Омскагрегат набирает высоту

Дата публикации: 15 мая 2006

за счет роста госзаказа и расширения кооперации
В середине апреля в Москве состоялась выставка «Двигатели-2006». На форуме присутствовало свыше 140 предприятий из восьми стран. В составе экспозиций — авиационные двигатели различного назначения и конверсионные разработки на их основе. В выставке приняло участие ОАО «Акционерная компания „Омскагрегат“.

Выставки, подобные апрельскому форуму «Двигатели-2006», — не только хороший повод для оборонщиков рассказать о себе. Такие мероприятия важны в целом для отрасли. Кроме установления деловых контактов и поиска новых партнеров руководители предприятий-смежников решают вопросы кооперации, которые накопились за прошедший год. Стенды двигателестроителей и поставщиков вспомогательного оборудования превращаются в места проведения отраслевых совещаний, где оборонщики общаются между собой в неформальной обстановке, ищут и находят возможности для эффективной совместной работы.

Все это было и на стенде ОАО «Акционерная компания „Омскагрегат“, продукция которого вызвала большой интерес у представителей Министерства обороны РФ и Рособоронэкспорта. Причина — участие предприятия в создании новых перспективных авиадвигателей нового поколения, имеющих большой экспортный потенциал. Кроме заказов Минобороны, Д-436-148, АИ-222-25 и его форсажная модификация, ВК-100, ТА-18 будут поставляться за рубеж — также как и запасные части для авиатехники еще советского производства, которая эксплуатируется за границей.

Омскагрегат тесно сотрудничает с авиационной корпорацией „Рубин“, которая разрабатывает гидроагрегаты для силовых гидросистем современных самолетов и вертолетов. Последняя разработка „Рубина“ — целая гамма плунжерных насосов нового поколения, участвующих в управлении гидросистемой самолета. Сейчас идет работа над организацией производства этих гидроагрегатов в Омске. Здесь для этого есть производственные мощности и грамотный персонал.

Схемы финансирования не всегда одинаково приемлемы для производителей и покупателей. "В условиях тяжелой экономической ситуации предоплаты никто не делает, — сетует гендиректор АК “Омскагрегат» Сергей МОРЕВ. —Пытаемся как-то маневрировать с отсрочками платежей. Дело в том, что мы не производим конечную продукцию. Наши агрегаты — это комплектующие изделия для двигателей, бортовых систем самолетов. А деньги платит конечный потребитель, и платит только тогда, когда получил изделие, то есть готовый самолет или двигатель". Между тем спрос на комплектующие в последнее время заметно возрос: новых объемов требуют российские и иностранные эксплуатанты.

Против «серого» экспорта

Россия сейчас активно продает военные самолеты за рубеж и ведет их послепродажное обслуживание, поэтому Рособоронэкспорт, главный представитель отечественных обронщиков за пределами России, сейчас работает с поставщиками запасный частей. Омские агрегаты продаются на восток, в основном — в Индию и в Китай. Много заказов на комплектующие для лицензионного производства и ремонта самолетов «Су-27», «Су-30МКИ», «МиГ-21», «МиГ-27», учебно-тренировочного «L-39», который эксплуатируется сейчас по всему миру, и других машин. Это агрегаты систем автоматического управления основных и вспомогательных силовых установок, гидравлических и других систем летательных аппаратов. Оказывается, у столь специфичного товара тоже есть «серый» рынок, где оборачивается контрафактная продукция. Как говорят руководители АК «Омскагрегат», предложения продавать комплектующие по альтернативным каналам поступали неоднократно, но предприятие работает только через аккредитованных посредников, у которых есть лицензия на внешнеэкономическую деятельность по линиям поставок военного имущества. Предложения продать запчасти в обход Рособоронэкспорта отметаются сразу же.

Комплектующие и запасные части производства АК «Омскагрегат» интересны авиаремонтным заводам (АРЗам). «Вынуждены значительно сократить объемы поставок, чтобы сохранить собственные заказы, — говорит Сергей МОРЕВ. — Ранее наш завод занимался только производством комплектующих для силовых установок и гидросистем, но теперь рынок сузился и мы вынуждены принимать заказы на ремонт авиатехники. Раньше этим занимались АРЗы, получая от нас ремонтно-групповые комплекты запасных частей, но теперь мы вынуждены лимитировать или вовсе прекратить их поставки. А свое производство им не наладить — очень сложно и дорого: нужны оборудование и грамотный персонал. Мы провели переговоры в Управлении капитально-восстановительного ремонта авиационной техники и вооружения ВВС России — главной структуре АРЗов. Рассмотрели данную проблему и, к удовлетворению обеих сторон, нашли компромиссы».

