Александр БЕЛАН, директор ЗАО "Полиграф": "Уровень развития полиграфии адекватен уровню развития региона"

Дата публикации: 05 июня 2006

6 апреля в Новосибирске прошел учредительный съезд Межрегионального союза работодателей «Сибирский полиграфический союз» (СПС). От Омского региона в этот союз вступили ЗАО «Полиграф» и Омскбланкиздат. Президентом СПС был избран генеральный директор новосибирского ОАО «Советская Сибирь» Владимир КОРЯГИН, а директор «Полиграфа» Александр БЕЛАН стал одним из девяти членов правления СПС. Корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ встретился с Александром Владимировичем и расспросил его, зачем понадобилось создание СПС и какие проблемы существуют у омской полиграфии.

— Если союзы создаются, значит, это кому-то нужно. А кому и для чего нужен СПС?

— СПС создан для того, чтобы выражать и отстаивать интересы сибирских полиграфистов на всех уровнях. В советские годы, когда делался контрольный оттиск с каждой пишущей машинки, за полиграфией был сверхжесткий контроль, а в постсоветские годы отрасль оказалась предоставлена сама себе. Отечественные полиграфисты не получают и не ждут помощи от государства, но мы оказались в гораздо худшей ситуации, чем наши коллеги в Казахстане и на Украине, которые очень быстро развиваются за счет предоставленных льгот.

Мы покупаем полиграфическое оборудование, мелованную бумагу, краски за рубежом и платим НДС. А если печатать полиграфическую продукцию за рубежом, то с нее при ввозе в страну НДС не взимается. Получается, наше государство заинтересовано в том, чтобы обеспечивать рабочие места для других стран и окончательно угробить отечественную полиграфию. В приграничных казахстанских и украинских городах созданы современные типографии, и практически все российские неоперативные заказы уходят к зарубежным полиграфистам. И сколько эта тема ни муссируется, результата нет — Госдума не отменяет существующие преференции для зарубежной полиграфии.


Еще одна проблема в том, что последние технологические инструкции для полиграфии разработаны и утверждены 15-20 лет назад Минпечатью, с тех пор полиграфические технологии очень сильно изменились. Сейчас стандартов как таковых нет, есть только ссылки на советские ГОСТы и технические условия. Из-за отсутствия четких норм возможны ситуации, когда заказчику не нравится качество полиграфической продукции, а аргументировать полиграфистам нечем. В арбитражных судах тоже нет специалистов в этой области, поэтому непонятно, за кем будет последнее слово. Генератором принятия новых ГОСТов и призван стать СПС, который может также давать заключения и рекомендации по качеству при возникновении споров.

— Какие первоочередные задачи стоят перед СПС?

— На учредительном съезде были обозначены проблемы, которые больше всего волнуют сибирских полиграфистов. В первую очередь нужно выравнять таможенные пошлины и НДС для тех, кто печатает здесь и за рубежом. По этому поводу подготовлено обращение к министру культуры и массовых коммуникаций Александру СОКОЛОВУ, под которым подписались не только СПС, но и Московский полиграфический союз, Гильдия издателей периодической печати, Союз полиграфистов Санкт-Петербурга и Альянс собственников полиграфических предприятий Чувашской Республики. В обращении предлагается сформировать рабочую группу для разработки стратегии развития полиграфической отрасли России.

Сейчас ведется регистрация СПС, его исполнительным директором назначен главный редактор специализированной газеты «Сибирский полиграфический вестник» Александр ЕПИФАНОВ. Пока в СПС вступило порядка 30 полиграфических предприятий из Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского и Красноярского краев, но его двери открыты для всех сибирских полиграфистов. Процесс создания региональных полиграфических союзов ширится, уже создается подобная структура на Юге России, есть движение и на Дальнем Востоке. Не за горами объединительный съезд, на котором будет создан Всероссийский полиграфический союз. Объединившись, полиграфисты смогут лоббировать свои интересы на уровне Госдумы и федерального правительства.

— А каково состояние полиграфии в Омской области?

— В советские годы региональным полиграфическим центром по праву считался Дом печати, но сегодня он не является серьезным игроком на местном рынке. Такая пассивность может привести к его полному исчезновению. А вообще уровень развития полиграфии адекватен уровню экономического состояния региона. Полиграфия обеспечивает экономику рекламой, этикеточной, упаковочной продукцией. У нас на эту продукцию нет такого спроса, как в Москве или Новосибирске. Но нужно разделять уровень полиграфии по мощности и по качеству.

Омская полиграфия может обеспечить качество печати ничуть не хуже, чем в Москве или Финляндии. А вот по количеству секций печатных машин Омск уступает Новосибирску на порядок. Наш полиграфический уровень намного опережает существующий спрос. К примеру, «Полиграф», чтобы загрузить свои мощности, печатает упаковочную продукцию для Дальнего Востока и Иркутской области.

К сожалению, омский уровень выпуска газетной продукции сильно уступает всем нашим соседям. Что отчасти соответствует спросу на нее. Чтобы приобрести современную машину для печати газет, нужно затратить 2,5-3 млн евро, а загрузить ее будет весьма проблематично. Конечно, можно взять индийский «Фаст», как это сделала «Омская правда», или китайскую машину, но это совсем не тот уровень.

