Сергей КЛИМЕНКО, управляющий филиалом ОАО "ТрансКредитБанк" в городе Омске: "Деньги растут в тишине"

Дата публикации: 05 мая 2006

В рамках цикла бесед о банковском бизнесе главный редактор "КВ" Марат ИСАНГАЗИН встретился с управляющим филиалом ОАО "ТрансКредитБанк" в Омске Сергеем КЛИМЕНКО и задал ему ряд вопросов. 

— Транскредитбанк — традиционно считается банком железнодорожников...

— Абсолютно верно. Это было, есть и будет. Тем более с учетом того, что госпакет акций банка планируется внести в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги». Вся инфраструктура Транскредитбанка рассчитана прежде всего на обслуживание железной дороги и ее работников.

— Какая в таком случае их доля в общем объеме банка?

— Около 75%.

— А у вашего филиала?

— Намного меньше. Прежде всего потому, что в Омске располагается лишь отделение Западно-Сибирской железной дороги, годе обороты не такие, как, скажем, в Новосибирске.

— Значит вы работаете и с другими корпоративными клиентами?

— Конечно. С энергетиками, например.

— Сейчас много разных энергетиков.

— После разделения АК «Омскэнерго» действительно появилось несколько компаний. Однако расчетный счет сетевиков — у нас. Сбыт плотно работает с нами.

— Какое место примерно занимает филиал Транскредитбанка среди других омских банков и филиалов?

— Примерно последнее. Наш кредитный портфель — 490 млн рублей.

— А уровень самостоятельности у вас какой?

— В зависимости от рейтинга заемщика. Для крупного и надежного клиента — до 10 млн рублей, для среднего — 7,5 млн руб., малый бизнес — не более 5 млн руб. на одного заемщика.

— Но насколько я понял вы все же в первую очередь нацелены на крупных клиентов?

— Есть такое. Но в Омске таких заемщиков по пальцам можно пересчитать. Тем более, что крупный бизнес из Омска вымывается. Классический пример — Сибнефть. Или вот Омскэнерго: генерация — в Новосибирске, сети подчиняются Красноярску. Поэтому необходимо работать со средним и малым бизнесом, который растет и развивается. Сейчас, например, мы оформляем финансирование покупки импортного оборудования для одного из таких клиентов. Долгосрочный кредит в объеме двух миллионов евро на пять лет.

— Вы в банковской системе с 1995 года. За эти десять с лишним лет как изменились банки?

— Существенно. Сначала большинство банков были то «валютными», то «обналичивающими», то на межбанке все сидели в короткую кредитовались — из-за этого, кстати, и случился кризис 2004 года... Сейчас банки становятся наконец тем, кем они и должны быть в классическом виде, как на Западе.

— Значит ли это, что сейчас бизнес технологий, а не людей?

— Нет. Я считаю, критерий успеха в любом бизнесе складывается в таком порядке: лидер, кадры, потом технологии, а уж затем — продукт. Технологии и продукты, безусловно в последние годы развиваются, но тот, кто их продет безусловно играет ключевую роль. Особенно в сфере услуг, куда можно отнести и банковские операции.

— Проценты по кредитам вы вправе варьировать, если хотите привлечь какого-то клиента?

— Эти проценты жестко задаются центральным офисом.

— Вообще не можете от них отойти, ни на полпроцента?

— Нет. Все нестандартные сделки идут через головной офис.

— Но в таком случае почему клиент пойдет к вам, а не к кому-то другому. В Омске немало банков и филиалов, готовых пойти навстречу и дать какую-либо скидку.

— Идя в банк клиент в первую очередь должен оценить его надежность. В этом отношении, я считаю, Транскредитбанк входит в первую тридцатку страны.

— А зачем тому, кто берет деньги в долг, надежность банка? Не ему же будут должны, а он.

— Банк выбирается по удобству. Там, где клиенту приятно обслуживаться, там, где к его проблемам относятся с заинтересованностью и начнут их решать. Помогут выявить какие-то резервы. Расскажут, как лучше организовать финансирование.

