Объединительный чес — бочка дегтя или ложка меда

Дата публикации: 06 марта 2006

Укрупнение регионов началось. Какой будет судьба Омской области? 

Откуда «Дым»пошел?

«Старт реформе дан созданием Пермского края. К сожалению, реформа началась на ощупь, поскольку никакого концептуального взгляда на проблему не было». Именно так журналистам заявил еще в мае 2004 года Александр КАЗАКОВ, председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Речь на встрече с прессой шла о поддержке концепции реформирования государственно-территориального устройства России. Согласно этому документу Россию предлагается поделить на 28 губерний.

Разработчики концепции дали понять, что статья 71 Конституции РФ позволяет временно, без внесения поправок в Основной Закон, сформировать территориальные объединения субъектов Федерации без конституционного статуса. Последние будут выполнять функции согласованного управления группой областей, краев, республик, имея во главе губернатора — координатора, назначаемого попеременно Президентом РФ из числа руководителей соответствующих регионов. Было подчеркнуто, что в реформе административно — территориального деления России нужно в первую очередь исходить из экономической целесообразности, затем территориальной и социальной и только потом смотреть на национально — культурные особенности того или иного региона. «Национально — культурные особенности обязательно должны учитываться, но далеко не в первую очередь», — сказал сенатор.

Безусловно, такие объединения должны проходить через референдум. В идеале было бы правильным, чтобы объединения проходили эволюционным путем, пусть и долгим. А региональные элиты сами бы приходили к этому решению. И вообще концепция пока не государственная, реакция Кремля на нее неизвестна, но, безусловно, полезная и продвинутая. «28 губерний» — то, к чему страна должна двигаться. Таковой в общих чертах была позиция Александра КАЗАКОВА.

Появилось «Пламя»

Поводом для новой волны разговоров об укрупнении стало выступление доктора, профессора МГУ, директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи ЗУБАРЕВИЧ на одном из семинаров в Новосибирске. «Есть такая разработка, — заявила ЗУБАРЕВИЧ, что будет создана Западно — Сибирская область (Новосибирская, Томская и Омская области) с центром в Новосибирске. Совершенно очевидно, начнутся попытки „подгрести“ все под Новосибирск, начнется сопротивление Томска и Омска, появятся проблемы в бизнесе».

Конечно, это заявление не стало для следящих за ситуацией громом среди ясного неба. Однако страсти разыгрались нешуточные. Позиция властей Омской и Томской областей по отношению к этому вопросу понятна. Правда, в отличие от нас, томичи о неприемлемости такого варианта кричали громче. Губернатор Новосибирской области особо ничего не комментировал. Однако на форумах в сети рядовые новосибирцы обсуждали эту гипотетическую возможность широко, но абсолютно без восторгов. Они понимали, что добрососедские отношения с томичами и омичами могут закончиться. Новокузнецк не считает центром Кемерово, Череповец — Вологду и т.д. А уж как в России все поголовно любят москвичей, и говорить нечего.

Да, территориальное реформирование России уже идет. Знаем мы с вами и о его шагах:
— Красноярский край с Таймырским и Эвенкийским АО;
— Камчатка с Корякским АО;
— Иркутская область с Усть — Ордынским АО и др.

Практически то, что делается сегодня, — это возврат к советской географии. Упорядочение ельцинской анархии с суверенитетами «возьмите, сколько хотите». Это нормально, хватит рвать государство в клочья.

Подписывая Указ о содействии объединению регионов в единое целое в отношении Красноярского края, президент Владимир ПУТИН подчеркнул необходимость заботиться о сохранении культуры и традиций коренных и малочисленных народов Севера, населяющих эту территорию. Также было подчеркнуто, что «кроме культурологических, есть экономические вопросы, промыслы — то, чем они (малочисленные народы) занимаются веками, за счет чего существуют», и главная цель объединения — содействие повышению уровня жизни живущих здесь людей. Главы регионов поддержали это мнение.

Пока мы с вами видим осторожные шаги государственной власти по пути развития экономически слабых регионов за счет более развитых, хотя и живущих далеко не богато.

Что касается объединения более развитых территориальных структур — областей, в том числе с городами миллионниками, то нас пытаются пока приучить к неизбежному ходу исторического «развития» России. Возможно, но не сейчас! И не так!

Федеральную реформу пережили в части центральных органов управления. Запомнили административную реформу — полгода не работало ничего. Переживаем муниципальную реформу — отложено на три года. Каждый, как хочет. Опять три года — люблю — даю, не люблю — не дам. Никакой формализации. 160 тысяч новых управленцев садятся на бюджет, чтобы за это мы, налогоплательщики, платили. Монетизацию можно не комментировать. Все все видели. Реформа ЖКХ — новая бомба для населения. Если нам еще сейчас навяжут это укрупнение, то дезорганизация системы управления государством будет гарантирована.

