Директор ООО «Омскликерводка-Сибирь» Сергей САРИКОВ согласился ответить на вопросы корреспондента «КВ» Льва АБАЛКИНА:
— Чем отличается ООО «Омскликерводка-Сибирь» от ОГУП «Омскликероводка», которое работало в этих же помещениях два года назад?
— ОГУП — это областное государственное унитарное предприятие. Одна из основных проблем 2002 года — многие действия, которые были необходимы тогда, чтобы предприятие заработало, требовали долгой цепочки согласования. Эти решения нельзя было принять без участия собственника — Комитета по управлению госимуществом. Нынешнее ООО, с одной стороны,очищено от проблемных долгов того периода, с другой, стало более гибким в вопросах принятия принципиальных решений.
— Оборудование осталось тем же или было закуплено новое?
— То же самое.
— А продукция?
— Мы сейчас будем выпускать тот же ассортимент, с которым работали в ОГУП. Но параллельно готовим пять наименований изделий, которых не было.
— Кому принадлежат торговые марки?
— Они был выкуплены нами в процессе конкурсного производства. Но на всякий случай еще раз провели их через патентное ведомство и получили все соответствующие документы.
— Сколько у вас в собственноститорговых марок?
— Марка пока одна — «Сибирская знать», но под этой маркой выпускается три изделия. И есть еще две торговые марки, которые мы сами запатентовали.
— По лицензии что-то будете производить?
— До нового года мы обсуждали этот вопрос с рядом производителей, которые проявили интерес к предприятию и которые были нам готовы предоставить такую возможность. Но пока сделали в этих переговорах паузу.
— Как вы будете рекламировать продукцию? Нет ли у вас случайно минеральной воды «Сибирская знать»?
— Наша водка никогда не будет рекламироваться под видом питьевой воды. Это принципиально. И второе — любая реклама, которую мы будем давать, естественно, будет в рамках законодательства. Я считаю мелким все эти попытки обойти законы. Они хорошие или плохие, но они есть. И рекламировать под видом перчика спиртной напиток — не очень красиво.
— Здание ликероводочного завода «Амурский» далеко не новое, много лет коммуникациям. Для того чтобы это все обновить, необходимо было вбухать немало средств?
— Мы немало и вбухали, если выражаться вашими терминами. Цель, которую мы сегодня перед собой ставим, не рыночная, как бы странно это ни звучало. Цель наша — вывести предприятие за достаточно короткий период времени на тот уровень, при котором оно будет самодостаточным. То есть выйти на безубыточность. И только после этого можно будет говорить о каких-то рыночных приоритетах.
— Когда вы собираетесь выйти на безубыточность?
— Думаю, в год мы уложимся.
— Но предприятия не было на рынке полтора — два года. Ваше место заняли другие. На магазинных полках богатейший ассортимент. Возможно ли раздвинуть плотно сомкнутые ряды конкурентов и вновь занять свою нишу?
— Считается, что от 35 до 50% рынка занимает незаконный оборот алкогольной продукции. Если будет вестись целенаправленная работа для того, чтобы убрать этот необлагаемый налогами поток, то еще минимум 35% рынка будут свободными.
— Но это только дешевая ниша.
— Подделывают все брэнды.
— Вы работаете с торговлей через какие-то оптовые фирмы?
— Напрямую.
— Ну и как магазины вас приняли? Вы к ним пришли и, наверно, в ответ услышали: у нас и без вас продукции хватает.
— Сказать, что все сразу захлопали в ладоши — наконец-то мы пришли — не могу. Работаем. Где-то отнеслись нормально, где-то не очень с большой радостью. Находим разные способы.
— Даете кому-то скидки с оптовой цены?
— Нет. Если селективно подходить к разным предприятиям, шила в мешке не утаишь — узнают. Для всех наши условия одинаковы.
— Но, может, вы всем даете скидку? И ваша оптовая цена ниже, чем у других?