— Я-то с подвохом спрашиваю. Если нет возможности варьировать проценты, то, может быть, есть другие льготы: бесплатное обслуживание расчетного счета, например. Или какие-то другие льготы.

— Я вообще противник всяких льгот и бесплатных тарифов. Когда мы в омском банковском союзе обсуждаем это дело, я всегда выхожу с предложением ограничить демпинговые тарифы, потому что банки тем самым друг друга раздевают в условиях, когда маржа снижается. Нормальный западный банк зарабатывает на комиссиях до половины своих доходов. А у нас это, скажем, исключение. Это ценовая конкуренция — по моему глубокому убеждению, вещь неправильная, Конкурировать надо в сервисе. Вы не пойдете в парикмахерскую, где вас плохо подстригли, вы не пойдете в булочную, где вам нахамили. Сервисом надо брать.

— Продукты, наверное, у всех банков сейчас практически одинаковые?

— Конечно. Разница — в полпроцента, в процент. Но нормальный клиент будет обслуживаться там, где к нему, как он считает, относятся с вниманием. Ему не банковский перевод необходимо сделать, ему надо маме вовремя деньги послать. Там, где ему это обеспечат наиболее удобным способом и при этом будут считать его человеком а не среднестатистическим клиентом.

— Вы имеете в виду крупных клиентов или население?

— А я всех имею в виду.

— Но это должно быть тоже заложено в стандарты. У каждой операционистки, скажем, на столе инструкция, где сказано об обязательной улыбке м добрых словах.

— У нас есть такая инструкция, весь вопрос в том, чтобы она исполнялась. Вы ведь ходили по банкам, и наверняка каждый из них говорит: мы относимся к лиенту как к партнеру. Это шаблон. И самое сложное — чтобы он работал. Для этого необходим руководитель и тщательная работа с коллективом. Чтобы люди понимали и разделяли эти ценности, а не просто работали по инструкциям.

— Спускает ли вам головной офис какие-то ключевые показатели, которых вы должны достигнуть к 1 июля, например, или к 31 декабря?

— Естественно, это так называемые «репперные точки»: объем кредитного портфеля — по «физикам», по «юристам» объем выданных карт,...

— Такие задачи ставятся на месяц, на квартал?...

— Есть финансовый план на год, который корректируется ежеквартально.

— И какой вам установили план?

— По потребительскому кредитованию. К концу года выйти на 200 млн руб., а по юридическим увеличить кредитный портфель вдвое.

— За счет чего?

— За счет боле активной работы по привлечению клиентов. В частности, в 2006 году в Омске активно начнут внедрять классические кредитные карты.

— С овердрафом?

— Овердрафт — это не кредитная, а дебетовая карточка с возможностью превышения лимита дебетового остатка.

— И у вас кредитные пойдут?

— И у нас тоже. Эти карты вытеснят и потребительский нецелевой кредит и посткредитование в магазинах. Совершенно не нужно будет держать там агентов, чтобы люди сковородку купили.

— Но вернемся к возможному кризису...

— Он может случиться не только в потребительском кредитовании. Сейчас, скажем, идет очередная кампанейщина по поводу ипотеки. Здесь тоже не все гармонично и сбалансировано: то перекосы в сароге, то в предложении. Недвижимость — да, растет в цене, но может случиться иперегрев рынка и цены упадут.


— С новосибирским филиалом Транскредитбанка удается конкурировать по параметрам?

— Это непросто, потому что там обслуживается Управление Западно-Сибирской железной дороги, а значит у него больше ресурсов. Однако по кредитному портфелю мы его сейчас догоняем. Правда, по «физикам» отстаем, потому что в Новосибирске более платежеспособное население.

— А в чем это выражается?

— В зарплате.

— Банк это чувствует?

— Конечно, там больше средний размер вклада и средний потребительский кредит.

