Юлия ПРИВАЛОВА, директор ООО "Компания "Джей энд Эс": "Английский язык мы учили по обложкам книг, которые продавали"

Дата публикации: 13 марта 2006

8 марта вся страна отмечает Международный женский день. Незадолго до этого праздника свой десятилетний юбилей отметила компания «Джей энд Эс», возглавляемая одной из самых успешных деловых женщин Омска Юлией ПРИВАЛОВОЙ. О том, какими были эти десять лет для нее и ее фирмы, Юлия Витальевна рассказала корреспонденту «КВ» Дмитрию СВЕТЛОВСКОМУ.

— Юлия Витальевна, с чего начинался ваш бизнес?

— Начинали мы с продажи книг. Причем получилось это совершенно случайно — когда мы учились на пятом курсе, моя тогдашняя одногруппница и теперешний партнер по бизнесу Светлана ГУСАРЕВА собиралась поехать в Великобританию. Однако в посольстве в Москве ей отказали в выдаче визы и ей пришлось возвращаться ни с чем. Вернее, вернулась она с книгами на английском языке, которые приобрела там по случаю поездки. Продажей таких книг Светлана и предложила мне заняться.

На тот момент ни я, ни она совершенно не знали английского языка, все это нам было очень интересно, тем более что особых перспектив после окончания «эконома» на тот момент не было. Все наши однокурсники поголовно шли работать в банки, а я работать в банке не хотела вообще. Тогда я для себя решила, что если и пойду в банк, то только в какой-нибудь международный, даже планировала поступить для этого в Центральный Европейский университет. Так что книги, которые мы собирались продавать, были бы очень кстати еще и в плане языковой подготовки.

Как раз в то время московская компания RELOD, получившая эксклюзивные права на реализацию книг от издательства Оксфордского университета, подбирала представителей для работы в регионах. Мы познакомились с руководителями этой компании, они нам дали контракт. и мы начали свой бизнес.

— Если не секрет, стартовый капитал где взяли?

— Здесь мне очень помогли мои родители. Мой отец, который работает директором Агропромдорстроя, выступил поручителем перед москвичами и вообще помог создать первоначальные условия для работы. За это я ему очень благодарна, потому что если нам, например, была нужна машина в три часа ночи, чтобы принять товар, мы знали, что он будет вместе с нами на машине.

В январе 1996 года, за четыре дня, пока у нас был перерыв между госэкзаменами, мы продали первую партию книг, а уже 20 февраля открыли собственный магазин, который назвали «Иностранная литература». Тогда мы были первыми в Омске, кто начал продавать книги на английском языке. И вышли мы на рынок, надо сказать, очень удачно, поскольку спрос на тот момент уже был, а предложения еще не было. За счет магазина мы смогли нормально просуществовать до кризиса 1998 года, после которого народу стало просто не до иностранной литературы.

— А после 1998 года вы за счет чего существовали?

— Еще в 1996 году, летом, мы провели первые занятия в загородной языковой школе, а осенью открыли учебный центр в 36-й школе.

— То есть на тот момент вы английский уже освоили?

— Нет. Мы работали в сфере, которая была нам совершенно незнакома, английский мы тогда учили буквально по обложкам книг, которые привозили. Честно говоря, было очень стыдно перед университетскими преподавателями, но сейчас, слава богу, с языком проблем у нас нет.

— Кто же тогда преподавал?

— Преподаватели. На тот момент у нас уже было достаточно средств, чтобы пригласить для учебного центра квалифицированных педагогов. Более того, в 1997 году мы сделали один очень важный шаг — отправили двоих преподавателей на учебу в Великобританию. То есть первый серьезный доход, который мы получили, мы отдали за четыре месяца обучения двоих, в общем-то, незнакомых нам людей. Мы тогда еще ходили и пальцем у виска друг перед другом крутили.

