Дмитрий ШАДРИН, руководитель сети супермаркетов "Наш магазин": "Пять лет. Все только начинается"

Дата публикации: 17 апреля 2006

27 апреля в поселке Ростовка состоится торжественное открытие одиннадцатого супермаркета «Наш магазин». А в июле сеть отметит юбилей — пять лет успешной работы на омском рынке ритейла. Сегодня она по праву считается одной из самых стабильных и динамично развивающихся торговых сетей Омска. О том, чего удалось добиться за эти пять лет, о перспективах развития компании с корреспонденту «КВ» Татьяне ВЛАДИМИРОВОЙ рассказал ее генеральный директор Дмитрий ШАДРИН.

— Дмитрий Юрьевич, в июле сеть супермаркетов «Наш магазин» отметит свой первый юбилей. Каких результатов удалось добиться за пять лет работы?

— К пятилетию мы подойдем с одиннадцатью супермаркетами. Двенадцатый открыть к июлю, к сожалению, не успеем, но он появится этим же летом. Вы, конечно, спросите, сколько всего запланировано открыть в 2006 году? Хотелось бы шесть. Я не из тех людей, которые могут наобещать, а потом не сдержать своих слов. Поэтому говорю очень осторожно. «Наших магазинов» в городе станет еще больше, а это значит больше омских семей будут иметь доступ к качественным продуктам и сервису.

— В последние год-два практически все омские сети активно растут. Кто-то более активно, кто-то менее, поэтому хотелось бы услышать, чем сеть «Наш магазин» принципиально отличается от других, что ее выделяет?

— Прежде всего качество работы. Как следствие, у нас очень стабильное положение. В чем это проявляется, я сейчас поясню. В первую очередь — в лояльности наших покупателей. Мы как были с самого начала сетью с наибольшим числом постоянных покупателей-владельцев дисконтных карт, так и по сей день сохраняем по этому показателю лидирующие позиции. Но дело даже не в количестве выпущенных карт — их сегодня 89 тысяч, а в том, что они находятся постоянно в работе.

Ведется автоматический учет всех покупок. Владельцы дисконтных карт при желании могут к нам обратиться и получить информацию о своих покупках в сети.

Понятно, что такую базу мы ведем не для этого. По существу это бесценный кладезь маркетинговой информации: от формирования ассортимента до учета особенностей покупательского поведения. К тому же это еще и возможность наладить связь с нашими покупателями. Например, по итогам 2005 года пятьсот наших «Самых ДОРОГИХ» клиентов лично на работе и дома поздравляли «бригады» Снегурочек. Есть у наших покупателей и свой «профессиональный» праздник: «День НАШЕГО покупателя», приуроченный к итоговому розыгрышу призов. Вообще использование нетрадиционного подхода к любым событиям, на мой взгляд, не только способствует укреплению лояльности но и вносит приятное разнообразие в жизнь наших покупателей.

— В этом году в качестве призов в том числе были денежные сертификаты, которые после праздника на шарах выпустили в небо. Какова их судьба?

— Как им и положено, сертификаты успешно приземлились. Один, например, нашли дальнобойщики висящим на дереве где-то на территории Новосибирской области. Люди не только не поленились его достать, но привезли в Омск, где успешно отоварили на сумму номинала.

— Как строится работа компании с поставщиками?

— За пять лет работы у нас сложились со многими поставщиками партнерские отношения. Первые два-три года постоянно происходила ротация. То поставщики от нас уходили, то мы их меняли по разным причинам. Сейчас притерлись друг к другу, сложился круг основных поставщиков, работой которых мы довольны, и думаю, это взаимно. Если раньше зачастую мы сами искали поставщиков, то теперь уже среди них идет борьба за то, чтобы товар попал на полки «Наших магазинов».

— Раз есть конкуренция, значит, у вас есть возможность выбирать. Каким образом происходит отбор, какие условия вы предъявляете?

