Десятилетний недострой

Дата публикации: 24 апреля 2006

Бермудский треугольник

Земельный участок под строительство 5-этажного 113-квартирного дома был выделен заводу подъемных машин (ЗПМ) в 1990 году. Именно завод подготовил все необходимые документы на строительство. В 1992 году заместитель директора завода Олег МЕЛЬНЕ и некто Валерий ВАГИН учредили ТОО «ОКС», с равными долями в уставном капитале по 5 рублей. В декабре того же 92-го ЗПМ и ТОО «ОКС» заключили договор о совместной хозяйственной деятельности для завершения строительства дома на 2-й Поселковой, 12/1. В договоре указано, что завод в зачет вклада в строительство передает ОКС незавершенное строительство, «все материалы и оборудование, приобретаемые отделом № 33 для строительства дома и других объектов по согласованию», а также грузоподъемное оборудование, автотранспорт, инструмент и материалы. После завершения строительства завод должен был получить квартиры пропорционально своему вкладу.

В 1996 году первая очередь была введена в эксплуатацию. Эта часть дома была передана заводу на баланс, а затем на баланс муниципалитета. Вторая очередь продолжала строиться также по договору. ООО «ОКС» для строительства привлекало дольщиков. Тогда это был чуть ли ни единственный дом, который строился на деньги дольщиков. Дольщиками выступали как физические лица, так и юридические. Часть квартир передавалась в счет оплаты услуг субподрядчикам.

Строительство второй очереди дома затянулось. Сейчас трудно сказать, почему это произошло. Руководство завода посчитало, что все обязательства уже выполнило, и у ОКСа перед заводом даже появилась задолженность за 1992 — 1999 годы — 600 тысяч нднм рублей. В 1999 году на заводе началась процедура банкротства. Так что с этой стороны помощи в достройке дома ожидать было бесполезно.

В 2002 году директор ООО «ОКС» Александр ЛЫСЯК на общем собрании дольщиков поставил их перед фактом, что на достройку дома потребуется собрать дополнительные средства — по 1 300 рублей с квадратного метра. Дольщики согласились. Например, дольщик Галина БЕЛОУСОВА заплатила 95 тысяч рублей в кассу ООО «ОКС».

Но не все дольщики заплатили дополнительные деньги, а собранных средств на достройку дома не хватило. И в 2004 году господин ЛЫСЯК, по словам Галины БЕЛОУСОВОЙ и других дольщиков, отказывается от достройки дома. На тот момент оставалось остеклить окна, подключить коммуникации, сделать внутреннюю отделку и благоустроить придомовую территорию.

Сам Александр ЛЫСЯК прокомментировать эту ситуацию корреспонденту «КВ» отказался, сказав: «Я на больничном». Существует две версии продолжения этой истории.

Сторона А

Дольщики, не видя особой заинтересованности ни со стороны завода, ни со стороны ОКСа в 2004 году обратились к директору (теперь уже бывшему) ФГУП «Завод подъемных машин» Сергею КОСТРИКУ и предложили создать ТСЖ, чтобы достроить дом. По словам Сергея КОСТРИКА, завод пошел им навстречу и 21 мая 2004 года была составлена доверенность на имя ТСЖ «Мечта» на достройку дома. Для начала ТСЖ решило уточнить реестр дольщиков. Выяснилось, что некоторые подрядчики, несмотря на резервацию за ними квартир, так ничего и не сделали. ТСЖ совместно с заводом решили продать права уступки требования на одну из таких квартир.

Полученные от продажи деньги ТСЖ направило на достройку дома. Кроме того, дольщики, не успевшие перечислить дополнительно по 1 300 рублей с квадратного метра ООО «ОКС», платили эти деньги в кассу ТСЖ. На собранные деньги, по словам дольщика Марины БЕРЕЗИНОЙ, были проведены электромонтажные работы, остекление окон.

Оставалось еще довести до ума систему отопления, провести газ, воду. Однако дом в эксплуатацию все же введен не был. Без участия завода ТСЖ не смогло оформить земельный участок. И дело застопорилось. А тем временем, по словам дольщиков, ООО «ОКС» вновь захотело взять строительство в свои руки.

Причем ООО «ОКС» в тот момент уже обрело других хозяев. Прежних учредителей в городе уже давно нет: один уехал, другой погиб. А в выписке из налоговой инспекции в качестве учредителя значится ООО «Глобал-медиа».