«МЧС СРАБОТАЛО»

В Санкт — Петербурге в рамках Международного экономического форума состоялся «круглый стол», на котором своими мнениями обменялись ученые, чиновники и представители регионов. В ходе дискуссий не прозвучало ни одного одобрительного слова за эту реформу, а подготовленные заранее организаторами «круглого стола» рекомендации, которые должны были стать итогом обсуждения, не были приняты даже за основу. Участники встречи предложили не торопиться с объединениями, а подробно разобраться в ситуации.

А если что — то и делать, то только в рамках создания экономически самодостаточных территорий. И на этом фоне Омская, Томская и Новосибирская области вместе с центром в Новосибирске — это что?
Не что иное как продукт линейки и карандаша, приложенные к карте России. Где какие-то связи? Кроме искусственных — административных — других нет, все благодаря месту пребывания представителя президента России. Даже свою научную базу Новосибирск рискует потерять

— в свете последних решений правительства Российской Федерации из Новосибирска в Томск ушли научный центр и особая экономическая зона, а проект национального университета ушел в Красноярск. В итоге Новосибирск играет все меньшую роль именно в Сибирском регионе.

Наша стратегия

Теперь об Омске. Границы Омской области существенно не менялись только последние 60 лет. По сведениям омского историка Михаила МОШКАРИНА, впервые упоминание об Омской области появилось более 180 лет назад. В 1868 году Омск стал частью Акмолинской области с юридической столицей в нынешней казахской Астане. При этом фактически столичные функции выполнял Омск. После освобождения Омска от колчаковских войск впервые на карте появилась Омская губерния. Максимальную площадь она уже в качестве Омской области занимала с 1934-го по 1944 год. Из территории Западно — Сибирского края сюда же добавили Обь — Иртышскую часть и Челябинскую область. Сюда же вошла вся территория от севера Казахстана и юга современной Омской области до Карского моря, до Ледовитого океана — полтора миллиона квадратных километров. Одна из громадных областей. Омск всегда претендовал на столичный статус. Когда заходит речь обоснованности этих претензий, омичи вспоминают прежде всего адмирала Колчака, при котором Омск побывал в качестве столицы России. Экономическую составляющую претензий подкрепляет самый мощный не только за Уралом но и в Европе нефтехимический комплекс. Если в результате реформ Омск лишится этих амбиций, это подействует негативно не только на его экономическое положение.

Тяжело, но возрождаются постепенно машиностроительный и аграрный сектора экономики. Идет развитие культуры и спорта. Положительная динамика экономического роста Омской области очевидна, что подтверждается ростом строительной активности.
Омск сегодня имеет рабочие контакты с Ханты — Мансийским и Ямало — Ненецким АО, являющимися самостоятельными структурами РФ и не желающими объединяться с Тюменью, поскольку она им в ответ на их экономические возможности предложить ничего не может, разве что административные шоры. А у Омска есть возможности значительного расширения взаимовыгодных дел. База для этого — отраслевая общность — нефть, газ!
1. Традиционно Омская область была кормилицей Севера Сибири. Этот статус можно возродить.
2. Северяне — нефтяники всегда с завистью смотрели на возможности машиностроения в Омске, и этот интерес не пропал.
3. Кто сказал, что в Омске нельзя иметь научный центр, занимающийся решениями практических вопросов на базе органической химии, разрабатывая при этом технологии их реализации с последующим изготовлением необходимого оборудования здесь же в Омске?
4. Расширение контактов в строительной отрасли на Севере и в Омске для северян. Они едут к нам с большим желанием, чем в Тюмень.
5. Да, до Севера добраться сложно, но у Омска и для этого возможности не хуже, чем у других, а во многом даже лучше. Над этим тоже надо работать.

Перечисленное выше может стать стратегическим развитием Омска и области, как минимум, в XIX веке. Этой задачей надо заниматься системно, постоянно. Здесь громадное и длительное поле деятельности для единой команды, состоящей из администрации области и действительно опытных и активных предпринимателей. Хорошо если бы эту работу возглавил наш губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ, он знает и умеет решать очень сложные задачи, если захочет.
При очевидности решений вопросов Севера Омском, в том числе с привлечением ресурсов, полученных от Сибнефти, последняя останется в Омске. Мы при этом можем рассчитывать на поддержку Газпрома — а это немало! — и средства Севера на развитие взаимных программ!
Если еще учесть, что Томск это тоже нефтегаз (отраслевая привязка) и при этом ему поручена научная разработка материаловедения, которая как минимум на 50% связан на с органикой, то получается очень красивая картинка — самодостаточный, мощный регион. Вот это программа, а не реформа.
Этот объединенный регион может стать сегодняшним локомотивом развития Сибири, и не только.