— Для Омска наша сеть считается достаточно серьезным сбытовым партнером, и могу с уверенностью сказать, что нашими объемами продаж поставщики дорожат и, соответственно, чтобы сотрудничать, готовы предлагать различные выгодные для нас условия. В виду этого возникают прямые коммерческие предложения, бонусы. Чтобы уговорить работать с новым товаром, предлагают, и мы этого не стыдимся, плату за вход, за полки. Ритейлеров, хотя Омска эта проблема и не коснулась, за это осуждали. В Госдуме даже хотели принять закон, который ограничил бы сетям возможность предъявлять поставщикам условия за вход того или иного товара. Но, уверяю вас, нашлись бы такие формы, которые невозможно проконтролировать. В итоге пострадал бы потребитель, потому что все это отразилось бы на цене товара.

— «Наш магазин», какой он, на кого рассчитан?

— На сегодняшний день у компании выработан четкий план по позиционированию супермаркетов «Наш магазин» на рынке города и области. Если говорить о так называемой целевой аудитории, то «Наш магазин» рассчитан на покупателей со средним и выше среднего уровнем дохода. Изначально мы не стремились к дешевизне. Низкие цены обычно ведут к снижению качества обслуживания покупателей, отражаются на техническом оснащении супермаркетов, на интерьере. То есть на тех направлениях, где экономия напрямую ведет к падению уровня лояльности потребителей. Этого сеть супермаркетов «Наш магазин» просто не может себе позволить. В Англии есть хорошая поговорка: «Я не так богат, чтобы покупать дешевые вещи». Ее смысл полностью отражает политику компании.

— Современные супермаркеты — это не только продукты питания, но и масса дополнительных товаров и услуг. Существует ли подобная практика в «Нашем магазине»?

— Безусловно. Во всех супермаркетах есть целый спектр таких предложений: павильоны с фотопродукцией и «канцелярией», цветочные отделы, отделы по продаже фильтров для воды. Мало того, количество дополнительных услуг постоянно расширяется. В самых ближайших планах введение в супермаркетах возможности экспресс-оплаты за мобильную связь. Иными словами, при оплате купленных продуктов, вы можете одновременно пополнить баланс на своем сотовом телефоне прямо на кассе супермаркета. На наш взгляд, это очень удобно: не надо никуда ходить или стоять посреди улицы и вводить с карточки код оплаты. Одна из стратегических задач сети супермаркетов «Наш магазин» — это экономия времени наших клиентов. А время, как известно, ресурс невосполнимый.

— Комментируя итоги работы сети за 2005 год, вы отметили, что основной упор делался не на количественный рост супермаркетов, а на их качественное совершенствование. Можно пояснить этот момент?

— Чтобы разъяснить данный комментарий, достаточно привести такую аналогию: можно попытаться одному засеять десять гектаров пшеницы, но на обработку такой площади у вас просто не хватит ни сил, ни времени. В итоге большинство ваших трудов окажется напрасным — три четверти урожая погибнет или вырастет вовсе не то, что хотелось. А можно, засеяв один гектар, окружить его, что называется, заботой и вниманием. Результатом будет отличный урожай. Данный пример можно полностью отождествить с моей работой и работой моей команды. Упор делается в первую очередь не на количество супермаркетов, а на качество их работы. Только тогда, когда работа всех магазинов сети выходят на запланированный уровень, мы начинаем думать об открытии следующих. Но не наоборот. Иначе получится, как у некоторых наших коллег: пока открывают очередной магазин, ранее открывшиеся можно закрывать, потому что покупатели расходятся к конкурентам. И будут расходиться! Потому что современный рынок дает потребителю право выбора: не понравился один магазин, человек пойдет в другой. К тому же, как я говорил выше, «Наш магазин» ориентирован на людей со средним уровнем дохода. А такие покупатели чрезвычайно требовательны не только к покупке, но и месту ее совершения.

— Что нового требует современный покупатель?

