16 мая назначен новый директор Омскго государственного цирка — Николай НАУМОВ. Напомним, что предыдущий директор Грант ИБРАГИМОВ уволился с должности по собственному желанию, но из цирка не ушел. Корреспондент «КВ» Елена КАЛИНОВСКАЯ встретилась с новым руководителем цирка и задала ему несколько вопросов:
— Николай Николаевич, как вы отнеслись к переезду в Омск?
— Это обычное дело. У артистов цирка нет постоянного места жительства. Я объездил много стран мира. В прошлом году был в Индии. Тогда произошел ужасный случай: импресарио забрал деньги, поджег помещения, где содержались животные, и сбежал. В этом году был на гастролях в Китае.
— Вы были в составе какой-то труппы?
— Нет. У нас нет отдельных трупп. В нашей стране есть один цирк — Российская государственная цирковая компания. У нее нет региональных отделений, и работает она только в Москве. Артистов нанимает Москва, в Москве формируются цирковые программы, в них собираются артисты разных городов. И когда программа готова, она начинает гастроли. Вот что такое цирк России.
— А почему цирк до сих пор государственный?
— Он не сможет быть частным. Так как это искусство требует больших затрат. Содержание и кормление животных, содержание зданий, налоги на землю, транспортировка гастрольной группы — все это требует больших денег, и без государственных дотаций цирк существовать не сможет. Поэтому нас финансируют из федерального бюджета.
— Если артисты подчиняются Москве, то чем же вы сейчас управляете как директор Омского цирка?
— То, что называется цирком в разных городах России, это всего лишь специальные здания, которые принимают гастрольные группы. Ни в Омском, ни в каком другом цирке нет постоянных артистов, не содержатся животные. Я должен содержать здание, чтобы обеспечить нормальную работу гастролерам, должен провести рекламную кампанию, заплатить налоги.
— Но оркестр-то у нас есть?
— Да, музыканты — стационарные цирковые работники. Всего в Омском цирке работает 130 человек.
— А выручку от представлений вы перечисляете в Москву?
— Нет, выручка остается здесь. Ведь на эти деньги и содержится Омский цирк. Артистов мы заселяем в общежитие при цирке, животные содержатся в специальных помещениях. Мы закупаем корма для животных. Гастрольная группа приезжает, как правило, на месяц. После этого мы закупаем им билеты и отправляем в другой город.
— А кто платит зарплату артистам?
— Они приезжают в Омск по разнарядке, мы делаем приказ о прибытии коллектива на гастроли, начисляем им зарплату. Они отработали, мы заплатили и отправили. Зарплата цирковых артистов не зависит от кассовых сборов, числа гастролей. У нас, как и у всех бюджетных работников, есть своя тарифная сетка, есть доплаты, например за звание народного артиста. Единственное, если заполняемость зала более 70%, то из фонда цирка артистам идет 50% — 100% надбавки.
— Но это же каторжный труд.
— Да, зарплаты у нас небольшие, в среднем артист получает 10-15 тысяч рублей. Но цирк — это болото, в хорошем смысле слова, придя сюда один раз, выйти уже невозможно... затягивает. Если ты пережил первые четыре года, то здесь и останешься.
— Наверное, самое сложное — содержать животных?
— Да, должны быть отдельные помещения для лошадей, слонов, обезьян. Все это есть и в Омском цирке. Нет только бассейна для дельфинов и морских котиков. Водный цирк приезжает со своим бассейном, со своим оборудованием. Во всем мире свой бассейн имеет только один цирк — это Большой московский цирк.
— Во сколько обходится содержание животных?
— Очень дорого. Например, для нормального питания тигру необходимо граммов говяжьей вырезки первой категории в сутки, витамины, молоко, овощи. Пищу для животных готовят на специальной кухне.
— Где приобретаются животные?
— Росгосцирк покупает животных немного — зверей в год. Обычно это происходит за раницей. Есть питомники и в России. Вообще животные — самая дорогостоящая часть цирка. Например, на покупку одного бегемота потребуется 80 тысяч долларов.
