там, если нужно, снова садится на местный автобус.

Обычные автобусы выходят на маршруты около 6 утра и уходят на покой около 12 ночи. Но есть 6 маршрутов специально для ранних пташек. Эти отправляются в путь незадолго до 5 утра и к тому времени, когда остальные только-только начинают свою работу, они успевают сделать уже по два круга.
Минимальный интервал между рейсами — 3 минуты. Например, большую часть дня так ходит №95, очень быстро проезжающий из конца в конец Оттавы. Максимальный — 30 минут. Это обычный интервал для большинства местных маршрутов в середине дня, когда пассажиров меньше всего.

Нормы и правила
Место водителя автобуса не отгорожено от салона. Единственный намек на кабину — узенькая стеночка за спинкой его кресла. На этой стеночке вывешены правила поведения в общественном транспорте — как, собственно, и в наших автобусах. Но только в канадских рядом помещено еще и объявление: каждый, кто сообщит о нарушителях этих правил, может рассчитывать на премию в размере до 0.

Не думаю, что такие премии выплачиваются часто, потому что пассажиры обычно ведут себя очень чинно. Они могут оживленно беседовать друг с другом или с водителем, но мне ни разу не доводилось наблюдать ничего, хотя бы отдаленно напоминающего скандал или конфликт. Они могут во время поездки пить кофе или грызть орешки, но обертки и стаканчики будут брошены не на пол, а в урну на остановке. А вот оставить на сиденье прочитанную газету — это в порядке вещей.

Входить в автобус положено через переднюю дверь, предъявив водителю проездной (pass) либо купив у него билет. Стоимость проезда (.85, на некоторых маршрутах в часы пик — ) можно оплатить деньгами, а можно сэкономить, купив заранее специальные талончики. В этом случае проезд будет стоить всего.90 (для детей и пенсионеров — вдвое дешевле).

Деньги или талоны опускают в кассу, расположенную возле водителя. Взамен она выстреливает нечто вроде чека с текущей датой и временем, до которого билет годен. В течение полутора часов с этим билетом можно объехать весь город, любое количество раз пересаживаясь из автобуса в автобус. Если в билете значится 18:40, он еще годен для посадки на рейс, начинающийся в 18:39. И не имеет никакого значения, сколько времени потом этот рейс продлится.

Вообще вариантов оплаты проезда довольно много и далеко не все детали я успела узнать. Существуют, например, льготные проездные для студентов и пенсионеров, какие-то особые условия для школьников, пользующихся специальными маршрутами, льготные разовые талоны... А в дни рождественских каникул (время семейных прогулок, школьных экскурсий и активных распродаж в магазинах) продаются однодневные проездные билеты, позволяющие немало сэкономить на проезде.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/02/6/kanadskie_zapiski_russkoy_babushki_-_3