— Я бы ответил просто: качественного сервиса и экономии времени. Это те требования, на удовлетворение которых и направлена работа всей нашей сети. Современному человеку все меньше хочется бегать по магазинам и стоять у плиты. Он с большим удовольствием потратит свободное время на общение с семьей и друзьями, поход в театр или спортклуб. Именно поэтому покупатель отдает предпочтения тем супермаркетам, которые могут максимально сэкономить его время, при этом предлагая качественные продукты и услуги.
Исходя из этого мы приняли решение об открытии на базе супермаркетов собственного пищевого производства: мясные и овощные полуфабрикаты, выпечка, салаты и даже готовые блюда, которые достаточно разогреть и можно подавать на стол. Естественно, такие продукты не подвергаются перевозкам и длительному хранению, поэтому остаются свежими, с отличными вкусовыми качествами. В дальнейшем мы планируем усилить акцент на развитие пищевого производства, намерены расширять ассортимент. Так что в ближайшем будущем любой наш посетитель сможет найти на прилавках «Нашего магазина» готовое блюдо на свой неповторимый вкус.

— Одним из требований покупателя вы назвали качественный сервис при совершении покупок. Но сервис в супермаркете неразрывно связан с технологической оснащенностью.

— Думаю, что нисколько не ошибусь, если скажу, что на сегодняшний день сеть супермаркетов «Наш магазин» является наиболее технологически оснащенной. По этому показателю мы нисколько не уступаем некоторым федеральным сетям. Компании, поставляющие нам торговое оборудование, называют «Наш магазин» придирчивым клиентом. Это правда. Мы очень требовательны даже к мелочам и никогда не упустим возможность сделать супермаркеты более совершенными с точки зрения оптимизации торгового процесса — от закупки товара до мерчандайзинга.

— «Наш магазин» — это не только бренд, но и достаточно крупный работодатель. Как у вас обстоят дела с кадрами?

— Действительно, можно бесконечно долго рассказывать о техническом и технологическом оснащении сети. Но супермаркеты «Наш магазин» это в первую очередь люди. А любой человек нацелен на профессиональное совершенствование, карьерный рост и увеличение собственного благосостояния. Прибавьте к этому качественные условия труда и вы получите те цели и задачи, которые ставлю перед собой я как руководитель компании по отношению к сотрудникам. Если оперировать голыми цифрами, то сегодня текучесть кадров по сети не превышает 5%. Это очень хороший показатель для ритейла.

— Как вы этого добились?

— У нас есть свой учебный центр, деятельность которого направлена на повышение профессионального мастерства работников. Одним из важных моментов в этом вопросе является стимулирование персонала, в том числе и нематериальное. Помимо заработной платы мы уделяем нашим сотрудникам персональное внимание: поздравляем с днем рождения, прибавлением в семье, другими праздниками. Для всех работников постоянно проводятся конкурсы профессионального мастерства по итогам которых лучшие получают материальное вознаграждение. Из них же и формируется «золотой» кадровый резерв компании.

— В завершение я хочу поздравить вас и всю сеть «Наш магазин» с юбилеем! Желаю дальнейших успехов в работе: роста числа супермаркетов, дальнейшего качественного развития и совершенствования!

— Спасибо! В свою очередь хочу поздравить нашу команду с достижением очередной вершины в бизнесе. А главное, пожелать не останавливаться на достигнутом. «Кто верит в свою удачу, удачлив!»

Дмитрий ШАДРИН

Дмитрий Юрьевич родился 3 августа 1972 года в Омске. После окончания школы № 14 поступил в ОмГУ на экономический факультет. В 1994 году окончил вуз по специальности «Управление производством». Во время учебы на 3 курсе университета вместе с компаньоном занялся коммерцией. В 1992 году они зарегистрировали АОЗТ «Эридан», которое занималось торговлей товарами народного потребления. В 1996 году компания «Эридан» стала официальным дистрибьютером в Омске американской фирмы Wrigley. В 1998 году с компаньонами зарегистрировал фирму «Соверен», специализирующуюся на оптовых поставках продуктов питания. В 2001 году под его руководством была создана сеть супермаркетов «Наш магазин», генеральным директором которой он является и по сей день.

Женат. Воспитывает сына.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/04/14/471602