— По объему вкладов, к стати, вам тоже установлен план?

— Не очень напряженный. В банке денежных ресурсов достаточно и поэтому проценты у нас не очень высокие.

— Сознательно притормаживаете?

— Ресурсов хватает.

— Чуть ли не все банки ринулись в последнее время в потребительское кредитование.

— Только ленивый здесь не работает.

— Но все чаще идут разговоры о будущем кризисе в этой сфере.

— Мы что-то хотим изменить в экономических планах? Вся экономика движется через кризисы. Сейчас ряд банков раздают кредиты на право и налево. Есть в этом своя логика, потому что для западного банка важнее доля рынка, чем прибыльность. Но если говорить о банке нашем, то мы не работаем в широкую розницу, а только — с железнодорожниками и сотрудниками корпоративных клиентов. И требуем подтверждения доходов.

— То есть человек с улицы у вас потребительский кредит не получит?

— Только автокредит.

— Но тот же железнодорожник не обязан получить потребкредит именно у вас, он может пойти в Сбербанк, например. Чем у вас лучше?

— Там нужны получатели, а мы их не требуем. Кредит нецелевой — хочешь лечись, хочешь учись, хочешь едь в отпуск или покупай дачу. Далее без залога и на пять лет.

— Максимальная сумма?

— До 750 тысяч рублей. Многие хотели бы взять на этих же условиях с улицы, но мы не даем.

— Но вернемся к предпринимателям. Не все же они работают с банками. Можно ли сделать оценку: сколько денег в Омске крутиться вчерную?

— Не меньше половины.

— Не хило. А почему столько?

— Это вопрос не ко мне, а к власти.

— Но этот оборот меньше, чем года три назад?

— Меньше. Я знаю предпринимателей, которые начинали с киосков и их чуть ли не за руку я привел в банк. Это было, правда, не в этом банке. Я их убеждал, что невозможно развиваться без кредитных ресурсов. Конечно, и лишний кредит делу вредит, но и отсутствие его говорит о том, что бизнес не использует все имеющиеся возможности. Сейчас вижу, что эти люди увеличивают обороты, перешли на банк-клиент и даже на мобильный банк, кредитуются, правильно произносят слово «овердрафт» и при этом не говорят уже: не ругайся, знают, что такое кредитная линия. Некоторые из них доросли до покупки оборудования зарубежом.

Сергей Юрьевич родился 28 декабря 1969 года в Омске. После окончания средней школы поступил в Омский государственный технический университет, по специальности «Техника и физика низких температур».

Вуз окончил в 1994 году. Во время учебы в университете получил аттестат Министерства финансов на право совершения операций с ценными бумагами и работал консультантом в отделе ценных бумаг и инвестиционных фондов Комитета по управлению имуществом Омской области.

В августе 1994 года приступил к работе в омском филиале АКБ «Кредитпромбанк», где прошел путь от специалиста первой категории отдела ценных бумаг до начальника фондового отдела и заместителя главного бухгалтера. В 1996 году с отличием окончил Омскую многофункциональную банковскую школу ЦБ РФ по специальности «Банковское дело».

С августа 1997 года работал в Банке «МЕНАТЕП», сначала ведущим специалистом отдела изучения кредитных проектов Управления регионального бизнеса, затем начальником этого отдела.

13 ноября 1997 года назначен управляющим омским филиалом Банка «ЕНАТЕП» После реорганизации в 1998 году ОАО «Банк МЕНАТЕП» и перехода его филиальной сети к ЗАО «Банк МЕНАТЕП СПб» возглавил омский филиал этого банка. После переименования этого банка в ОАО «Национальный Банк «ТРАСТ» назначен с мая 2005 года управляющим директором по развитию бизнеса омского филиала. С августа 2005 года — управляющий филиалом «ОАО «ТрансКредитБанк» в Омске.

В 2006 году окончил Московскую Финансово-промышленную Академию по специальности «Финансы и кредит».

Женат, есть сын.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/04/16/758674