Не возвращаешь деньги! Выбьем

Дата публикации: 27 февраля 2006

Коллектор — сборщик долгов

Споры, связанные с возвратом долгов через суд, по сути, тоже относятся к одному из видов коллекторских услуг. Долго ли быстро ли происходит процесс «выбивания», дело не в этом. Главное — добиться того, чтобы та или иная сторона в итоге вернула долг. Если смотреть на значение слова «коллектор» в более широком смысле (англ. collect — сборщик, коллекционер), то получается, что коллекторством занимается любая юридическая компания. Однако в омских юридических компаниях придерживаются иного мнения. Более того, во многих из них о таких услугах слышали впервые от корреспондента «КВ». Когда узнавали, что коллектор — ни что иное, как сборщик долгов, то, как правило, реагировали достаточно странно.

«Мы этим не занимаемся. Скорее всего, речь идет о каких-то криминальных схемах», — заметил юрист одной из крупных омских, пожелавший остаться неизвестным, юридических компаний. «Коллекторы также применяют юридические схемы, но у них совершенно иной подход, ориентированный больше не на процедурные мероприятия, а на качество получения информации о должнике и эффективную работу с ним», — констатировала директор Сибирской финансовой группы Марина БРЕЧКА.

Секреты профессии

Коллекторские агентства работают по разным схемам. Все зависит от качества долга — запущенный он или нет, а также от пожеланий клиентов. Но традиционно коллектор, чтобы вернуть долг, заключает с заказчиком договор уступки права требования должнику. В результате этого кредитор (заказчик — банк, страховая компания и все те, кому кто-то что-то должен — ред.) выбывает из схемы. Он возвращает себе долг. Но не в полном объеме, а с дисконтом. Коллектор за свои услуги, в зависимости от сложности долга, берет от 20 % до 70 % от суммы долга.

Представитель службы безопасности одной из крупных производственно-коммерческих компаний Сергей П. скептически отнесся к перспективам омского коллекторства: «Если просроченные долги хоть как-то можно вернуть, мы способны на это сами. В основе любой технологии возврата — информация о должнике, его семье, связях, партнерах, собственности. Сначала идут уговоры и переговоры, а лишь потом — суд. Физические угрозы — день вчерашний: при первом же наезде дебитор звонит в УБОП, и на следующей встрече вас ожидают крепкие ребята в форме. Поэтому все должно быть цивилизованно. Хороший способ — арест имущества и счетов одновременно с подачей иска в суд. Если должник иногородний, очень важно забить в договор возможность обращения в омский арбитраж. В моей практике был случай, когда я взыскивал долг в Приморье, где владелец ряда магазинов прямо заявил, что зароет меня и никто уже тело не найдет. Но я приехал к нему с исполнительным листом и успел арестовать счета. Так что в угрозах смысла не было.

Просроченный долг через месяц теряет в цене процентов на двадцать. Это упущенная прибыль, затраты на попытки его возвратить и т.д. Понятно, что дебитор хочет заработать, оттянув срок возврата, наша задача — не дать ему сделать это».

Кому это интересно?

Круг потенциальных клиентов коллекторских агентств достаточно широк. Это все те, кому кто-то, что-то должен. В числе главных потребителей этих услуг сегодня называют банки и страховые компании. Сводной информации по долгам перед страховщиками нет. Но проблема такая есть. Одна их страховых компаний, работающая в Омске,(ее руководитель пожелал остается неназванным) имеет регрессных исков почти на семь миллионов, из которых вернуть удалось более 500 тысяч рублей.

Ккак отметил директор Омского филиала СК «НАСТА» Александр КИРЕЕВ, перспективы у коллекторских агентств хорошие, но «мне интересно, чтобы они работали с трудными должниками, главное — эффект возврата». По словам господина КИРЕЕВА, пока страховые компании собственными силами решают проблемы невозвратов. В основном работа ведется через суд. «Это долго, не всегда эффективно. Прежде чем обращаться в суд, нужно рассматривать перспективы этого дела. Допустим, суд мы выиграем, но это совершенно не означает, что таким образом вернем долги. Кроме того, есть другая проблема. Если есть решение суда в нашу пользу, то по закону мы должны заплатить с выигранной суммы налог. А вдруг его нам не вернут? Плюс исполнительное производство в России слабовато», — констатировал директор Омского филиала СК «НАСТА».