Дольщики, поддерживающие ТСЖ «Мечта», не понимают, для какой цели новые учредители ООО «ОКС» приобрели эту фирму. Ведь в данный момент ООО «ОКС» не ведет активной строительной деятельности. Значит, коммерческой выгоды в такой покупке нет. Дольщики задаются вопросом: а не кроется ли здесь какой-либо обман? Но доказательств недобрых намерений нового ОКСа у них нет.

Сторона B

Директор ООО «ОКС» Сергей МОРОЗОВ рассказал корреспонденту «КВ», что он возглавляет фирму с 2004 года, и за прошедшее время она вела строительство в Русской Поляне. А кроме того, ОКС предполагает продолжать строительную деятельность. Правда, количество сотрудников предприятия директор корреспонденту «КВ» назвать отказался.

По словам господина МОРОЗОВА, деятельность сегодняшнего ООО «ОКС» заключается в выполнении подрядных работ с привлечением субподрядчиков. Кроме того, он заметил, что у его предприятия есть возможность получения прибыли и при завершении строительства многострадального дома на 2-й Поселковой, 12 /1.

Сергей МОРОЗОВ утверждает, что договор о совместной деятельности с заводом до сих пор не расторгнут. По его словам, предприятие не могло закончить строительство, потому что в 2004 году руководство завода изъяло у ОКСа строительную документацию по этому дому, якобы чтобы ознакомиться, и назад документы не вернуло. И если договор с заводом не расторгнут, то ООО «ОКС» до сих пор является участником строительства этого дома. Руководство ООО «ОКС» считает, что его задолженность перед ФГУП «ЗПМ» в 600 тысяч нднм рублей — это и есть оставшаяся доля завода во второй очереди. И после завершения строительства именно на эту сумму завод должен получить определенное количество метров. По логике ОКСа, завод лишь зарезервировал за собой 14 квартир, но полностью их не оплатил, значит, оставшиеся свободные квартиры ОКС может реализовать сам, а вырученные деньги пустить на оплату завершения строительства.

По логике группы дольщиков, выступающей на стороне ОКСа, все дольщики договоры на участие в строительстве дома заключали с ООО «ОКС». Соответственно, обязательства перед дольщиками по предоставлению квартир де-юре несет именно это предприятие. А в законной деятельности ТСЖ «Мечта» они сомневаются.

— Во-первых, — говорит один из дольщиков Владимир МАЛЫГИН, — согласно Жилищному кодексу ТСЖ создается для управления домом, а в данном случае речь идет о незавершенном строительстве. Во-вторых, ТСЖ привлекало подрядчиков в то время, когда действие разрешения на строительство данного дома уже закончилось и не было продлено. Что же касается достройки дома, то у ТСЖ было время доказать свою способность завершить строительство.

Эта группа дольщиков считает, что выход из ситуации вполне возможен. Для этого заводу и ОКСу надо договориться о своих взаимоотношениях, найти подрядчика. При этом расходование средств должно быть абсолютно прозрачным и для завода, и для ОКСа, и для дольщиков.

Сторона С

Последнее слово осталось за заводом. Именно при его содействии дом может быть введен в эксплуатацию. Сегодняшний директор ФГУП «Омский завод подъемных машин» Мурат САРСЕНБАЕВ считает, что завод в свое время все обязательства выполнил, а вот ООО «ОКС» со своей задачей не справилось.

Теперь же завод предлагает ООО «ОКС» отказаться выяснять отношения по предыдущему договору и не препятствовать введению дома в эксплуатацию. Оставшиеся 14 квартир, по мнению господина САРСЕНБАЕВА, завод оплатил полностью, и теперь может сам отдать новому подрядчику в счет оплаты его услуг. «Главное, чтобы люди получили свои квартиры. К 1 сентября 2006 года дом будет сдан, и мы забудем об этой проблеме», — заключил Мурат САРСЕНБАЕВ.

Под контроль завершение этого строительство взял департамент строительства администрации города Омска. Как рассказал корреспонденту «КВ» начальник отдела контроля за ходом строительства объектов департамента Игорь ОСТАПОВ, в ближайшее время завод и ОКС должны подписать дополнительное соглашение о завершении строительства. Департамент в свою очередь проследит за выбором подрядчика и за ходом работ.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/04/15/desyatiletniy_nedostroy