— В алкоголе демпинга не бывает. Если рассматривать премиальный сегмент, то его потребителю все равно: сто десять рублей стоит бутылка или сто двадцать. Так что в данном сегменте демпинг не работает. А в дешевом нет смысла с ним работать: сегодня ты на 50 копеек дешевле отдал, завтра появится другой, который даст еще на 50 копеек меньше. В этом сегменте лояльности к торговой марке не возникает.
— Вы будете присутствовать в каждом сегменте рынка?
— В каждом, но дешевый сегмент не будет для нас приоритетным.
— Почему?
— Бодаться с теми, кто продает водку дешевле, чем она стоит, нет смысла.
— С какими сетями вы уже начали работать?
— Мы пока работаем с несетевыми торговыми точками.
— За пределами области уже работаете?
— Подготовили ряд договоров и в ближайшие 2 — 3 недели будем отправлять продукцию. Делать омский рынок своим основным, домашним, приоритетным, как это было раньше, уже нельзя — рынок изменился.
— Спирт у вас чей?
— Традиционно мариинский Кемеровской области. Вкус нашей продукции и принципиальный состав по сравнению с тем, что было два, четыре, шесть лет назад,не изменился. Даже этикетки те же. Мы специально отдали в работу макеты, которые были два года назад. Для того чтобы напомнить о предприятии. Естественно, дальше мы проведем редизайн этикеток. И дальнейшая работа будет сформирована на другом визуальном ряду.
— Кто собственник ООО «Омскликерводка — Сибирь»?
— Константин ПОТАПОВ и Омск-банк.
— Насколько я помню, ОГУП «Омскликерводка» брало кредит в Омск-банке. В частности, и на закупку технологической линии. Надо полагать, доля Омск-банка и была сформирована из остатка по кредиту?
— Примерно так. В этом проекте создания ООО «Омскликерводка-Сибирь» никто никого не обманул и не кинул.
— У кого из собственников доля больше?
— У Константина Николаевича.
— Вся эта эпопея с попыткой Росспиртпрома вернуть это предприятие закончилось?
— Да.
— Завод, как я знаю, должен был запуститься еще более полугода назад. Что задержало?
— Очень долго получали лицензию. Документы на получение лицензии мы отправили в Москву еще в конце января 2005 года, а получили ее в ноябре-декабре. Хочу сказать слова благодарности в отношении правительства области и управления Федеральной налоговой службы. Они входили в понимание проблем, которые есть у предприятия, как накопленных, так и появляющихся, и мы получили от них реальную помощь при подготовке к получению лицензии.
Сергей Вячиславович родился в Омске 10 января 1965 года. В 1982 году поступил на филологический факультет Томского педагогического института. Однако после первого курса его призвали в армию — в вузе не было военной кафедры. Служил в стройбате. В 1985 году вернулся в Омск и поступил уже на физический факультет Омского педагогического института. С четвертого курса перевелся на физико-технический факультет Томского политехнического института, который окончил в 1993 году, поступил в аспирантуру на специальность «Физика и химия низкотемпературной плазмы».
Еще будучи студентом, начал сотрудничать с Томским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук. Работал в ряде организаций, созданных при этом центре, — АО «Конверсия», фонде содействия науке и образованию, Томском региональном инкубаторе технологий, техноцентре «А». Далее — сотрудничество с тренинговым домом ARMS и «Пепси-Колой интернешнл». Осенью 1997 года по приглашению Ивана БАГНЮКА стал управляющим стратегическим рынком ЗАО «Гео-Сервис» — генерального дистрибьютора ЗАО «Росар». Позже «Гео-Сервис» был реорганизован в отдел сбыта «Росара».
29 сентября 2000 года назначен заместителем генерального директора ОАО «Омский бекон» по маркетингу и продажам.
С августа 2002 г. назначен директором «Омскликероводка». С декабря 2005 года — генеральный директор ООО «Омскликерводка-Сибирь».