Опасности

Как в любом деле есть несколько но...
Появление на территории страны 20-30 крупных регионов влечет за собой неоднозначные последствия. По мнению ряда экспертов, это может привести к тому, что Россия окажется лицом к лицу перед угрозой распада, который предрекают вот уже много лет. Дело в том, что гораздо легче управлять 89 маленькими регионами, чем 20-30 большими. Учитывая особенности нашей страны, велик шанс, что на ее территории окажутся несколько вполне самостоятельных «государств в государстве». Например, тот же Красноярский край в своих новых границах по площади равен четырем Франциям и вдобавок станет обладателем огромных месторождений нефти и запасов цветных и редких металлов. Это влечет за собой риск превращения России в унитарное государство, поскольку управлять «регионами — монстрами» центр сможет лишь административными мерами. С похожей ситуацией мы уже столкнулись после ослабления Советского Союза, когда несколько республик, переставших управляться «твердой рукой», отделились друг от друга. Интересно, что концепция 28 губерний не предполагает наличия ни одного чисто национального образования. В центре каждого из них преимущественно русская кровь. Но вряд ли это может быть гарантией от неприятных сюрпризов. Нынешняя ситуация на постсоветском пространстве — яркий пример того, как не надо проводить федеральную реформу.
И еще одно — если Москва не перестанет устраивать у себя пир во время чумы во всей остальной России, то вероятность распада государства российского будет реализована независимо от того, сколько будет в нем регионов — 89 или 20.

Справка «КВ»
Концепция «28 губерний»
Разработчик — СОПС

Таблица
Губерния Состав Центр

Советом по изучению производительных сил (СОПС). Совет по изучению производительных сил — одна из старейших научно — исследовательских организаций России, это государственное научно — исследовательское учреждение Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук (РАН).

1. Центральная г.Москва, Московская обл. Центр — Москва.
2. Западная Брянская, Калужская, Смоленская обл. Центр — Смоленск.
3. Верхневолжская Тверская, Ярославская обл. Центр — Ярославль.
4. Волго — Окская Владимирская, Ивановская, Костромская обл. Центр — Иваново.
5. Приокская Рязанская, Тульская обл. Центр — Тула.
6. Западно — Черноземная Белгородская, Курская, Орловская обл. Центр — Курск.
7. Восточно — Черноземна Воронежская, Липецкая, Тамбовская обл. Центр — Воронеж.

8. Северо — Западная г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская обл. Центр — Санкт-Петербург.
9. Карело — Мурманская Республика Карелия, Мурманская обл. Центр — Мурманск.
10. Северная Республика Коми, Архангельская, Вологодская обл. Центр — Архангельск.
11. Волго — Донская Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл. Центр — Ростов-на-Дону.
12. Причерноморская Республика Адыгея, Карачаево — Черкесская Республика, Краснодарский край Центр — Краснодар.
13. Северо — Кавказская Республика Дагестан, Ингушская, Кабардино — Балкарская, Северная Осетия, Чеченская Республика, Ставропольский край Центр — Ставрополь.
14. Среднероссийская Республика Мордовия, Нижегородская обл. Центр — Нижний Новгород.
15. Волго — Вятская Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Кировская обл. Центр — Киров.
16. Волго — Камская Республика Татарстан, Ульяновская обл. Центр — Казань.
17. Средневолжская Пензенская, Самарская, Саратовская области Центр — Самара.
18. Западно — Уральская Удмуртская Республика, Пермская обл. Центр — Пермь.
19. Южно — Уральская Республика Башкортостан, Оренбургская обл. Центр — Уфа.
20. Восточно — Уральская Курганская, Свердловская, Челябинская области. Центр — Екатеринбург.
21. Обско — Иртышская Тюменская обл., Ханты — Мансийский АО, Ямало — Ненецкий АО Центр — Тюмень.
22. Западно — Сибирская Новосибирская, Омская, Томская области Центр — Новосибирск.
23. Южно — Сибирская Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл. Центр — Кемерово.
24. Восточно — Сибирская Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край. Центр — Красноярск.
25. Прибайкальская Республика Бурятия, Иркутская, Читинская обл. Центр — Иркутск.
26. Приамурская Хабаровский край, Амурская обл., Еврейская автономная область Центр — Хабаровск.
27. Тихоокеанская Приморский край, Камчатская, Сахалинская области Центр — Владивосток.
28. Северо — Восточная Республика Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО) Центр — Якутск.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/03/8/obedinitelniy_ches_-_bochka_degtya_ili_lozhka_meda