Александр КАСЬЯН "В марте у нас появится телефон, изготовленный специально для "Цифрограда"

Дата публикации: 06 марта 2006

— Александр, с чего начиналась компания «Омега»?

— Наша компания была одним из первых сотовых ритейлеров в Омске. Первая торговая точка открылась в 1999 году в СКК им. Блинова, на тот момент это было потрясающее по проходимости место. Сейчас в это трудно поверить, но тогда мы, как и все остальные продавцы сотовых телефонов, торговали только аппаратами, работающими в стандарте DAMPS, поскольку GSM-операторов в городе на тот момент просто не было.

— Но «Мобильные системы связи», насколько я помню, работают с 1998 года...

— Да, но в полноценную коммерческую эксплуатацию сеть была запущена только в 1999-м. К тому же поначалу сотовые телефоны GSM-стандарта продавались только в офисе оператора. Развитие розницы сотовых телефонов как таковой началось лишь в конце 1999 — начале 2000 года.

— На момент прихода в Омск федеральных сетей «Омега» была одним из крупнейших участников рынка. Однако именно «Омега» первой перешла на франчайзинг. Почему?

— Потому что мы думали наперед. Массовый переход местных игроков на франчайзинговые схемы работы в 2005 году — мера, скорее, вынужденная. В 2004 году еще не ощущалось такого давления со стороны «федералов», но нам уже тогда было понятно, что нужно диверсифицировать бизнес, расширять ассортимент, внедрять передовые технологии и более активно заниматься маркетингом.
Профессионально заниматься этим на уровне региональной компании было довольно проблематично. Поэтому предложение о сотрудничестве от компании «Северен», продвигающей торговую марку «Цифроград», нам показалось очень своевременным. Как показала практика, мы не ошиблись. И несмотря на то, что 2005 год был для всех участников рынка очень сложным, с новыми опасностями открылись и новые возможности и перспективы.

— То есть «Цифроград» сам вышел на вас с предложением о сотрудничестве?

— Да. Дело в том, что стратегия развития «Цифрограда» предусматривает создание региональных складов во всех крупных городах. Есть такой склад и в Омске. Мы были клиентом этого склада, соответственно, москвичи могли оценить наши обороты, нашу сбытовую политику, наши финансовые возможности. Исходя из этого нам и было сделано предложение о партнерстве.

— А чем «Цифроград» привлек вас?

— Мы со своей стороны тоже проводили оценку своего будущего партнера. В первую очередь нас интересовали его возможности как поставщика. Потому что в любом случае первичен именно товар и его ассортимент. «Цифроград» — серьезный поставщик, имеющий тесные отношения с ведущими производителями сотовых телефонов, поэтому мы пришли к выводу, что сотрудничество с ним пошло бы нам на пользу.

— На тот момент под брэндом «Цифроград» работало еще несколько салонов, не входивших в сеть «Омеги». Что это были за салоны и под какой торговой маркой они работают теперь?

— Дело в том, что предложение от «Цифрограда» поступило к нам в августе 2004 года. Однако дать окончательный ответ, по определенным причинам, мы смогли только в октябре. Тогда такое же предложение было сделано торговому дому «Троя». Именно эта компания и начинала работать параллельно с нами под маркой «Цифроград». Однако затем компания «Северен», оценив возможности ТД «Троя», приняла решение о переводе его салонов под альтернативный брэнд «Симпатия», также принадлежащий «Северену». Под этим брэндом салоны ТД «Троя» работают до сих пор.

— Насколько я помню, «Цифроград» был одним из первых ритейлеров, заявивших себя как сеть «центров мобильной электроники». Сейчас уже практически во всех салонах связи наряду с мобильными телефонами предлагаются и другие цифровые устройства — вплоть до карманных компьютеров. На ваш взгляд, это требование времени или дань моде?

— Благосостояние людей со временем растет, появляется потребность в современной мобильной технике. Все это и заставляет розничных торговцев расширять формат своих магазинов. К тому же это отличная возможность получить дополнительную прибыль и диверсифицировать риски.

— То есть продавать цифровые фотоаппараты или mp3-плейеры выгоднее, чем телефоны?

— Да, маржа здесь выше, хотя и вложений такие устройства требуют более существенных.

— На вас как-то сказался августовский кризис на рынке сотовых телефонов, когда таможенники арестовывали крупные партии ввозимых в Россию телефонов?

— Если говорить непосредственно о нашем бизнесе, то нет. Более того, поскольку наши поставщики работают исключительно с сертифицированным оборудованием, мы не только без потерь пережили августовский кризис, но и получили достаточно весомые конкурентные преимущества по сравнению с теми, кто делал ставку в первую очередь на демпинговые цены.
А вот открытие фирменного отдела Nokia пришлось отложить почти на год. На самом деле проект салона, который был открыт на прошлой неделе, разрабатывался еще в октябре-ноябре 2004 года. И открыть его первоначально планировалось весной 2005 года. Но августовский кризис смешал наши карты, поскольку оборудование для фирменного отдела, изготовленное в Финляндии, по сути, полгода пролежало на таможне.