Но надо отдать должное, эти люди нас не подвели. Одна из них, Наталья КУЗЕВАНОВА, сейчас возглавляет наш учебный центр по изучению английского языка. Другая, Людмила ТАЛЗЕ, сейчас уехала в Москву, но на первых порах она нам очень помогла — и преподавателей отбирать, и семинары по новым учебникам проводить. В 1998 году, после кризиса, началось активное развитие учебного центра. Тогда мы набрали 250 слушателей. Для нас это казалось так много!

— А сейчас у вас сколько человек обучается?

— Порядка двух тысяч, не считая корпоративных клиентов. Причем еще в прошлом году их было 1 200.

— Загородная школа — это что был за проект?

— Дети выезжают за город вместе с преподавателями, причем преподавателей мы привлекали только самых опытных, зачастую даже непосредственно носителей языка. Создается своего рода британская школа с максимальным погружением в языковую среду — то есть и занятия, и различные игровые мероприятия проводятся целиком на английском языке. Соответственно, у детей появляется серьезная мотивация к изучению языка, которая дает толчок к дальнейшим успехам в его освоении. Потому что когда каждый день приходится разговаривать на иностранном языке, особенно когда это делается вместе со всеми остальными детьми, и к тому же в неформальной обстановке, это приносит свои плоды.

— И как развивался ваш бизнес дальше?

— В 2001 году нам пришлось слегка перепрофилировать наш книжный магазин. На тот момент помимо англоязычных книг мы продавали еще и деловую литературу, но поскольку конкуренция усиливалась, такие книги имело смысл продавать только в больших полноформатных магазинах вроде «Центр-Книги». Поэтому от деловой литературы мы отказались.

Продолжали развиваться и иностранные языки. В частности, наши преподаватели стали авторами учебника New Millennium English, который сейчас активно внедряется по всей России. Кроме того, с 1997 года мы начали возить омичей на обучение за рубеж, в Великобританию. Это направление бизнеса послужило основой для развития туристических программ. Года до 2000-го у нас были только летние программы по обучению за рубежом. Потом мы решили, что нужно предлагать нашим клиентам больше различных вариантов. Поскольку кому-то нужны академические программы за рубежом, рассчитанные на несколько месяцев, а кто-то просто хочет съездить на отдых куда-либо на пару недель. Так постепенно мы начали заниматься еще и отдыхом за рубежом.

— С кем из туроператоров вы работаете?

— Их очень много. «Тур-Альянс», «Натали-Тур», «Teztour»... По некоторым направлениям, таким, как Швейцария или Чехия, работаем напрямую с зарубежными фирмами.

— То есть сами выступаете туроператором?

— Да, соответствующая лицензия у нас есть. Тем более, что и по вопросам обучения мы работаем только напрямую.

— Насколько прибыльно этим заниматься? Все-таки туристических агентств сейчас в Омске полным-полно...

— Ну, во-первых, туризм — это для нас дополнительный вид бизнеса, а не основной. А во-вторых, большую часть наших клиентов составляют те, кто знаком с нами по обучению за рубежом или по загородным программам, и, соответственно, предпочитают воспользоваться нашими услугами, а не чьими-то еще. Так что это направление у нас сейчас активно развивается, мы даже планируем перенести наш центр туризма в отдельное здание. Уже в апреле наш центр туризма переезжает в новый офис площадью 50 квадратных метров на улице Валиханова, 11.

— Насколько я знаю, вы еще и кадровыми вопросами занимаетесь...

— Да, лет пять назад у нас появился центр бизнес-образования. Первоначально мы создали его для того, чтобы обучать своих сотрудников. Однако создавать обучающие программы только для себя — это значит замыкаться в своем собственном мирке. Если мы хотим работать с профессионалами и развивать этих профессионалов, нужно давать им разный опыт. А для этого нужно работать с различными структурами.

— И чем сейчас занимается этот центр?

