Канадские записки русской бабушки -6

Дата публикации: 15 мая 2006

С 1 февраля по 1 марта в «КВ» публиковались «Записки русской бабушки» — впечатления автора о поездке в Канаду, состоявшейся в конце прошлого — самом начале нынешнего года. Но за рамками осталось много интересного, и сегодня по просьбам читателей публикация «Записок» продолжается.

Моллы, плазы и иже с ними

Если кто не понял, речь пойдет о магазинах. Надо сказать, что привычных нам киосков и павильонов в Канаде не строят совсем — ни в городах, ни в деревнях. Потому что совершенно справедливо считают неоправданным расточительством тратить массу средств на обогрев столь хлипких сооружений в холодное время года.

А вот рынки, если очень постараться, можно кое-где отыскать. Например, в поселениях меннонитов (и приверженцев некоторых других религиозных течений), которые стараются сохранить традиционный уклад жизни. Жители больших городов изредка наезжают туда — в основном за экзотикой. За покупками же ездят в магазины.

Слово «ездят» — ключевое. Канадские заведения весьма сильно отличаются от российских именно потому, что вся торгово-сервисная сеть выстроена в расчете не на пешеходов, а на автомобилистов. К магазину, салону или ателье должен быть удобный подъезд, поэтому размещаются они не внутри жилых кварталов, а вдоль улиц с оживленным движением. И ни в коем случае не в жилых домах! Только в самых старых городских районах еще сохраняются торговые улицы с домами в несколько этажей, на первом из которых расположен магазин (ресторан, парикмахерская и т.д.), а верхние — жилые.

Крупные специализированные либо «разножанровые» торговые центры строят возле транспортных узлов или где-нибудь на отшибе, за городом, куда первым делом прокладывают хорошую дорогу, а рядом устраивают огромную парковку. Чтобы у клиентов не возникало проблем даже в момент пиковой нагрузки (скажем, во время сезонных распродаж или в пятницу вечером).
Вообще по габаритам любая «их» торговая точка (будь то продовольственный магазин, модный салон, аптека или нечто иное) гораздо больше аналогичной «нашей». И одиночных магазинов вы там не встретите — только блоки и комплексы. Чтобы человек мог приехать в одно место и там найти все, что ему нужно. Или почти все...

Даже небольшие заведения (парикмахерские, химчистки, мини-пекарни, магазины кулинарии), расположенные в «спальных» районах и обслуживающие жителей ближайших домов, обязательно собраны в единый блок с непременной парковкой возле него.

Молл — это такое сооружение, в котором под одной крышей размещаются десятки (а то и сотни) магазинов и магазинчиков разного профиля, а также кафе, операционные кассы банков, салоны красоты и т.д. и т.п. У нас подобные сооружения раньше назывались «торговыми центрами», а в последнее время все чаще именуются «гипермаркетами».

Моллы бывают разные. Скажем, в каждом из районов Оттавы есть свой крупный торговый центр высотой в 2-3 этажа, площадь которого (молл плюс парковки) составляет, как минимум, 10, а чаще — 15 — 20 гектаров. Встречаются моллы и совсем маленькие — одноэтажные, вмещающие всего-то с десяток торговых и сервисных точек. Есть, конечно же, и моллы среднего размера.

Плаза (от немецкого слова «площадь») — это парковка, окруженная одинарным или двойным рядом прилепившихся друг к другу одноэтажных заведений разного размера и назначения, каждое из которых имеет отдельный вход. Иногда они расположены рядом с моллами, иногда стоят отдельно. Есть плазы, которые растянулись вдоль оживленных магистралей на несколько километров.

Самые популярные магазины в Канаде, конечно же, Super store, то есть супермаркеты. Во избежание недоразумений хочу сразу уточнить: это совсем не то, о чем вы подумали. Некоторое сходство с магазинами, именуемыми этим словом в России (типа ТЦ, «Астор» или «Омич и К»), безусловно, имеется, но очень отдаленное.

Например, там начисто отсутствуют спиртное и табачные изделия. Правда, при некоторых супермаркетах есть винные отделы. Но ассортимент напитков в них крайне беден: несколько сортов вина и бренди местного производства. Обычно в продовольственных магазинах продаются лишь два типа вина: безалкогольное и так называемое «кулинарное», которое хорошо подходит для приготовления соуса или теста, но пить его совершенно невозможно (для этого туда специально добавляют соль и другие специи).

За прочими алкогольными напитками надо идти в особые магазины — LCBO, в которых продают всевозможное спиртное, или Beer store, где есть только пиво, но зато в широчайшем ассортименте. Типичный LCBO очень похож на наши магазины вроде «Наполеона» или «Винных погребов на Пушкина», только в несколько раз больше.

Есть специальные магазинчики, которые торгуют табачными изделиями и разнообразной прессой. Газеты можно купить еще в автоматах, которые размещаются, как правило, на автобусных остановках. А иллюстрированные журналы, рассчитанные на домохозяек, продаются во всех супермаркетах и аптеках.

