Появление в Омске оператора большой тройки, компании «МегаФон», широко обсуждаемое на протяжении нескольких лет, уже не за горами. Подготовка к запуску омской сети «МегаФона» вошла в решающую стадию: 3 марта было создано омское отделение компании, которое возглавил известный менеджер Олег ДАУТОВ, до этого работавший директором ТРК «Зодиак». О том, какие планы вынашивает «МегаФон» в отношении омского рынка, Олег Равильевич рассказал корреспонденту «КВ» Дмитрию СВЕТЛОВСКОМУ.
— Олег Равильевич, вы не боитесь, что «МегаФону» не удастся закрепиться на омском рынке? Все-таки уже четвертый GSM-оператор...
— У компании есть опыт работы в регионах, где проникновение на этапе выхода уже превышало 60%. Компания уверенно закрепляет свои позиции как в корпоративном секторе, так и среди частных пользователей. «МегаФон» предлагает своим абонентам безроуминговое пространство, междугородние звонки по Сибири по цене городских, а также широкий перечень дополнительных услуг. Поэтому маркетинговое предложение компании и техническое развитие сети будут конкурентноспособными. Но сегодня перед формирующейся омской командой стоят и другие задачи.
— Какие?
— Создать эффективно функционирующее отделение, включенное в отработанные бизнес-процеессы, с надежной командой, ну и, конечно, способное приносить прибыль. При этом нам совсем не обязательно быть первыми по числу абонентов. Безусловно, «МегаФон» стремится к увеличению абонентской базы и мы довольны темпами ее роста — число наших абонентов за 2005 год выросло более чем на 10 миллионов. Однако нас в первую очередь интересует «качество» абонентской базы — мы заинтересованы в лояльных клиентах. Не спорю, эта задача тоже весьма амбициозная, потому что в Омске у нас очень серьезные и профессиональные коллеги-конкуренты. Но тем не менее она вполне выполнима. У нас есть силы, есть энергия, есть желание. Поэтому мы планируем занять достойное место на омском рынке.
— За счет чего вы планируете занять это место? Ведь период бурного развития рынка уже прошел.
— Конечно, тот, кто заходит на рынок первым, пока он еще не насыщен, оказывается в более выигрышном положении. Но и у нас есть определенные преимущества. Поскольку пред нами не стоит задача запустить сеть как можно быстрее, мы выйдем в коммерческую эксплуатацию уже с хорошим покрытием по городу и полным набором современных технологий, включая GPRS и EDGE. Согласитесь, это несколько отличается от того, с чем в свое время выходили другие операторы.
Еще один момент — принятие поправок в Закон «О связи», предполагающих бесплатные входящие звонки для всех абонентов мобильной связи. Мы выйдем на омский рынок с тарифами, в которых эти поправки уже будут учтены. Соответственно, нашим абонентам не придется привыкать к каким-то изменениям в тарифах и так далее.
— То есть запустить сеть в коммерческую эксплуатацию вы планируете уже после 1 июля?
— Да. Запуск сети запланирован на вторую половину текущего года.
— На каких абонентов вы рассчитываете? Какова тарифная политика «МегаФона»?
— Позиция «МегаФона» по этому вопросу едина во всех регионах России. Два важнейших постулата тарифной политики: она должна быть инновационной, а также простой и прозрачной — чтобы абонент знал, за что он платит, и принимал эту цену. При этом линейка предлагаемых тарифных планов должна учитывать потребности всех типов клиентов. Тарифные предложения «МегаФона» во всех регионах соответствуют возможностям и ожиданиям многочисленных и разнородных по своему социальному и финансовому положению абонентских групп.
— Бытует мнение, что «МегаФон» способен стать серьезным конкурентом, только если начнет ломать рынок при помощи ценовых войн...
— Ломать рынок мы не собираемся. «МегаФон» никогда не был приверженцем демпиноговой политики. Я бы сказал, что наши тарифы будут разумными, соизмеримыми с реальной ситуацией на рынке и вполне конкурентоспособными.
— Тогда за счет чего вы собираетесь привлекать абонентов? Допустим, я абонент «Билайна». Вы предлагаете сопоставимые тарифы, сопоставимый набор дополнительных услуг, сопоставимый уровень сервиса. С какой стати я должен переходить к вам?
— Каждый оператор придумывает какие-то свои ходы, чтобы привлечь к себе абонентов. Кто-то предлагает различные призы. Кто-то снижает тарифы. Кто-то дает определенные бонусы при подключении трех друзей. «МегаФон», несомненно, тоже придумает какой-нибудь ход. Корректный. Не просто снизит цены, а сделает так, чтобы заинтересовать вас. Чтобы вы сказали: «Ух ты! А у меня этого нет». А потом пошли и подключились к «МегаФону». Что именно это будет, я пока сказать не могу. Потому что какие-то аспекты рекламной кампании еще только разрабатываются. А те, что известны, можно будет раскрыть только после запуска кампании. Но своя изюминка, которая приведет абонентов именно к нам, у нас будет, это я вам обещаю.