— Последнее, что мы сделали — прошлой осенью купили технологии центра оценки и создали собственную команду наблюдателей. Это единственная подобная команда за Уралом. Наблюдатели — это те, кто оценивает персонал, причем используя не какие-то субъективные оценки, а предельно конкретную систему показателей, которая позволяет произвести оценку компетенций. У каждой должности свой набор компетенций, которые определяются по соответствующей шкале. И, проведя оценку, наблюдатель может выдать рекомендации относительно того, чем тот или иной сотрудник может заниматься, а чем нет, и составить для него некий индивидуальный план развития.

— Какое из этих направлений бизнеса для вас является основным?

— Самое востребованное — это учебный центр иностранных языков. Но вообще у нас все направления бизнеса прибыльные. И центр туризма, и фитнес-клуб «Озон», который мы открыли два года назад на Левом берегу, и центр переводов, и центр бизнес-образования.

— В последнее время стало появляться все больше языковых школ. Конкуренцию на себе как-то ощущаете?

— Ощущаем. Но вообще по-хорошему я за конкуренцию. Потому что когда нет конкурентов, происходит застой. Тем более, что мы нечто подобное пережили в 2001-2002 годах. Когда вроде бы все нормально, но что-то тебя не устраивает.

— То есть развития не было? Или что?

— Было, но какое-то вялотекущее. А когда появляется конкурент, начинаешь думать, беспокоиться о чем-то. Более того, зачастую конкуренты становятся партнерами, особенно там, где рынок еще не развит, и усилия всех, кто на него заходит, идут на пользу и всем остальным.

— И какой рынок вы планируете осваивать в ближайшем будущем?

— Что касается иностранных языков, здесь у нас есть три варианта. Первый — начать выходить в соседние регионы. Второй — открыть собственную языковую школу в Великобритании...

— А там вы чему будете учить? Русскому языку?

— Нет, почему. Мы будем обучать там английскому языку омичей, желающих учиться за рубежом. Не секрет, что некоторые британские школы оказывают не столь качественные услуги, как хотелось бы. Если у нас там будет своя школа, мы сможем гарантировать тот уровень качества, который от нас ожидают наши клиенты.

— Это вообще реально?

— Все зависит от партнеров. В принципе у нас в Великобритании есть партнеры, готовые работать с нами в этом направлении. Но мы пока не решили, готовы ли вкладывать в этот проект деньги. Потому что, как я уже сказала, у нас есть три варианта развития, и мы сейчас как раз определяемся, какой из них выбрать.

— А какой третий?

— Открыть английскую школу в Омске. Несколько месяцев назад мы получили соответствующее предложение.

— Зачем в Омске английская школа?

— Это будет обычная общеобразовательная школа с двойным дипломом — один российский, другой английский.

— Кому нужен английский диплом?

— Тем, кому нужно другое высшее образование. Поступить в зарубежный университет с таким дипломом намного проще.

— Вы на протяжении десяти лет непрерывно развиваетесь, осваиваете все новые и новые ниши. В чем секрет вашего успеха? Что нужно, чтобы достичь того, чего достигли вы?

— Как это ни банально звучит, но самое главное на предприятии — это кадры. Когда к нам приезжали партнеры из барнаульского центра «Профессионал», они были искренне удивлены: «Как это так? У вас тут все бегают, что-то делают, а директор сидит и чай с нами пьет!». В этом и заключается секрет нашего успеха — у нас работают активные, самостоятельные люди, которые сами знают, что им надо делать, и делают это. Не нужно за каждым ходить, объяснять, контролировать...

— Где вы находите такие кадры? Рынок труда — он ведь один на всех. Однако кому-то попадаются активные и самостоятельные, а кому-то нет.

— Здесь еще очень важную роль играет доверие в организации. Потому что когда человек приходит и говорит, что готов сделать то-то и то-то, ты начинаешь понимать: если сейчас не доверишь ему эту работу, тебе придется все делать самому. И самое главное, если человек понимает, что ему доверяют, он выполняет свою работу с максимальной отдачей.

