Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено в связи с обращением в УФАС по Омской области омского ООО «Фирма „Алекто-Электроникс“. Как рассказал „КВ“ директор фирмы Андрей СУРКОВ, в их адрес прибыл полностью оплаченный отправителем пятитонный контейнер, но при получении груза представителю ООО „Фирма “Алекто-Электроникс» было предложено заключить договор транспортной экспедиции. В доставке контейнера фирма не нуждалась, поскольку имеет собственный транспорт, но в Омском территориальном отделении Трансконтейнера на Западно-Сибирской железной дороге попросту отказались выдавать прибывший груз без заключения договора транспортной экспедиции.
Омские железнодорожники ничего не отрицают и говорят, что договор транспортной экспедиции необходим, чтобы они могли осуществлять расчеты за погрузочно-разгрузочные работы, за использование контейнера, снятие пломб и так далее. Этот договор, мол, типовой и спущен им сверху — из ОАО «РЖД». Типовых договоров на каждый отдельный вид работ в территориальном отделении Трансконтейнера на Западно-Сибирской железой дороге не предусмотрено, поэтому все расходы, связанные с выдачей груза, железнодорожники и покрывают оплатой по договору транспортной экспедиции.
Видимо, омских антимонопольщиков ссылка на московские авторитеты не испугала. Комиссия УФАС пришла к выводу, что транспортная экспедиция не относится к услугам по выдаче груза, а является дополнительной услугой. РЖД является сегодня монополистом по оказанию услуг железнодорожных перевозок (занимает на этом рынке долю более 65%), и навязывание услуги транспортной экспедиции путем отказа в выдаче груза является со стороны железнодорожников прямым нарушением антимонопольного законодательства (статьи 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках). И Трансконтейнер эту практику, как считают в УФАС по Омской области, должен прекратить.
Правда, у РЖД есть трехмесячный срок (со дня получения предписания) для того, чтобы оспорить выводы омских антимонопольщиков. Воспользуются своим правом железнодорожники или нет — пока не ясно. На этот вопрос „КВ“ не смогли получить ответ ни в территориальном отделении Трансконтейнера, ни в пресс-службе Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги.