Надежда РАЗЖИВИНА, начальник управления образования администрации города Омска: "Договоры аренды помещений детских садов продляться не будут"

Дата публикации: 19 июня 2006

День защиты детей. В канун этого праздника корреспондент «КВ» Елена КАЛИНОВСКАЯ встретилась с новым руководителем управления образования администрации города Омска Надеждой РАЗЖИВИНОЙ.

— Что сегодня входит в ведение управления образования?

— Муниципальная система образования включает дошкольные учреждения, школы, дополнительное образование, то есть это спортивные школы, одна художественная школа и окружные дома творчества.

— А детские дома?

— Детские дома и интернаты с 16 мая 2006 года перешли в ведомство министерства образования Омской области. У нас остались только две школы-интерната.

— Надежда Александровна, практически год назад ваш предшественник Владимир КУПРИЯНОВ рассказал нашей газете о новых принципах работы городского управления образования. Например, было заявлено о прекращении поборов в школе.

— Руководитель города в прошлом году во всеуслышанье заявил, что поборы в школе прекращены. На этом поставлена точка, и тема закрыта. То есть с ребенка не имеет права ни один учитель в обязательном порядке требовать такую-то сумму к такому-то сроку.

— Довольно трудно прекратить многолетнюю практику одним лишь заявлением.

— Это принципиальная позиция управления образования, если приходит жалоба из какой-то школы, то с руководителя образовательного учреждения спрашивается очень строго. В школу выезжают проверки, руководитель наказывается, вплоть до увольнения. Были и такие случаи.

— То есть вы полностью отказались от родительского участия?

— Нет, законом об образовании не запрещены добровольные пожертвования, спонсорская помощь. Если, например, руководитель школы обратится к родителям с просьбой помочь приобрести фортепиано, так как бюджетом эта статья расходов не предусмотрена, то родители сами должны решить, будут они помогать или нет. Если родители помогают, то деньги эти оформляются как целевые средства. В этом случае в кассе выдается квитанция, где прописывается, что деньги вносятся в качестве спонсорской помощи. Кроме того, родители пишут заявление, в котором просят принять деньги на конкретные цели. То же самое касается и учебников. Сегодня бесплатно выдаются учебники только детям из многодетных семей и детям-сиротам. Для остальных детей учебники приобретают родители. Родители могут сэкономить и заказывать учебники оптом. Эту функцию может на себя взять школа. В этом случае родители опять-таки вносят деньги в кассу в качестве целевого взноса за учебники.

— В прошлом году было уволено много руководителей образовательных учреждений, не слишком ли это кардинальный шаг. Не получится ли так, что школы и детские сады останутся без опытных руководителей?

— Сменяемость руководящего состава носит плановый характер. С сентября 2005 года назначено 65 новых руководителей в 27 школах и в 38 дошкольных учреждениях. И если в июле прошлого года средний возраст директоров школ составлял 52 года, а заведующих детских садов — 54 года, то на сегодняшний момент средний возраст руководителей составляет 49 лет. И если бы ситуация не изменилась, то нашу городскую систему образования ожидал застой, а следовательно, и отставание. На должности директоров назначались либо заместители директора школы, либо старшие воспитатели в детских садах. Ротация кадров продолжается, это не самоцель. В конце июня мы скажем спасибо еще около 30 руководителям. Но это не означает, что мы с ними просто распрощаемся. Им предлагаются разные варианты. Либо можно перейти на учительскую работу, либо какое-то время поработать заместителем директора. Потому что их опыт, сила нужны нам, поэтому, если есть желание, они могут продолжить свою деятельность. Когда заходит речь о ротации кадров, я вспоминаю слова председателя нашего обкома профсоюзов Александра ШРАМА. Он мне еще давно говорил, что у нас нет пенсионеров, у нас есть работники. Это право работника выбирать — продолжать, ему работать по достижении пенсионного возраста или нет. Руководитель должен уметь работать с кадрами, предъявлять одинаковые требования как к молодому педагогу, так и к более старшему. Если пожилой человек не справится с этими требованиями, то он уйдет сам.

— Районные отделы образования были упразднены давно, однако в этом году они появились вновь. Зачем?

— Действительно, с 1 января 2006 года на территориях округов появились отделы образования и воспитания. Но эти отделы не входят в состав администрации округа, а подчиняются напрямую управлению образования. Цель создания этих отделов — более эффективная работа с руководителями образовательных учреждений. Раньше они все собирались у нас. Отделы состоят из четырех человек — начальника отдела, специалиста по школьному образованию, специалиста по дошкольному образованию и специалиста по воспитанию и дополнительному образованию. В то же время в управлении образования остались и три этих головных отдела: по школьному, дошкольному и дополнительному образованию. В округах наши отделы работают как наши филиалы, так гораздо удобнее и проще решать вопросы конкретных школ, детских садов. Специалисты по дошкольному образованию в окружных отделах, в частности, возглавляют комиссию по определению детей в детские сады.

— Новый мэр пообещал покончить с очередностью в детских садах. Но в отдельных детских садах она сохраняется.

— Сейчас наши отделы в округах ведут учет детей, которых родители хотели бы отдать в садик. Как правило, в дошкольных учреждениях, как и в школе первый класс, новые группы начинают работать с сентября. Вот к тому времени и будет понятно, сколько детей необходимо было определить в детский сад и сколько уже пошли туда. Так что об очередности пока говорить рано. Конечно, не всегда получается так, что мы выделяем место именно в том садике, в который хотели бы отдать своего ребенка родители, но места предоставляются в пределах округа. Параллельно мы решаем вопрос о создании новых мест в детских садах, так как детей рождается много, если в 99-м году родилось около 8 тысяч ребятишек, то начиная с 2001 года эта цифра не меньше 10 тысяч. Путей решения этого вопроса несколько. Во-первых, начальные школы-детские сады сейчас возвращаются в статус дошкольного учреждения. Процесс этот не быстрый, пока в этих учреждениях просто не набираются новые учебные классы, а наоборот, набираются маленькие детки. Остальные классы будут доучиваться там, а потом перейдут в общеобразовательную школу. Похожи на этот тип учреждений филиалы школ. То есть детский сад в свое время был отдан близлежащей школе. Таким образом мы сумели в свое время сохранить здания детских садов и педагогические кадры.

— Многие здания детских садов были проданы или сданы в аренду. Будут ли они возвращаться?

— Если здание детского сада было продано или отдано под какие-то ведомственные, например, милицейские службы. Эти здания уже не вернешь. А вот договоры аренды помещений детских садов скорее всего продлятся не будут. Но и в этом случае мы будем смотреть, насколько необходимо данному микрорайону то или иное предприятие. Например, если на близлежащей территории нет стоматологической клиники, то скорее всего она и не будет закрыта. Проблема детских садов может решаться не только возвращением прежних зданий. Сейчас мы хотим, чтобы школы помогли детским садам. Речь идет о тех школах, которые строились отдельными блоками начальной и старшей школы. Сейчас в этих школах можно найти помещения, где можно разместить несколько групп детского сада. Например, в микрорайоне «Прибрежный» рядом находятся три школы. Сейчас, пока не построен новый детский сад, мы изыскиваем возможность, разместить детский сад внутри школы.

— Планируется построить новые детские сады и школы?

— К первому сентября пока планируется построить детский сад в микрорайоне «Кристалл». Есть другие проекты, но о них пока рано говорить. Рассматриваются проекты строительства детских садов в «Прибрежном», микрорайоне №5. В прошлом году в 14-м военном городке была введена в эксплуатацию новая школа. Эта школа была построена при долевом участии городской администрации, областного правительства и Министерства обороны РФ. Сейчас за министерством осталось введение второй очереди строительства школы — это спортивный комплекс. Кроме того, сейчас идет интенсивная застройка в микрорайоне «Краснознаменный» в районе 1-го кирпичного завода, там необходимо строительство новой школы. Мы смотрим, где идут места массовой застройки, то есть там должны планироваться детский сад и школа, но не везде. Часто строительство идет в тех микрорайонах, где действующие школы полностью не загружены, например, микрорайон на улице Завертяева. Но у нас непростая ситуация складывается и в центре города, когда появляются не целые микрорайоны, а производится точечное строительство жилых дома. То есть с одной стороны и население увеличивается, а с другой стороны, школы, находящиеся в центре города, пользуются повышенным спросом. Пока мы контролируем процесс.

— Как разрешился вопрос с пожарной сигнализацией в школах?

— Городской бюджет выделил 19 миллионов 433 тысячи рублей на оснащение образовательных учреждений пожарной сигнализацией. Эти деньги пойдут на противопожарное оборудование в 39 образовательных учреждения: это школы, детские сады и летний лагерь «Загородный». Кроме того, в еще 33 учреждениях пожарная сигнализация будет устанавливаться на средства областного бюджета, на это выделено 12,4 миллиона рублей. Дальше мы будем постепенно устанавливать это оборудование в остальных школах. Так что исков от прокуратуры, думаю, больше не будет.

— Делается ли в школах и детских садах капитальный ремонт?

— Да, но не во всех сразу. На капитальный ремонт в 2006 году городским бюджетом выделено 18 миллионов рублей. На каждое учреждение будут выделяться разные средства по мере заявки, что-то надо ремонтировать в первую очередь, что-то может подождать. Кроме того, бюджет выделяет деньги и на спортивное оборудование, на оснащение химических и физических лабораторий. В этом направлении нам также помогает областное правительство, выделяя деньги на компьютеры, программное обеспечение учебного процесса и так далее.

— Что любите делать в свободное от работы время?

— Мало очень остается времени. Пытаюсь читать, хоть по несколько страниц в день. Очень люблю гулять, с детства обожаю площадь Дзержинского, но не получается. Люблю театр. В прошлом оду открыла для себя театр «ЧелоВЕК», я была просто в восторге от спектакля. Мало времени на все это остается, но тем ценней эти моменты.

— Спасибо за беседу.

Надежда Александровна родилась 28 января 1955 года в Омске. В 1972 году окончила школу №93 и поступила на математический факультет Омского педагогического университета. В 1976 году по распределению попала в вечернюю школу №2 Центрального района. В 1977 году стала учителем математики в школе №93. В 1981 году была избрана третьим секретарем райкома комсомола Центрального района. В 1984 году вернулась в школу №93 на должность организатора воспитательной работы. В 1989 году была избрана директором школы №93. В этом же году была избрана депутатом Центрального районного Совета, была неосвобожденным заместителем председателя Совета. В 1992 году избрана председателем Совета народный депутатов Центрального района. В 1993 году ушла в комитет по образованию администрации Омской области инспектором по детским домам. В 1995 году назначена директором школы №159 в Центральном районе. В 1996 году назначена директором педагогического училища №1. В августе 2005 года назначена первым заместителем начальника управления образования города Омска. 17 марта 2006 года стала начальником образования администрации города Омска.
Доверенное лицо Владимира ПУТИНА в Омске на президентских выборах 2003 года.
Заслуженный учитель России.
Семейное положение: замужем, взрослые сын, дочь.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/06/22/530203