Михаил СУТЯГИНСКИЙ, генеральный директор ГК "Титан": "В Казахстане мы будем обогащать кремний, в Омске можем его очищать"

Дата публикации: 22 мая 2006

Об особенностях новых проектов, связанных с парком биотехнологий с парком биотехнологий, редактору «КВ» Марату ИСАНГАЗИНУ рассказал генеральный директор группы предприятий «Титан» Михаил СУТЯГИНСКИЙ:

— Какое отношение к группе компаний «Титан» имеет казахстанское ТОО «Баско»?

— Президент ТОО «Баско» — мой старший брат Александр СУТЯГИНСКИЙ. Поэтому мы имеем непосредственное отношение к этому объекту. И программа поднятия сельского хозяйства и строительства новых технологий по переработке сельхозпродукции осваивается нами не только в России, но и в Казахстане. Первый проект «выстрелил» в соседней стране в силу того, что правительство Казахстана достаточно активно его поддержало и увидело в этом определенный смысл. Комплекс «Биохим» готовится там к пуску в июле. Это не последний проект на территории Казахстана. Там будет строиться еще один комплекс.

— Тоже по биоэтанолу?

— Да. В Омске мы занимаемся аналогичным проектом при поддержке правительства Омской области и губернатора прежде всего. Сегодня мы занимаемся решением земельного вопроса. Потому что земля под будущее строительство находится в федеральной собственности. Идет процесс перевода ее под юрисдикцию города или области. Согласуем также нашу программу с Минсельхозом, потому что в России наконец-то есть национальный проект, связанный с сельским хозяйством и правительство созрело для создания подобных комплексов. Мы просчитали и определили, что вместо 60 тыс. тонн, которые будут в Казахстане, здесь мы будем строить комплекс на 150 тыс. тонн. Сегодня мы твердо убеждены, что он будет востребован. Первоначально было несколько вариантов: существовал зеркальный проект на 60 тыс. тонн, на 80 тыс. тонн и на 150 тыс. тонн. Мы приняли последний. Этот проект будет первым в России. И к нему мы готовы, как никто другой. В Москве недавно состоялась первая конференция по биоэтанолу. Она вызвала немалый интерес и большие дискуссии. Дело в том, что на топливный биоэтанол, который необходим россиянам как воздух, есть немалые акцизы и пошлины, потому что он подпадает под закон о производстве и обороте этилового спирта. Сегодня мы занимаемся в том числе и этими вопросами, но у нас есть уникальность, которой нет ни у одного из тех, кто собирается строить аналогичные комплексы в России. Мы в состоянии сразу же переработать этанол на своих площадях и выдать качественно иной продукт.

— Который заменит МТБЭ?

— Да. Если американцы сегодня пошли по пути этанола, то мы предлагаем перейти сразу на следующую ступень — производство ЭТБЭ. К этому моменту мы два года готовились.

— Чем ЭТБЭ выгоднее МТБЭ?

— Экономически он пока дороже МТБЭ. Но сегодня мы говорим о здоровье нации, наших детей, поколения. Тут компромиссы уже искать нельзя, а необходимо внедрять то, что даст нам совершенно другую экологию в эксплуатации автомобилей. Если в Европе сегодня принята программа стандарта Евро-4, то в России только только подписали — о введении стандарта Евро-2. То есть мы отстали на десяток лет. Но это отставание можно сократить. Почему европейцы думают о здоровье своих народов, а мы нет? России тоже необходимо подтягиваться к стандарту Евро-4. Понятно, что есть проблемы с автомобильным парком, но мы сегодня уже можем выпускать 80-й бензин качественно другим — с биокомпонентом без реконструкции нефтеперерабатывающего производства. Что такое МТБЭ и ЭТБЭ? Это компонент, который повышает октановое число, моторные функции топлива. Замену МТБЭ на ЭТБЭ мы можем провести без каких-либо затрат для нефтяников. А вот внедрение этанола потребует колоссальных затрат. Мы подготовили программу производства. Она стоит немалых денег. Но мы видим, что Европа развивается по направлению ЭТБЭ, а значит, к этому и конъюнктур подойдет, и экономика. А если подсчитать все на круг: улучшение экологии, качественные улучшения выхлопов, которые сегодня воздействуют на людей, водоемы, здания, дороги, — на все это требуются определенные деньги. В конце концов для государства будет гораздо дешевле применять этот биопродукт, который на 30% уменьшает содержание в выхлопе окиси углерода, на 13% — влияние на парниковый эффект.

