В ожидании "Салюта"

Дата публикации: 05 июня 2006

Когда ОМО им. Баранова сольется с московским «Салютом», пока неизвестно. 

В прошлую пятницу, 26 мая, Леонид ПОЛЕЖАЕВ собирался посетить ОМО им. Баранова. К этому визиту генеральный директор предприятия Юрий СПИВАКОВ спешно вернулся из командировки из Москвы, но планы губернатора изменились, и моторостроители его так и не увидели. Между тем поддержанное областной властью слияние ОМО им. Баранова с ФГУП «Московское машиностроительное производственное объединение „Салют“ под большим вопросом, поскольку в федеральном правительстве появились другие планы объединения двигателестроителей.

В начале текущего года был подготовлен и передан в Минпромэнерго, Минэкономразвития и ФАС системный проект по созданию интегрированной структуры, в которую, в частности, должны войти «Салют» и ОМО им. Баранова. Этот проект полностью одобрило Минобороны, а вот Минпромэнерго и Минэкономразвития так до сих пор и не дали на него официального заключения. Более того, Управление авиационной промышленности отозвало документы по предстоящему объединению для более тщательного изучения.

При том что количество выпускаемых в нашей стране самолетов по сравнению с советским периодом, сократилось в разы, предприятия, выпускающие двигатели для самолетов, все еще как-то держатся на плаву. Но при этом в последние годы среди них бродят объединительные тенденции. Кроме нашего ОМО им. Баранова и «Салюта» планировали объединиться рыбинское НПО «Сатурн» и ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», которые традиционно работают в кооперации. Если учесть, что и «Салют», и Уфимское МПО серийно выпускают двигатели для истребителей Су-27 и Су-30, то эти структуры создаются для конкуренции.

Однако в мае на международном авиасалоне ILA в Берлине генеральный директор корпорации «Оборонпром» Денис МАНТУРОВ заявил, что подготовлен проект создания госхолдинга по производству авиационных двигателей и в апреле передан в военно-промышленную комиссию, возглавляемую министром обороны Сергеем ИВАНОВЫМ. В холдинг предполагается включить «Салют», Уфимское МПО, ОАО «Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева» и питерское ФГУП «Завод им. Климова», а управляющей компанией должен стать Оборонпром.

Заводы им. Климова и им. Чернышева совместно выпускают двигатели для истребителей МиГ-29, которые наряду с Су-27 и Су-30,составляют львиную долю отечественного экспорта вооружений. Все предприятия, запланированные в холдинг, сейчас выполняют экспортные военно-технические контракты на сумму около 3 млрд долларов, заключенные Рособоронэкспортом. А Оборонпром — это дочернее предприятие Рособоронэкспорта, поэтому его желание взять под контроль важных экспортных «куриц» вполне понятно. Не далее как в прошлом году Оборонпром вполне успешно сумел объединить в единую структуру всех отчественных вертолетостроителей, теперь настала очередь двигателестроителей. С 2009 года заводы им. Климова и им. Чернышева должны начать производство двигателей для вертолетов серий «Ми» и «Ка». Так что за ними нужен будет дополнительный пригляд.

В феврале текущего года руководитель Федерального агентства по промышленности обещал, что до конца 2006-го будет разработан системный план укрупнения двигателестроительной отрасли, в результате предстоит слияние предприятий в один или два промышленных конгломерата. Один из них и планировалось создать на базе «Салюта». Генеральный директор «Салюта» Юрий ЕЛИСЕЕВ ранее не раз заявлял, что
«единая компания крайне вредна для России, потому что „самолетчик“ должен иметь возможность выбирать хотя бы между двумя двигателями». Но пойдет ли он против инициативы Рособоронэкспорта, от которого имеет зарубежные заказы, большой вопрос. Тем более сейчас Рособоронэкспорт участвует в ряде тендеров на поставку истребителей и двигателей, выпускаемых всеми четырьмя запланированными в холдинг предприятиями. В случае победы в тендерах общая сумма контрактов отечественных двигателестроителей возрастет до 7 млрд долларов.

Согласно прежним объединительным планам ОМО им. Баранова должно было стать филиалом «Салюта», именно на омскую землю собирались вывести серийное производство двигателей, которому в Москве тесно. Правда, вопросов по этому объединению больше, чем ответов. Так, непонятна судьба завода коробок передач, который стоит уже второй год после отказа Ижмаша от его продукции. Барановцы собирались продать оборудования этого завода, но покупателей так и не нашли. Правда, Юрий ЕЛИСЕЕВ обещал загрузить работой и завод коробок передач, но это вызывает большие сомнения.

В принципе возможен вариант, что ОМО им. Баранова станет филиалом «Салюта» и вместе с ним войдет в новый холдинг. Но, чтобы они слились в одно предприятие, должно выйти постановление правительства РФ, для появления которого нужно еще собрать массу согласований. Ну а если ОМО им. Баранова не успеет слиться с «Салютом», оно рискует остаться наобочине отечественного двигателестроения, потому что как самостоятельное предприятие в холдинг Рособоронэкспорта никак не вписывается.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/05/20/v_ozhidanii_salyuta