Виталий ПУТИНЦЕВ, президент Омского областного союза предпринимателей: "Малый и средний бизнес не нужен федеральному правительству, оно не хочет его развивать"

Дата публикации: 05 июня 2006

22 мая в областном правительстве состоялось заседание Координационного совета по поддержке предпринимательства в Сибири Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), посвященное бюджетной поддержке малого предпринимательства. На нем был отмечен рост количества субъектов малого и среднего бизнеса, а также его возрастающая роль в экономике Сибири и страны в целом. Вместе с тем было обозначено много проблем, мешающих развитию малого бизнеса. Одна из них — недостаточность финансовой поддержки со стороны государства.

«Инвестиционный голод»

На заседании были бизнесмены и представители органов власти из Омской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской и Томской областей. Проходило оно под председательством начальника департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики администрации Томской области, заместителя председателя МАСС Андрея ТРУБИЦЫНА.

Первыми начали свои выступления омичи. Руководитель департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля минэкономики Омской области Владимир РАДУЛ сообщил, что по числу малых предприятий Омская область занимает второе место в СФО. Их количество составляет около 15 тысяч. А по инвестициям в этот сектор экономики — четвертое место. Однако, по его словам, несмотря на все более динамичное развитие малого и среднего бизнеса, представители этого сектора экономики «испытывают инвестиционный голод». «Поэтому, понимая значимость малого и среднего бизнеса, правительство Омской области принимает различные меры для его поддержки, среди которых компенсация части суммы процентов, уплаченных банку по кредитам, полученным для реализации проектов, возмещение части расходов, связанных с участием в выставках», — сказал он.

РАДУЛ сообщил, что если в 2005 году в областном бюджете на поддержку малого бизнеса было заложено 600 тысяч рублей, то в 2007 году — 3,7 млн рублей. А в 2007 году планируется вложить шесть миллионов рублей. Кроме того, разрабатывается программа развития малого предпринимательства на 2007-2008 годы, а также поддержки инновационных проектов. Для стимулирования малого и среднего бизнеса проводятся конкурсы на лучшее малое предприятие. Для бизнесменов созданы консультационные центры и многое другое.

Кредит под гарантию залогового фонда

Как выяснилось из выступлений представителей соседних городов, аналогичные формы поддержки предпринимательства существуют и у них. Вместе с тем собравшихся особенно заинтересовал опыт Кемерова. Как рассказала начальник департамента по развитию и поддержке предпринимательства Кемеровской области Лариса ЛУКИНА, из их областного бюджета малому и среднему бизнесу предоставляются льготные кредиты — под 8 % годовых на два года. Кроме того, кемеровчане нашли новые механизмы компенсации процентных ставок по кредитам, полученным бизнесменами в коммерческих банках.

— Компенсацию процентных ставок мы осуществляли на конкурсной основе, — сообщила она. — Но столкнулись с проблемой: за ней приходило мало предпринимателей, так как предпринимателям кредиты дают в основном на неотложные нужды, то есть обычные потребительские кредиты. И предпринимателям не с чем было идти к нам за компенсацией, так как мы оговорили, что не компенсируем кредиты на пополнение оборотных средств, не даем компенсацию торговым предприятиям, а упор делаем на инвестиционные кредиты.

Проанализировав ситуацию, мы выработали новые механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. Во-первых, с прошлого года мы начали компенсировать страховые выплаты при страховании предпринимателями залога. Во-вторых, рассматриваем вопрос о возмещении платежей по лизинговым операциям.

Более того, мы создали залоговый внебюджетный фонд. Те средства, которые были реинвестированы, разместили в банке, проведя конкурс среди кредитных организаций. Условия конкурса были таковы: кредит должен быть выдан на максимально льготных условиях и по процентной ставке, и по сроку кредитования. Еще одним из условий было разделение с нами рисков. В итоге мы заключили договоров с «ВТБ- 24 „Розничные услуги “. Они предложили нам мультипликатор „5“. То есть на один вложенный нами рубль они дали пять рублей. Поэтому наш залоговый фонд увеличился с пяти миллионов рублей до 25 млн рублей. Под гарантию этого залогового фонда уже выдан кредит в размере 10 млн рублей на три года кредитному кооперативу.


По словам ЛУКИНОЙ, из-за того, что ВТБ-24 ограничил взятую сумму, кемеровчане недавно объявили еще одни конкурс среди банков на размещение залоговых средств. „Мы считаем, что такой механизм позволит оказать финансовую поддержку большему количеству субъектов малого предпринимательства“, — подытожила она.