— Бензин с МТБЭ проходит по Евро-4?

— Нет. В бензине должны быть биокомпоненты.

— Экология — дело хорошее. Но должна быть и экономическая составляющая. Какой смысл предприятию идти на более затратный проект?

— Мы рассматриваем проект не только по производству ЭТБЭ. Этот продукт — только третий-четвертый по значимости. Мы говорим о программе строительства биотехнологического комплекса, в которой в первую очередь планируется строительство комбикормового завода по совершенно новой технологии со сбалансированными ингридиентами, которые позволяют увеличить привес и надои. Это даст возможность увеличения посевных площадей. Сегодня, например, нет смыслаувеличивать посевные площади, мы и так это зерно храним от шести до восьми месяцев, оно гниет и т.д. А новые мощности позволят нам перерабатывать это зерно, выделить из него ту энергетическую ценность, которую животные просто не перерабатывают, выводят в фекалии.

— Объем комбикормового предприятия какой планируется?

— 720 тонн в сутки.

— Это будет единый комплекс с производством биоэтанола?

— Да. Сначала из зерна выберут крахмал и сахарозу. Потом клейковину. Сегодня, например, в хлебопечении происходит как в известной фразе: «Тигру мясо недокладывают» — клейковину в хлебе надо держать 25-29%, а у нас около 23%. Поэтому необходимо в хлебе процент клейковины увеличить. А оставшуюся в зерне белковую часть, необходимую для животноводства, мы обогатим рапсом, соей, другими ингредиентами. Сегодня спиртовые заводы барду выбрасывают в специальные хранилища, а у нас предусмотрена специальная очистка, которая оттуда убирает всю спиртовую составляющую, сивушные масла, которые мы будем отдельно перерабатывать в сырье для парфюмерии. Это все деньги. Но если взять все на круг барду переработать, а скотину, выкормив и вырастив, отдать на бойню и сделать полуфабрикаты на продажу, — в целом все это даст необходимый экономический эффект.

— Где будет это все располагаться?

— У нас есть два-три места. Мы хотели бы видеть все в Советском округе рядом с «Экойлом», где товарный парк, по другую сторону Красноярского тракта. В таком случае этанол может поставляться на переработку продуктопроводом. Здесь удачная развилка, железная дорога, племенное хозяйство, которое заброшено, а мы его сможем поднять.

— Опять-таки, зеркально тому, что сейчас делается в Петропавловской области Казахстана?

— В работе мы учитываем свой казахстанский опыт. И предлагаем Минсельхозу России в национальном проекте пойти шире узких рамок. Тем более в комплексе предполагаем и производство ферментов, которые сегодня поставляются в Россию из-за рубежа.

— Свинокомплекс вы имеете в виду тот, о котором заявил одесский фермер ШНАЙДЕР, или другой?

— У ШНАЙДЕРА планируется свой свинокомплекс, у нас — свой. Ведется обсуждение о возможном объединении усилий. Сегодня решения пока нет. Но мы видим в этом определенную целесообразность. Было бы правильно сделать единые комбикормовый цех, убойный цех, переработку и т.д. Что же касается производства свинины или птицы, я считаю, что рынок сегодня позволяет все это проглотить. Рядом со ШНАЙДЕРОМ вполне могут появиться и другие желающие сделать свинокомплекс: и на 10 тысяч голов, и на 20 тысяч, и на сто. Предложение, которое мы сделали омскому правительству, позволяет учесть желание всех. Мы можем сделать комбикормовый завод и на 1000 тонн в сутки, и на 500. Поэтому сегодня ведем диалог. После обсуждения этого вопроса на уровне Законодательного собрания мы будем дальше ориентироваться, так как заявленная мощность комбикормового завода вдвое больше необходимого только для нашего собственного зерна.

— Обсуждение какое вы имеете в виду?

