Обратная сторона вопроса

Дата публикации: 05 мая 2006

Уважаемый Марат Фаукатович!

В «Коммерческих вестях» № 11 за 22.03.2006 опубликовано заявление ряда юридических фирм города о государственной регистрации юридических лиц, по поводу которого Управление ФНС России по Омской области считает необходимым высказать свою точку зрения. В связи с этим прошу опубликовать направляемые материалы.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Исполняющий обязанности руководителя управления — государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга В.М. Погребняк

Обратная сторона вопроса

В газете «Коммерческие вести» № 11 за 22 марта 2006 года опубликовано открытое письмо ряда юридических фирм города по вопросу представления в регистрирующие (налоговые) органы (на основании письма УФНС России по Омской области) отдельных документов, не предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Заявление продиктовано якобы заботой о развитии предпринимательства в регионе. При этом регистрирующие органы обвиняются в создании бюрократических преград для развития бизнеса и создании условий для уменьшения поступлений налогов в бюджет.

Но если отойти от точки зрения узкой группы фирм-посредников, написавших упомянутое письмо, и взглянуть на ситуацию непредвзято, то станет очевидным, что требования регистрирующих органов вызваны именно озабоченностью тем положением, которое складывается сегодня в регионе в сфере экономической деятельности и обеспечения прав собственности хозяйствующих субъектов.

Та простота осуществления государственной регистрации, которая изначально заложена в законе 129-ФЗ, позволяет использовать ее в криминальных схемах «захвата» фирм, их регистрации на подставных лиц, ухода от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, расчетов с кредиторами. Возможность провести регистрацию по документам, содержащим недостоверные либо заведомо ложные сведения об адресе места нахождения, учредителях, должностных лицах юридического лица, привлекает в регион криминальные структуры, позволяет безнаказанно «спрятать» создаваемую для определенных целей организацию по домашнему адресу ничего не подозревающей старушки, поставить во главе компании асоциальную личность, часто за бутылку водки одолжившую свой паспорт или поставившую несколько подписей под непонятными ему документами, а то и в чистых листах бумаги.

Чтобы оценить масштабы проблемы, сошлемся на выступление 22 марта 2006 года на «Правительственном часе» руководителя ФНС России А.Э. Сердюкова, который привел статистику, по которой более половины регистрируемых в настоящее время в стране юридических лиц создаются с целью уклонения от уплаты налогов.

В ходе контрольной работы омские налоговики постоянно сталкиваются с многочисленными фактами регистрации юридических лиц по украденным, утерянным, «проданным» и «одолженным» паспортам граждан. Только на сегодняшний день в Управлении ФНС России по Омской области находится на рассмотрении несколько заявлений от граждан, которые устали и отчаялись от потока требований, поступающих в их адрес от различных государственных контролирующих и правоохранительных органов, внебюджетных фондов, банков и коммерческих организаций в связи с деятельностью юридических лиц, которые зарегистрированы на их имя либо по их домашнему адресу. Для подачи в арбитражный суд регистрирующими органами сейчас готовится более 100 исковых заявлений о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц, при создании которых допущены подобные нарушения.

Уже завершена работа и судом вынесено решение о признании недействительной государственной регистрации ООО «Болотбек». Данное юридическое лицо было зарегистрировано на имя иностранного гражданина, не проживающего в России. По указанному в учредительных документах адресу находится частный дом, хозяева которого никогда не слышали ни о юридическом лице, ни о его учредителе. Общество использовалось для присоединения к нему юридических лиц с долгами со всей страны. При этом для государственной регистрации представлялся всегда полный комплект документов, установленный законом. Во всех случаях документы представлялись по доверенности. Усилиями налоговых органов области противоправные действия были пресечены.

С использованием утерянных паспортов производилась государственная регистрация ООО «Алтима» и ООО «Поиск-плюс». Факт использования недействительных паспортов подтвержден официальными документами органов УВД. Результаты почерковедческой экспертизы показали, что подписи в документах выполнены отнюдь не владельцами утерянных паспортов. Деятельностью указанных предприятий руководили неизвестные лица, а все требования по уплате налогов и погашению кредитов получали наши рассеянные граждане.

Как показывают результаты проверок, проведенных налоговыми инспекциями по аналогичным делам, регистрация таких юридических лиц осуществляется через юридические фирмы, в число которых входят и некоторые из подписантов упомянутого в начале статьи открытого письма. При этом доверенности на регистрацию оформляются на сотрудников фирм, как на физических лиц.

Приведем несколько примеров.

В результате контрольной работы Управления ФНС России по Омской области удалось предотвратить ущерб бюджетам разных уровней в размере 50 млн рублей со стороны ООО «НефтеСинтез». При проверке соблюдения законодательства при создании юридического лица было установлено, что все действия от лица учредителя на основании доверенности осуществлял сотрудник фирмы «Правовой Мир». При этом опрошенный в качестве свидетеля единственный учредитель, он же руководитель «НефтеСинтеза», показал, что никаких юридических лиц он не создавал, документов не подписывал, работой юридического лица не руководит. Стиль написания заявления и обилие допускаемых им грамматических ошибок не оставляют сомнений в его непричастности к управлению крупным предприятием.

Интересы учредителя общества с ограниченной ответственностью «СТТ-Сервис» представлял на основании доверенности сотрудник юридической фирмы «Просто». Юридическое лицо зарегистрировано на несуществующий адрес, что подтверждается официальными документами компетентных органов.

Часто такие юридические лица регистрируются фирмами «впрок», для последующей продажи. Естественно, что требование регистрирующих органов о представлении для регистрации дополнительных документов, а также выдача документов после регистрации непосредственно заявителю существенно усложняет незаконную деятельность нечистоплотных юридических фирм.

Понятно, что эти требования действуют не избирательно, а распространяются на всех заявителей. При этом определенные неудобства возникают и у тех организаций, которые, оказывая услуги по государственной регистрации, дорожат своим добрым именем и репутацией и не участвуют в построении криминальных схем. Но именно для таких добропорядочных участников рынка оказания юридических услуг, на наш взгляд, не составит сложности подготовить те документы, которые мы просим представить для их же спокойствия и спокойствия их клиентов как гарантию прозрачности регистрации юридических лиц.

Принимая на себя ответственность по расширению перечня документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц, налоговые органы области рассчитывают на понимание и поддержку тех граждан и организаций, которые выступают за развитие цивилизованного бизнеса. Мы надеемся вместе с вами сказать «нет» тому валу преступных посягательств на интересы государства и хозяйствующих субъектов, который захлестывает сегодня и страну, и нашу область в том числе.

Шаталов В.С.
начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Омской области,
Шевченко Л.В.
начальник отдела контрольной работы УФНС России по Омской области.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/04/16/obratnaya_storona_voprosa