— В свое время приход «Евросети» серьезно сломал омский рынок сотового ритейла. На ваш взгляд, повторится ли эта ситуация с приходом «Связного»? Или свое время он уже упустил?

— С учетом тех ресурсов, которыми обладает «Связной», думаю, он без труда завоюет определенную долю рынка. Но думаю, на доле «большой тройки», в которую входим мы, «Евросеть» и «Интерантенна», это особо не скажется. На сегодняшний день, по нашим оценкам, мы занимаем порядка 20% рынка, и вряд ли эта доля будет уменьшаться. Наоборот, приход еще одного федерального игрока сделает рынок еще более требовательным к качеству торговой точки, к количеству товара, к ассортименту, к своевременности появления новинок, к дополнительному сервису, к работе продавцов — ко всему, что мы считаем своими конкурентными преимуществами. Так что в целом для рынка приход «Связного» — это позитив.

— На открытии фирменного отдела Nokia говорилось о том, что, выбирая партнера, финны проводили негласный тендер, в котором победил «Цифроград». Если не секрет, что за требования предъявлялись к претендентам?

— В первую очередь оценивались финансовые возможности потенциальных партнеров, размеры их розничной сетей, их маркетинговая политика и степень лояльности к компании Nokia. Это один аспект. Второй — требования непосредственно к месту предполагаемого размещения фирменного отдела: здесь учитывалась и высота потолка, и площадь салона, и его расположение, и фасадные возможности. На самом деле здесь все достаточно прозрачно, каких-то особых тайн нет, поэтому и отбор партнеров проходил достаточно гладко и без какой бы то ни было нервозности.

— Но, насколько я знаю, в числе претендентов назывались также «Связной» и «Эльбрус».

— Действительно, в качестве одного из претендентов рассматривалась компания «Эльбрус», поскольку в этой компании имеется авторизованный сервисный центр Nokia. Почему в итоге выбор был сделан в нашу пользу, я сказать не могу.

— Есть ли у вас планы по открытию фирменных отделов других производителей?

— Nokia и Samsung — это два флагманских брэнда, их доля в объеме продаж составляет в общей сложности порядка 80%. Конечно, мы будем расширять свой ассортимент и предлагать те брэнды, которые на сегодня не особенно известны. Но фирменный отдел — это не в последнюю очередь коммерческий проект. И я, честно говоря, пока не вижу других брэндов, с которыми подобный проект был бы успешен.

— Тем не менее налаживать сотрудничество с другими производителями вы планируете?

— Конечно, мы этим уже очень активно занимаемся. Так, уже в марте у нас появится эксклюзивный телефон Voxtel VS 400 Slider, изготовленный специально для «Цифрограда». Это слайдер в ценовой категории до 0, достаточно конкурентоспособный аппарат в плане соотношения цены и функциональности. На нем будет предустановлен логотип «Цифрограда», будет java-каталог, через который можно будет напрямую скачивать мелодии, картинки и игры у контент-провайдера ЗАО «РУСТАР-ХОЛДИНГ», с которым мы сотрудничаем. Для нас это первый такой проект, который, думаю, даст серьезный толчок к представлению в нашей сети пока еще не столь популярных брэндов.

— Есть ли подобные проекты у других ритейлеров или здесь вы также выступаете первопроходцами?

— Насколько я знаю, существует практика предоставления эксклюзивных прав на продажи определенной модели. Один из последних примеров — розовая Motorola RAZR V3 с автографом теннисистки Марии ШАРАПОВОЙ, продающаяся в салонах «Евросети». Но моделей, изготовленных специально для того или иного ритейлера и получивших черты его имиджа, я что-то не припомню.

— Если позволите, вопрос личного плана. Как получилось, что такой молодой человек, как вы, занял такую достаточно солидную должность?

— Наша структура довольно молодая и динамичная, и фактор возраста не ставится в ней на первое место. К тому же, я считаю, мне серьезно помогли навыки проведения переговоров с московскими партнерами, полученные в компании «Кронос-Трейд».

— Как вы предпочитаете проводить свободное время?

— Все свободное время у меня занимает общение с моей дочерью. Когда я прихожу домой и беру ее на руки, я буквально отключаюсь от всего. В выходные мы с семьей стараемся проводить время вместе, гулять по городу, в общем, как-то разнообразить свой досуг.

Александр Валерьевич родился 17 мая 1981 года в Омске. В 1998 году, окончив школу-лицей №166, поступил на экономический факультет Омского государственного университета, который окончил с отличием в 2003 году по специальности «Менеджмент». Вошел в список лучших выпускников экономических факультетов, опубликованный в «КВ» от 10 сентября 2003 года.
С 2002-го по 2004 год работал начальником отдела нефтепродуктообеспечения в ООО «Кронос-Трейд». В августе 2004 года перешел директором по развитию в компанию «Омега». В 2005 году был назначен директором розничной сети компании «Цифроград-Омск» (франчайзинговый проект компании «Омега»).
Женат, дочери один год.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/03/8/986756