Что касается банков, то здесь все обстоит иначе. Информация по выданным кредитам более-менее доступна. По данным ГУ ЦБ РФ по Омской области, в 2005 году объем выданных кредитов в целом по региону составил более 100 млрд рублей, в том числе нефинансовому сектору — более 80 млрд. Объем потребительских кредитов составил около 8 млрд рублей. Вместе с тем прослеживается тенденция роста просроченной задолженности. С начала прошлого года прирост составил порядка 20%, а по потребительским кредитам процент еще выше. Это, как отмечается в отчете ГУ ЦБ РФ по Омской области, «тревожный фактор, указывающий на вероятность возникновения „кризиса плохих долгов“.

Долги бывают разные

Есть градация просрочек, разработанная ГУ ЦБ РФ. Как правило, банки начинают реагировать, когда просрочка превышает 180 дней. Это и считается у них критическим долгом. Хотя, банкиры работу по взысканию начинают и раньше. Суть ее сводится к тому, чтобы сначала выявить причину просрочки платежа, а потом, в зависимости от этого, приступать к тем или иным действиям. Впрочем, первое действие начинается автоматически: проценты по кредиту увеличиваются чуть ли не в двое.

НЕмаловажное значение имеет личность должника. Одни попадают в должники по объективным причинам. С такими неплательщиками банки быстро находят общий язык. Есть и такие, которые изначально не собираются рассчитываться. С этими сложнее. С первой группой все можно решить мирно, путем реструктуризации долга, пересмотра процентов. Со второй группой договориться сложно, а иногда и вовсе невозможно. В любом случае для банков наличие любого долга — это не только дополнительная работа его сотрудникам. Какая бы ни была задолженность, ее надо классифицировать по определенной группе рисков плюс создание определенных резервов. В итоге все это влияет на качество кредитного портфели и со стороны Центробанка выглядит не самым лучшим образом.

Понятно, что в каждом банке своя ситуация. Узнать объем долгов по кредитам в том или ином кредитном учреждении можно по балансовым отчетам. Однако, как заметил заместитель председателя правления ИТ Банка Дмитрий ЗАДВОРНОВ, их надо смотреть в динамике, тогда можно получить более четкую картину по просроченным долгам того или иного банка. Вообще тема непогашенных кредитов в банковской сфере считается, по определению самих же банкиров, интимной. Ее не обсуждают. Да, мол, есть долги, боремся, есть схемы. Поэтому открыто с корреспондентом „КВ“ обсуждать тему возврата долгов по кредитам не согласился ни один банк. Кстати, это характерно не только для Омска. Банки ревностно относятся к появлению коллекторских агентств. Особенно службы безопасности, поскольку именно на них лежит обязанность заниматься „выбиванием“ долгов.

Они ревностно относятся к появлению коллекторских агентств и считают, что могут справиться сами. Якобы сегодня нет повода для беспокойства: объем „плохих“ кредитов не настолько велик. В одном из омских банков, работающих на рынке более десяти лет, назвали не более пяти кредиторов, которых они могли бы причислить к злостным неплательщикам.

Кстати, один из первых претендентов на попадание в бюро кредитных историй как неблагонадежный заемщик — бывший владелец фирмы „Славянский торговый дом“ господин СЕКРЕТОВ. „Чтобы вернуть хотя бы сумму долга фирмы СЕКРЕТОВА, которая значится в балансовых документах, банки готовы даже обратиться к коллекторам. Но интересно им только в том случае, если будет возвращено не меньше суммы, значащейся в балансе“, — заметил представитель омского банка, которому несуществующая фирма СЕКРЕТОВА должна. Собственными силами банк „выбить“ этот долг не смог. Получается, что банки в принципе не против сотрудничества с коллекторами, но в том случае, если они готовы браться за очень сложные варианты.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/02/7/ne_vozvrashchaesh_dengi_vibem