Впрочем, Drug Mart — это не только аптека, но еще и почта, и супермаркет в миниатюре. При этом собственно аптечный отдел весьма беден: витамины, биологически активные добавки, перевязочные материалы, антисептики, гигиенические товары и презервативы — вот и весь ассортимент. Нет даже трав, настоек или экстрактов (говорят, есть специальные «травные» аптеки, но мне таковых видеть не довелось).
Из лекарств свободно можно купить только аспирин, ибупрофен и парацетамол (с разными добавками и под разными фирменными названиями), да еще леденцы от кашля и боли в горле. Все остальное — строго по рецепту. Назначил врач принимать некий препарат 4 раза в день в течение недели — и вам продадут ровно 28 таблеток, отсыпав их из огромной банки в специальный пенальчик с крышкой и снабдив распечатанной на принтере инструкцией по их применению.

Просто супер

Типичный канадский супермаркет входит в состав молла или плазы и имеет размеры хорошего крытого стадиона. Ездят туда, чтобы в одном месте закупить сразу все, что может потребоваться семье на ближайшую неделю (или месяц). Соответственно, в ходу упаковки весьма солидных размеров. Скажем, соки продаются в тетрапаках по 2 л либо канистрах по 3-5 л или же блоками из двух-трех десятков упаковок по 200 г.
Хорошо знакомый россиянам Tide в Канаде чаще всего употребляется в жидком виде и продается в емкостях по 3-5 (и более) л, но встречается и порошок — в коробках по 4-5 кг. Мука и крупа фасуются по 2-5-10 кг, а самая популярная упаковка молока — коробка, в которую помещено 3 пластиковых пакета по 1,33 л. Майонез или, скажем, арахисовое масло тоже принято покупать бадьями весом не менее 1 кг. И т.д. и т.п.
Понятно, что тележки, с которыми покупатели путешествуют по омским супермаркетам, для перевозки провизии в таких количествах совершенно не годятся. В Канаде подобные им можно встретить только в аптеках или других сравнительно небольших магазинах. Посетителей супермаркетов там снабжают «транспортными средствами» куда мощнее. У нас тележками такой грузоподъемности пользуются разве что вокзальные носильщики или пассажиры в аэропорту Шереметьево-2.

Некоторые фрукты-овощи в супермаркетах продаются упакованными, но большей частью они лежат россыпью на огромных лотках, так что покупатели могут сами выбрать и положить в прозрачный пакет те плоды, которые им больше понравятся. Зеленные культуры (редис, свекла с ботвой, разные виды салата, зеленый лук, укроп, петрушка и прочее в том же духе) выставлены в специальных открытых витринах, оснащенных форсунками, которые время от времени опрыскивают нежную зелень водой, дабы та не теряла товарного вида.

Все кассы в продовольственных магазинах оснащены не только фотоэлементами для считывания штрих-кодов с упаковок, но и электронными весами. Обычно нефасованные плоды (каждое яблоко, апельсин, огурец, помидор, персик и даже слива) снабжены специальными наклейками — номерками, по которым касса определяет стоимость товара. Если наклеек нет, кассир набирает номер на клавиатуре, так что в любом случае взвешивание занимает минимум времени.

А для самых торопливых есть кассы самообслуживания — тоже с фотоэлементом, весами, клавиатурой и кармашком для кредитной карточки.
Помимо продуктов и привычных российскому глазу сопутствующих товаров (вроде одноразовой посуды или моющих средств), в канадских супермаркетах продается еще много самых разных вещей: одежда, обувь, игрушки, кухонная утварь, столовое и постельное белье, канцелярские товары и т.д., и т.п., вплоть до телевизоров.

Но все это — товары повседневного и массового спроса. Свитера, куртки, кроссовки, незамысловатое белье, простенькая посуда и электроника. Там в принципе не может быть экзотических для Канады продуктов или деликатесов, да и в целом ассортимент товаров небогат. Боюсь, мне так и не удалось убедить своих друзей, уехавших туда накануне развала СССР, что оттавским супермаркетам далеко до омских. А между тем так оно и есть, если иметь в виду разнообразие и качество продуктов.

Все, что не входит в повседневный канадский минимум, продается только в немногочисленных специализированных магазинах или отделах и стоит куда дороже «обычных» продуктов. Например, листовой чай, кисломолочные продукты, соленая и копченая рыба. Поэтому за селедкой, икрой (в том числе и кабачковой), конфетами или колбасой привычного нам вкуса надо ехать в русский магазин. В Оттаве их два, в Торонто — много больше.

Камер хранения в супермаркетах нет — обычно сумки и пакеты оставляют в машине. Если же кто-то решил посетить несколько магазинов подряд, сделанные ранее покупки просто не выставляют перед кассиром. И мне ни разу не доводилось видеть или слышать, чтобы кто-то проверял, что там за пакеты остались у покупателя в тележке или что у него лежит в сумке. Людям в Канаде принято верить! И не только в магазинах...



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/05/17/kanadskie_zapiski_russkoy_babushki_-6