— По поводу участия Омской области в строительстве биохимического комплекса. Нам одним такой комплекс не потянуть. Если в Казахстане мы его строим при полной поддержке правительства Казахстана, то хотелось бы адекватную помощь увидеть и на российской стороне. Сегодня ни ШНАЙДЕР, ни мы не готовы оплатить даже все проценты по банку — сельскохозяйственный бизнес не дает таких доходов. Нужно будет строить, вовремя платить. Можно, конечно, растянуть строительство на десять лет, но тогда комплекс будет неэффективен. В Казахстане мы на комплекс потратили год — это хороший показатель. В этом районе, Северо-Казахстанской области, где мы заканчиваем строительство, появились рабочие места, заработали магазины. Повысилась рождаемость, в район стала возвращаться молодежь.

— Корректно было бы сказать: это российский бизнес инвестирует в Казахстан?

— Некорректно.

— Но все же ваша корпорация теперь международная?

— Она носит транснациональный характер. Но в биохимический комплекс в соседней стране вкладывается чисто казахстанский капитал. Там наши кадры — финансисты, экономисты, технологи, химики. Для этой стройки ШИШОВ и омский завод металлоконструкций делают металлоконструкции, там работают омские монтажники и т.д.

— Учредители все же одни у ТОО «Баско» и группы компаний «Титан»?

— Пока, в силу того, что мы выстраиваем вертикально интегрированную структуру, они будут одни.

— В заявке, которую формирует министерство экономики Омской области для участия во втором этапе конкурса на открытие в регионе особой экономической зоны, есть слова о производстве поликристаллического кремния. Насколько я знаю, ТОО «Баско» разрабатывает в Карагандинской области месторождения кварца?

— Обогатительная фабрика, где будет первичная переработка кварца и получение технического кремния, строится в Казахстане. Если решение об особой экономической зоне будет в Москве подписано, то в Омске возможно производство так называемого солнечного кремния — того, что идет на космос, в энергетику, в компьютерные технологии, где требуется особая чистота этого продукта. В России сегодня такого производства нет, потребность в нем, с учетом того, что правительство собирается развивать нанотехнологии, есть. Если поддержка будет, то мы определимся в этом проекте. Если группа компаний «Титан» по петропавловскому «Биохиму» не является официальным учредителем, то в будущем комплексе по изготовлению технического кремния в том же Казахстане у нас 25% в уставном капитале. Будет ли следующий этап очистки кремния в Омске или в другом месте — покажет жизнь.

— Это зависит от содействия государства?

— Уже и ведомство Германа ГРЕФА не раз заявляло:там, где государство вложится в инфраструктуру, там и будет бурный рост экономики и быстрый подъем. Губернатор Омской области эту ситуацию хорошо понимает и подтверждает участие области в биохимическом комплексе. Такого единого целостного комплекса нет даже в Европе.

— А как помогла Республика Казахстан в строительстве комплекса «Биохим»?

— 35 км водопровода...

— За счет государства?

— Да. Они проложили железную дорогу, подвели электрокоммуникации. Все остально мы сделали сами.

— На каких условиях эта помощь?

— Только связанные с созданием рабочих мест, своевременной уплатой налогов и использованием местной сельхозпродукции. Плюсов для сельского хозяйства в Тайышинском районе выйдет немало: сельчанину не надо будет хранить по полгода зерно в ожидании конъюнктуры, теряя проценты по взятым кредитам, не надо будет искать и готовить комбикорма — мы ему их предоставим сбалансированные и обогащенные.

— Год назад я беседовал с главой администрации Кормиловского округа, он говорил, что вы вели переговоры о приобретении Кормиловского комбината хлебопродуктов под биохимический проект...

— Мы не договорились с собственниками этого элеватора.

— Что будет на Азовском спиртзаводе?

— Для него подготовлена технология перепрофилирования части производства под биоуксус. Мы отработали уже всю технологию и экономику. Хотя сегодня начали поступать предложения от желающих купить завод и запустить его по основному профилю. Мы рассматриваем целесообразность того или иного. В рамках технического комплекса, который мы собираемся строить здесь, вполне возможно тоже встроить производство биоуксуса.

— Что сейчас происходит на спирзаводе?

— Он под охраной, оборудование законсервировано. Сейчас мы ждем решения о господдержке биохимического комплекса. От этой печки и будем плясать. Тогда можно будет выстраивать вопросы финансирования, логистику — сколько необходимо зерна, транспорта, энергоресурсов, все, что входит в единый материальный баланс.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/05/18/120257