— У каких-то из омских полиграфических предприятий есть Международный сертификат системы качества?

— Качество полиграфии — это не только техника печати, но и уровень организации технологического процесса, и кадровое обеспечение. «Полиграфу» ничто не мешает получить международный сертификат, но мы не торопимся, потому что не работаем на экспорт. Наши заказчики не ставят вопрос о наличии сертификата системы качества, поэтому мы работаем по, может быть, устаревшей системе, но экономически она себя оправдывает. Привести все в соответствие международным стандартам — очень серьезная работа, но мы готовимся к сертификации. К примеру, занимаемся разработкой системы управления качеством, чтобы свести до минимума зависимость от человеческого фактора.

Насколько мне известно, ни одно омское полиграфическое предприятие международного сертификата не имеет. Получение сертификата стоит немалых денег, а экономически он оправдает себя весьма нескоро, омская полиграфия, видимо, еще не готова к таким долгосрочным вложениям.

— При наличии в Омске полиграфического оборудования проблем с кадрами не существует?

— В прошлом году полиграфический факультет в ОмГТУ расформировали, кафедры перевели на другие факультеты, набор на полиграфические специальности составляет 1 — 2 группы. В мою бытность деканом ежегодно принимали для обучения по 125 технологов и 100 механиков, на факультете было 1200 студентов. Распределение в советские годы было всесоюзным, типографии многих городов до сих пор укомплектованы омскими выпускниками. Ленинградский полиграфический обеспечивал специалистами Север страны, московский — Москву и Подмосковье, Львовский — Украину, а омский — всю страну. Многие наши выпускники возвращались обратно в Омск, отработав положенное время по распределению, в основном из-за жилищных проблем.

В результате в Омске сконцентрировалось много полиграфистов, но большинство из них работает не по специальности. Вот уже 15 лет как нет распределения, факультет, получается, работал только на Омск. В Новосибирске по многим полиграфическим специальностям потребность выше, чем у нас, поэтому специалисты, которых мы готовим, уезжают туда. И их нельзя за это винить, но в Омске очень скоро может возникнуть дефицит как инженерных, так и рабочих (ведь ПТУ тоже прекратили обучение) полиграфических кадров.

С дефицитом полиграфистов уже столкнулись многие регионы. В Красноярске, Екатеринбурге, Саратове в местных вузах уже начали подготовку полиграфистов. Но схема целевого обучения до сих пор не отработана, учебные программы готовят либо чиновники, либо преподаватели вузов, которые очень слабо связаны с производством. Одной из задач СПС будет вопрос подготовки кадров, создания и утверждения учебных программ. Если вузы хотят, чтобы их выпускники были нарасхват, им придется корректировать свои программы с потребностями полиграфического производства.

— Не жалеете, что ради бизнеса оставили преподавательство? Обратно в аудиторию не тянет?

— Организовать полиграфическое предприятие нас побудила сложившаяся ситуация в стране — отсутствие материалов для проведения лабораторных работ, быстро устаревающая материальная база кафедры, прекращение выезда студентов на практику, сокращение хоздоговорных работ. Было стремление решить возникшие проблемы. Мы знали теоретически, как все должно быть, а практически освоились довольно быстро. Когда выяснилось, что реализовать намеченное в институте не получится, пришлось покинуть политех и уйти на арендованные площади.

На международных полиграфических выставках в Москве, которые теперь проводятся раз в два года, я около 40% времени трачу на общение со своими бывшими студентами. Среди них есть генеральные директора и высший топ-менеджмент полиграфических предприятий и «настоящие» полковники, которые перешли в органы безопасности и занимаются вопросами борьбы с подделкой ценных бумаг и документов. Приятно вспомнить былые времена. Мне нравилось преподавать, тем более, что я люблю свою профессию, но времени не хватает, много планов по развитию своего бизнеса.

— А чем, кроме полиграфии, увлекаетесь?

— Дача есть, но бываю там редко — как-то не вдохновляет меня труд на земле. Регулярно занимаюсь в тренажерном зале, плаваю в бассейне. Зимой бегаю на лыжах, обычно в Подгородке или СибНИИСХозе. А еще люблю читать техническую литературу, в отличие от художественной она как-то не надоедает.

Александр Владимирович родился 11 августа 1951 года в совхозе «Чистовский» Булаевского района Северо-Казахстанской области. Окончив школу, поступил на вечернее отделение механико-технологического факультета Омского политехнического института, параллельно работал учебным мастером на кафедре технологии полиграфического производства. После первого курса перевелся на дневное отделение полиграфического факультета. Окончив институт с отличием, в 1974 году был оставлен ассистентом на кафедре и поступил в аспирантуру Московского полиграфического института.

В 1978-м защитил кандидатскую диссертацию и вернулся на полиграфический факультет, работал старшим преподавателем, доцентом, заместителем декана. С 1981-го по 1987 год был деканом полиграфического факультета, потом — проректором института по вечернему обучению, заведующим кафедрой технологии полиграфического производства. В 1991 году выступил одним из учредителей малого предприятия «Полиграф» и возглавил его. В 1996-м покинул полиграфический факультет и сосредоточился на деятельности ЗАО «Полиграф».

Кандидат технических наук, доцент, имеет более 40 научных трудов и изобретений.

Женат, есть двое детей и одна внучка.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/05/20/518340