— Затрат много, но должен быть какой-то доход?
— Нет, как я уже говорил, это дотационный вид деятельности. Есть программы, которые себя окупают, есть убыточные. Все зависит от посещаемости представлений. Например, предыдущая программа с бегемотами в Омске провалилась. Заполняемость зала была лишь 18%. Обычно зал заполняется на 40-60%. Трудно сказать, почему это произошло, я пока только во все вникаю.
— А доходы от аренды?
— Да, концерты эстрадных артистов нам выгодны. Но для того, чтобы сдавать арену в аренду необходим ее товарный вид. Тогда, естественно, и спрос на нашу площадку возрастет.
— Какие у вас планы как у нового руководителя?
— Будем наводить порядок. Здание Омского цирка не ремонтировалось более тридцати лет. Сейчас будем пересматривать договоры с арендаторами, для того чтобы эта деятельность приносила пользу цирку.
— Место для аренды выставляется на конкурс?
— Нет. Если есть свободное место, приходит арендатор, мы с ним обговариваем условия договора. Часть платежей уходит в Росимущество, часть — на оплату коммунальных услуг, и часть отчисляется на развитие цирка. Этого, конечно мало, но если не лечить маленькую ранку, то она будет болеть все больше и больше. Здание цирка необходимо привести в порядок. Ведь хорошая концертная площадка, он может стать городским центром досуга и отдыха. Чтобы воплотить эту мечту в жизнь, будем искать инвесторов. Так же хотелось бы поближе познакомиться с властями города и области, найти точки соприкосновения с ними.
— В цирке очень распространены династии артистов. Ваши дети пошли по стопам отца?
— Цирк — это другая жизнь. Как правило, артисты создают семьи в цирке. Я тоже встретил свою супругу Клару в цирке. Дети ездили с нами на гастроли. Дочь Олеся с нами ездила до 16 лет, а потом все-таки решила выбрать профессию врача. Она работает психологом в наркологическом диспансере в Москве. А сын Сергей сейчас учится в цирковом училище.
— Вы двадцать лет работали клоуном, это серьезная профессия?
— Очень серьезная и сложная, потому что клоун должен уметь все: и жонглировать, и выполнять акробатические трюки, и петь, и многое другое. В цирк меня пригласил Юрий НИКУЛИН, и профессии клоуна я учился у настоящего мастера — Юрия НИКУЛИНА. Он был очень мягким человеком, заражал всех любовью к цирку. Главное для клоуна — быть неординарной личностью. Нельзя подготовить выступление на десять минут и уйти. Очень часто требуется сочинять все на ходу, когда по каким-то причинам артисты не могут выйти на арену вовремя. А это самое сложное, и если человек может занять зрителей, значит, это настоящий клоун. Сейчас умение находить выход из любой ситуации мне очень пригодилось.
— Спасибо за беседу, желаю успехов.
Николай Николаевич родился 10 августа 1954 года в городе Щекино Тульской области. С 5-го по 7-й класс средней школы был воспитанником военного оркестра воздушно-десантных войск в Туле. В 1968 году поступил, а затем одновременно учился в Тульском железнодорожном училище и Тульском культпросветучилище. С 1970 года по вечерам подрабатывал униформистом в Тульском цирке. С 1971-го по 1972 год работал ассистентом Юрия НИКУЛИНА. С 1972-го по 1974 год служил в армии в ракетных войсках. После демобилизации шесть месяцев работал электромехаником железнодорожной дистанции электросетей. Затем Николая Николаевича пригласили в Тульскую филармонию на место ударника. В 1976 году вернулся в цирк и стал работать клоуном. В 1996 году стал директором гастрольных программ. В 2001 году был назначен директором московского цирка шапито «Веселая арена», в этом же году был приглашен на строительство Ульяновского цирка. В 2004 году переехал в Москву, где был назначен заместителем директора по строительству цирка «Радуга». В мае 2006 года был назначен директором Омского цирка.