— На ваш взгляд, женщинам в бизнесе проще, чем мужчинам или сложней?

— На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Так же, как на вопрос: «Где легче работать — в администрации, на предприятии или заниматься собственным бизнесом?». Каждому свое. Кому-то приятнее работать от звонка до звонка, потом прийти домой и делать все, что захочется. А кому-то больше нравится создавать что-то новое, когда ты поглощен своей идеей сутки напролет. И от пола, на мой взгляд, это не зависит.

— Да, но дом, семья, дети... Как правило, все это лежит на женщинах.

— Я помню, когда я давала первое интервью после рождения ребенка, меня спросили: «Как же так? У вас маленький ребенок, а вы работаете...». Я тогда ответила, что еще неизвестно, кто больше уделяет внимания своим детям — те родители, которые месяцами сидят дома, или те, кто приходит вечером с работы и все свое свободное время проводит с ребенком. Если у меня есть возможность побыть дома с ребенком, я бросаю все и сижу с ним дома. Если у меня есть возможность с ним куда-то поехать — я еду. В первый раз я поехала с ним за границу, когда ему было два года. И сейчас он, наверное, уже объездил больше стран, чем я до этого за всю свою жизнь.

— А мужа вашего не тяготит быть заместителем у своей жены?

— Нет. Дело в том, что я директор только формально. Мы управляем компанией втроем, у нас своего рода совет директоров. И все мы настолько разные и принципиальные, что договориться порой бывает очень сложно, особенно когда речь идет о каких-то стратегических решениях. У нас с мужем первые годы семейной жизни ушли как раз на то, чтобы научиться договариваться.

— В последнее время среди состоятельных людей стало модным обучать детей в Великобритании. Вы не планируете отправить своего сына на учебу в туманный Альбион?

— Я вообще за своего сына ничего не планирую. У него свое представление о жизни, он, несмотря на свой ранний возраст, уже сейчас проявляет серьезные задатки лидера, постоянно пытается раздать нам с мужем роли, кто что должен делать. Поэтому загадывать я не буду. Вырастет — решит сам.

— Судя по тому, что вы только что рассказали, спрашивать, как вы проводите свободное время, наверное, не имеет смысла...

— В свободное время мы с семьей либо уезжаем за город, либо, если времени достаточно, едем за границу. Вариантов обычно два — море и горные лыжи.

— Где обычно предпочитаете отдыхать?

— В последний раз мы ездили кататься на лыжах в Италию. Вообще отдыхать на горно-лыжных курортах в Италии стоит дешевле, чем в России. При том что трасс там намного больше. На море мы были в Турции, в Египте, на Кипре, в Болгарии, в Арабских Эмиратах. Вообще в каждой из стран мы бываем по одному разу. Хотя ребенок требует Турцию, так что, может быть, в этом году поедем снова туда, если будет решена проблема с птичьим гриппом.

Юлия Витальевна родилась в Омске 6 февраля 1974 года. В 1991 году окончила среднюю школу №91 и поступила на экономический факультет Омского государственного университета, который окончила в 1996 году по специальности «Экономика и управление». На пятом курсе вместе с одногруппницей Светланой ГУСАРЕВОЙ создала ООО «Компания „Джей энд Эс“, которое изначально специализировалось на поставках книг из-за рубежа. В 2000 году в число учредителей компании вошел муж Юлии Витальевны Алексей СМОЛИН.
В 2003 году выступила одним из учредителей Лиги профессиональных управленцев и стала ее президентом. В октябре 2005 года оставила президентский пост, став председателем координационного совета Лиги.
В декабре 2005 года стала лауреатом премии „Россиянин года“, попав в один ряд с такими известными россиянами, как Никита МИХАЛКОВ, Иосиф КОБЗОН, Михаил ШИРВИНДТ, Ирина РОДНИНА и т. д.
Замужем, сыну почти четыре года.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/03/9/330193