Дом на улице Блюхера к разрушению готов

Дата публикации: 03 апреля 2006

Трещины и просадка

Трест №6 инициировал строительство дома в 1990 году. Долевое участие принимал Омский филиал института катализа СОРАН. По словам бывшего директора института Валерия ДУПЛЯКИНА, из 222 квартир они заказали 54. Генеральным подрядчиком строительства было СМУ-4, входившее в АОЗТ «СМТ №6». Часть квартир была отдана муниципалитету, остальными трест распорядился по своему усмотрению. В доме поселились теперь уже бывшие руководящие работники структурных подразделений АОЗТ «СМТ №6», в том числе директор и прораб СМУ-4, главный инженер УПТК АОЗТ «СМТ №6».

Жилой дом на Блюхера, 26 был сдан в эксплуатацию в 1995 году. Ровно через десять лет на фундаменте появились трещины, затем снаружи стали выпадать кирпичи, далее трещины поползли вверх. 9 марта 2006 года сотрудники Жилищной инспекции Омской области зафиксировали просадку грунта до 100 миллиметров ниже нижней части фундамента в районе тепловых узлов в техническом подвале. В районе третьего подъезда на несущей кирпичной перегородке, на которую опираются плиты перекрытия лестничной клетки, были видны вертикальные трещины на всю высоту перегородки с шириной раскрытия до 6 миллиметров. В кухне одной из квартир отмечены горизонтальная деформация подоконной доски до 30 миллиметров, трещины между подоконной доской и стеной до 8 миллиметров.

Кто виноват?

В мае 2005 года ТСЖ дома обратилось в проектно-изыскательский институт «Омжелдорпроект» с просьбой дать заключение о состоянии дома. Специалисты института рекомендовали установить «стальные элементы постоянного усиления на дефектные участки кирпичной кладки» и «произвести обследование всего здания».

По словам бывшего генерального директора АОЗТ «СМТ №6», а теперь генерального директора ЗАО «Строительная фирма „Трест №6“, Рэма ЧЕБЫКИНА, силами своей фирмы он был готов установить те самые стальные элементы усиления, для чего совместно со специалистами „Омскжелдорпроекта“ был сделан проект. Однако жильцы 31 мая 2005 года обратились к главе Советского АО города Омска Дмитрию КАРАСЮ с просьбой провести обследование дома специалистами администрации округа и дать их заключение о степени аварийности дома. Администрация округа смогла лишь порекомендовать организации, имеющие лицензии на данный вид работ: научно- исследовательский центр СибАДИ и институт „Омскгражданпроект“.

В октябре 2005 года ТСЖ „Первомаец-4“ обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО „Строительная фирма “Трест №6». 1 ноября 2005 года арбитражный суд отказал ТСЖ в удовлетворении иска, так как предприятие, фактически строившее их дом, — АОЗТ «Строительно-монтажный трест №6» — было ликвидировано в феврале 2002 года. А ЗАО «Строительная фирма „Трест №6“, образованное в октябре 1998 года, застройщиком дома не выступало и не является правопреемником прав и обязанностей АОЗТ „Строительно-монтажный трест №6“.

После этого жильцы обратились в прокуратуру, однако никакого ответа не получили. Не сидел без дела и Рэм ЧЕБЫКИН. По его словам, он не мог остаться безучастным к этой истории, чувствуя ответственность руководителя за своих работников. 18 ноября 2005 года он направил свои предложения жильцам. В частности, в двух квартирах были установлены временные укрепления простенков. Далее, в теплое время года Рэм ЧЕБЫКИН предложил заменить разрушающуюся часть кирпичной кладки двух наиболее опасных участков. Работы для жильцов должны были выполняться безвозмездно.

И... что делать?

Жильцы от такой формы помощи отказались. „Омскжелдорпроект рекомендовал полное обследование первых двух этажей, — говорит жилец дома, бывший главный инженер УПТК Треста №6, а ныне главный инженер ООО “Омскстрой-2001» Петр АВЛАСЕНОК. — И, конечно, необходимо выяснить, в каком состоянии находится фундамент. Однако это должна делать организация, имеющая соответствующую лицензию. Трест №6 такой лицензии не имеет, а потому ТСЖ и отказалось от их услуг".

Все дело, как всегда, оказалось в деньгах. Никто не может сейчас определить стоимость работ. Дому на Блюхера, 26 требуется квалифицированная экспертиза его состояния, проект по восстановлению, монтажные работы, плюс ремонт жилых помещений, которые могут быть задеты при монтажных работах. На все это потребуется не менее миллиона рублей. Однако у ТСЖ и без того большие задолженности перед поставщиками услуг. Кроме того, в доме, по словам жительницы Ларисы КАЛАБИНОЙ, живет много пенсионеров, с которых трудно будет собрать деньги. Конечно, жильцы не самоустраняются от проблемы, но собрать более трехсот тысяч рублей они вряд ли смогут.

По словам Рэма ЧЕБЫКИНА, ответственность за допущенные нарушения должны понести не только ЗАО «Строительная фирма „Трест №6“, но и бывшие работники треста, принимавшие непосредственное участие в строительстве. Господин ЧЕБЫКИН заявил, что от прежнего мощнейшего предприятия — Трест №6 — сейчас мало что осталось. Входящие в его состав четыре СМУ давно отправились „в свободное плавание“, а ЗАО „Строительная фирма “Трест №6» — это лишь небольшая составляющая прежнего треста. «Поэтому мы должны все вместе решать эту проблему, — продолжил Рэм Федорович. — Я, как бывший руководитель, строители, муниципалитет, который тоже владеет частью собственности, и ТСЖ».

Как будут собираться деньги на обследование, пока не ясно. Однако с этим домом надо решить еще одну проблему. Для составления проекта необходима техническая документация дома, и в частности, акты скрытых работ и журнал производства работ.
Тогда станет ясно, как строился дом и кто из строителей ставил подпись на этих документах, а значит, несет ответственность за качество строительства.

Только вот беда, документы эти никто не может найти. Рэм ЧЕБЫКИН пояснил, что после банкротства АОЗТ «СМТ №6» весь архив был уничтожен, экземпляр ТСЖ был украден, и Главное управление государственного архитектурно-строительного надзора и вневедомственной экспертизы (ГАСН) по Омской области свой экземпляр тоже найти не может.

Тем временем в этой истории появилась и третья сторона. Лариса КАЛАБИНА обратилась к депутату Законодательного собрания Олегу ШИШОВУ. Его специалисты также сделали осмотр дома и решили, что необходимо его полное обследование. Помощники Олега ШИШОВА сделали свой запрос в ГАСН, попросив предоставить техническую документацию по дому на Блюхера, 26. Ответа пока нет.

Жильцы понемногу начинают впадать в панику. Некоторые из них предпологают, что их тела будет дешевле извлечь из-под завалов, нежели дом отремонтировать. Однако специалисты, например Петр АВЛАСЕНОК, считают, что крайний вариант вряд ли возможен, но жить в таких условиях затруднительно.

Есть и еще одно «но». В тех местах, где выпадает кирпичная кладка и идет деформация стен, проходит газопровод, подводящий газ к квартирам. Можно себе представить, что будет с домом, если провод не выдержит нагрузку. Но это будет уже совсем другая история.

Арсений ЕГОРОВ
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/03/12/dom_na_ulitse_blyuhera_k_razrusheniyu_gotov