Подъем с глубины

Впрочем, и без поиска новых партнеров заказов у предприятия сейчас достаточно. Их пик пришелся как раз на второй квартал 2006 года. За счет новых контрактов есть возможность перераспределить нагрузку на заводе, переоснастить производство и оптимизировать состав оборудования, что весьма актуально: производственный парк не обновляли уже лет пятнадцать. «В феврале на завод привезли и установили один японский станок, — говорит Сергей МОРЕВ. — Сейчас он работает в две смены, вот-вот начнется его круглосуточная эксплуатация». Этот станок большой производительности и очень высокой точности, по сути — обрабатывающий центр. Он позволяет упростить технологический процесс и сократить время обработки деталей. На подходе — еще два обрабатывающих центра производства Японии. Однако на такое современное оборудование нужны операторы и наладчики, при этом основным критерием подбора кадров становится знание компьютера и основ программирования. Квалифицированные специалисты с высшим образованием — своеобразная рабочая элита, которая до тонкостей знакома с процессом производства на новом оборудовании. Именно таких специалистов и старается привлекать Омскагрегат.

Необходимость тесных отношений между смежниками, о которых так много говорили на выставке, давно уже осознали в Омске. И производители агрегатов, и разработчики из Омского машиностроительного конструкторского бюро (ОМКБ) уже довольно давно работают в этом направлении. Оба предприятия разделили сферу ответственности: конструкторы постепенно отходят от ремонта агрегатов авиатехники и сосредотачиваются на новых разработках. Как итог — примерно половина экспонатов на стенде ОМКБ была отмечена биркой «Экспонируется впервые». Сергей МОРЕВ: «Важно, чтобы конструкторы могли работать над перспективными проектами. Наверное, мы единственные, кто платит своему разработчику роялти с каждого проданного агрегата. Это нормальная общемировая практика. Свободные деньги помогают ему развиваться. Это будущая работа для нас...»

Актуальный тренд

Российское двигателестроение будет консолидироваться путем слияния предприятий и углубления кооперации между участниками рынка. Эта мысль красной нитью прошла через все события выставки — презентации, пресс-конференции и «круглые столы». Предприятия отрасли постепенно выходят из кризиса и начинают зарабатывать. Это происходит за счет экспорта военной техники и увеличения объемов оборонного заказа. Генеральный директора ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор ЧУЙКО отметил, что отрасль стабильно растет: оборонные предприятия заметили увеличение загрузки из-за роста госзаказа.

Кроме новых разработок предприятия заняты решением вопросов объединения и углубления кооперации. Однако гендиректор АССАД выступил против насильственного объединения отечественных оборонщиков. «Мне больше нравится другая схема интеграции. В ней одна группа предприятий работает над созданием двигателей для нужд Министерства обороны, а другая производит двигатели для гражданской авиации, — пояснил свою мысль Виктор ЧУЙКО. — Первая группа будет создана на базе ММП имени ЧЕРНЫШЕВА, объединения „Салют“, ОМО имени БАРАНОВА и завода имени Климова. Основу второй группы составят предприятия из Перми и Рыбинска. Правда, не совсем ясной остается судьба производства авиадвигателей для стратегической авиации, поэтому можно создать третью самостоятельную структуру с центром в Самаре либо включить ее в первую группу».

Тем не менее омские оборонщики намерены сохранить самостоятельность. По словам гендиректора АК «Омскагрегат» Сергея МОРЕВА, заказы помогли его предприятию сохранить основные фонды — коллектив и оборудование: «Завод стал больше зарабатывать, это дает нам возможность вкладывать в развитие производства и в персонал. Сейчас на предприятии идет оптимизация техпроцесса: производство стремится к компактности. В результате мы планируем сократить непроизводственные расходы и тем самым сделать предприятие более эффективным».

Михаил ШРЕЙДЕР 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/05/17/omskagregat_nabiraet_visotu