— А заградительных тарифов вы не опасаетесь? Не секрет, что во многих регионах сильных конкурентов встречают именно так.
— Сегодня рынок уже не такой, как был раньше. У нас деловые отношения с нашими коллегами.
— Кто входит в число акционеров ОАО «МегаФон»?
— Основные акционеры компании — ОАО «Телекоминвест» (31.1%), ООО «ЦТ-Мобайл» (25.1%), а также шведская компания Telia (8.1%) и финская Sonera (26.1%).
— Возникли ли какие-нибудь проблемы у «МегаФона» в связи с приобретением блокирующего пакета «Альфой»?
— Нет, никаких проблем мы не испытывали. У компании есть утвержденный бизнес-план, и ничто не мешает нам его выполнять.
— Как вы оцениваете возможность объединения «МегаФона» с «ВымпелКомом»?
— Слияния и поглощения компаний — вопросы, адресованные прежде всего акционерам. С точки зрения топ-менеджмента «МегаФона», эта идея не представляется перспективной. Обе компании являются лидерами рынка, во многих регионах они имеют сильно перекрывающуюся инфраструктуру. К тому же у каждой компании своя стратегия развития, своя модель поведения на рынке, свои абоненты. Некоторые аналитики высказывались о возможном слиянии с оптимизмом, но, по нашему мнению, вместо ожидаемого синергетического эффекта акционеры, если они решатся на такое объединение, столкнутся с большим числом трудноразрешимых проблем.
— Где будет располагаться омский офис «МегаФона»?
— Пока этот вопрос не решен, мы еще только ведем переговоры. Вообще у нас будет не один офис — нам нужны офисы экспресс-обслуживания, и под техническую часть, и под административную. По каждому из них существует несколько вариантов.
— Насколько на сегодняшний день скомплектован штат филиала?
— Сейчас в штате два человека — я и мой коллега по безопасности. Моя первая задача как раз в том и заключается, чтобы скомплектовать штат. К концу марта мы должны набрать не меньше десяти человек, в первую очередь технических специалистов. Сейчас в строительстве сети нам активно помогают коллеги из Новосибирска, но нам нужно найти профессионалов, которые смогут подхватить эту работу и сделать все с учетом омских особенностей, быстро и качественно. А к концу года численность нашего отделения должна приблизиться к сотне специалистов.
— Вы долгое время проработали в ТРК «Зодиак». Какими для вас были эти годы?
— Когда я пришел в «Зодиак» в 1999 году, компания находилась в очень непростом положении. Это был настоящий кризис: денег нет совсем, всем должны, в течение года не платили налоги, задолженность по зарплате растет как снежный ком, на пороге стоят судебные приставы, готовые описывать имущество. Раньше я не знал, где находится областная прокуратура, как работает служба судебных приставов. «Зодиак» меня этому всему научил.
Всего за год нам удалось рассчитаться со всеми кредиторами и выйти, что называется, в ноль. Еще через год мы вышли на положительные показатели по прибыли, по рентабельности. У нас даже начал возникать некоторый избыток средств, который мы направляли на развитие основных фондов. Сейчас ТРК «Зодиак» входит в тройку лучших станций холдинга «СТС-Медиа» и занимает порядка 23-25% омского рынка телевизионной рекламы. Это очень хороший показатель, если учесть, что общий объем рынка оценивается примерно в млн.
— Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
— Друзья втянули меня в охоту. Правда, не скажу, что я заядлый охотник, но на зимнюю охоту периодически выбираемся. Пришлось даже ружье купить, чтобы соответствовать. Причем совсем не обязательно кого-то подстреливать. Достаточно просто побродить по лесу, чтобы понять, насколько он живой — причем не только тайга, но и березовые колки под городом. Это отличное средство, чтобы на время отключиться от внешнего мира и его проблем.
Олег Равильевич родился 8 марта 1964 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. В 1981 году, окончив среднюю школу, поступил в Омский политехнический институт, который окончил в 1986 году по специальности «Радиотехника».
После окончания института работал в КБ «Символ» при радиозаводе им. Попова инженером-разработчиком и программистом прикладных программ. В 1991 году как лучший молодой специалист КБ был отправлен на двухмесячные курсы маркетинга и коммерции при факультете международного бизнеса НГУ. Затем в течение месяца проходил стажировку в Колледже св. Ксавиера в Чикаго.
Пройдя стажировку, получил предложение создать на заводе отдел внешнеэкономических связей и возглавить его. В 1995 году уволился с завода и через некоторое время устроился директором департамента маркетинга в Сибирский международный инвестиционный банк. В 1996 году возглавлял омское отделение компании «Пальмира», занимающейся производством и продажей обуви. Затем до 1999 года возглавлял омское отделение издательского дома «Империум», известного омичам по газете «КомоК».
В ноябре 1999 года возглавил ТРК «Зодиак», где проработал вплоть до последнего назначения. 3 марта 2006 года был назначен директором омского отделения ЗАО «Мобиком-Новосибирск» (торговая марка «МегаФон»).
Женат, двое детей.