— Так это форма залогового или гарантийного фонда? — поинтересовался президент Омского областного союза предпринимателей Виталий ПУТИНЦЕВ.
— Мы размещаем средства на депозите, — пояснила ЛУКИНА. — Но это является гарантией на время реализации проекта. 50 % гарантии обеспечивает сам предприниматель, не более 50 % — мы.
— Какой размер процентной ставки по кредитам вы компенсируете? — спросил РАДУЛ.
— Половину ставки ЦБ РФ, — ответила ЛУКИНА.
— Но в абсолютных цифрах вы не ограничиваете сумму кредита, чтобы она была не больше, например, 200 тысяч рублей? И каким образом реинвестировали средства для фонда? — продолжил РАДУЛ.
— Нет, не ограничиваем, — сообщила ЛУКИНА. — Фонд создали следующим образом. Предприниматели нам возвращают средства по тем льготным кредитам, которые мы им выдавали из бюджета. Часть этих средств мы снова выдаем на кредиты, а остальные аккумулируем и направляем на депозите, так как бюджетные средства, в общем-то, нельзя разместить на депозите.
— А залоговое обеспечение?- снова поинтересовался РАДУЛ.
— На сегодняшний день у всех кредитных кооперативов есть залоговое обеспечение — это собственные офисы, которые, естественно, имеют определенную стоимость. Но банк решил взять в качестве залога оборот кредитного кооператива, то есть торговое обеспечение. Вообще, конечно, до настоящего времени, банки не работали с кредитными кооперативами, так как кооперативы относились к четвертой группе заемщиков по степени рисков. Сейчас они относятся к третьей группе риска. Я не знаю, как в других регионах, но у нас в Кемеровской области это первый прецедент, когда банк выдал кредит кредитному кооперативу.

Выслушав госпожу ЛУКИНУ, некоторые из собравшихся попросили назвать номера телефонов департамента по развитию и поддержке предпринимательства администрации Кемеровской области, для того чтобы можно было более подробно изучить механизм действия заемного фонда. А омичи договорились приехать, чтобы перенять опыт.

Нужны ли „точки роста“

Большую дискуссию вызвало выступление начальника департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области Алексея АЛЬМУХАМЕДОВА, представившего концепцию „точек роста“ в экономике муниципальных образований Иркутской области. „Можно поставить вопрос об одинаковой поддержке всех отраслей экономики в каждом муниципальном образовании, либо определить “точки роста» и основные силы направить на их развитие, — начал он. — Тогда можно перейти от политики выравнивания к дифференцированной политике".

— Не получится ли так, что те, кто идет впереди, еще дальше вырвутся вперед, а другие будут сильно отставать в развитии? — спросил ТРУБИЦЫН.
— Именно к этому такая политика и приведет, — сказал АЛЬМУХАМЕДОВ. — И это цель. Дело в том, что, если поддерживать всех равномерно, все и будут равномерно не развиты. А если поддерживать «точки роста», то они будут развиваться и подтягивать к себе остальных. Конечно, это не означает, что все средства бюджета надо направлять только на «точки роста». Часть средств, около 50 %, пойдет на них, остальные 50 % — на другие отрасли.
— Не кажется ли вам, что таким образом вы поставите предпринимателей в неравные условия? — спросила ЛУКИНА. — Если муниципалитет более развит, то и малый бизнес будет развиваться, а отставшие так и будут отставшими. Я считаю, что нужно определить отраслевые «точки роста».
— Речь не идет о поддержке по муниципалитетам, а по «точкам роста», которые могут объединять в себя несколько муниципалитетов, — ответил АЛЬМУХАМЕДОВ.

По его мнению, на всех денег все равно не хватит, поэтому обиженные будут в любом случае. В такой ситуации средства лучше направлять именно на «точки роста». Его позицию поддержали Виталий ПУТИНЦЕВ, проректор ОмГУ Владимир СТРУНИН, президент регионального объединения работодателей Омской области Александр ТРЕТЬЯКОВ и другие. «Более того, я считаю, что „точки роста“ — это малый и средний бизнес, — подчеркнул ПУТИНЦЕВ. — Это локомотив экономики, потому что они могут развиваться более быстрыми темпами, чем индустрия. За два-три года доля малых предприятий в общем объеме оборота промышленности может существенно возрасти. Одна из задач — довести долю налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса до 50 %».

Малый бизнес не нужен правительству

Подчеркнув важную роль взаимодействия органов власти с бизнесом для решения проблем малого и среднего предпринимательства, выступающие отметили, что развитию бизнеса мешают непрозрачность принятых властями решений, административные барьеры, отсутствие механизмов для реализации решений органов власти и многое другое. Одной из главных проблем признали недостаточность государственной финансовой поддержки. Особенно если учесть, что в рамках административной реформы полномочия по поддержке предпринимательства передаются муниципалитетам, а средства на развитие бизнеса есть далеко не в каждом из них. «Малый и средний бизнес не нужен федеральному правительству, оно не хочет его развивать, — заявил ПУТИЦЕВ. — Бизнес будет развиваться только там, где региональная и муниципальная власть в этом заинтересованы».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/05/20/653064