Парки занимают немалую часть территории любого канадского города. Правда, одним и тем же словом «park» там могут называться самые разные объекты: от небольшой лужайки с несколькими деревьями и непременным детским игровым комплексом на ней до лесного массива, простирающегося на многие километры. Очень разной может быть и степень их окультуренности: от аккуратно подстриженного регулярного парка в стиле королей Людовиков до практически нетронутого, первозданного ландшафта.
Жители многомиллионного Торонто гордятся тем, что можно пройти весь город из конца в конец, не покидая лесопарковой зоны. Именно пройти (или в крайнем случае проехать на велосипеде), потому что автомобилям туда хода нет. Но как раз всеобщая автомобилизации и стала, скорее всего, причиной той невероятной популярности, которой пользуется у канадцев пеший туризм.
Вынуждена разочаровать приверженцев нехоженых троп, ночевок у костра на лесной полянке, туго набитых рюкзаков, просоленных потом штормовок и прочей таежно-дорожной романтики: в Канаде пеший туризм выглядит (по крайней мере, в большинстве случаев) совсем иначе.
В каждом крупном парке, по берегам рек и озер, в других живописных местах проложены «Recreation Trail» — туристские тропы, по которым в состоянии пройти практически все желающие. Для этого не требуется ни особой сноровки, ни специального снаряжения. Поэтому в поход можно отправиться в одиночку, с компанией, всей семьей или всем классом — кто как пожелает.
Брать с собой рюкзак не обязательно — можно перекусить в расположенных поблизости кафе. Для любителей шашлыков (стейков, барбекю) оборудованы специальные площадки с мангалами. Бегать в кустики тоже не придется — вдоль троп выстроены вполне комфортабельные туалеты. Есть где и переночевать в цивилизованных условиях, чтобы наутро идти дальше.
Тропы бывают разной длины — вплоть до «Trans-Canada Trail», проходящей через все более-менее населенные районы страны. Думаю, мало кому удалось пройти ее от начала до конца, тем более — в один прием. Обычно это делают по частям: приезжают на машине или автобусе в определенный пункт маршрута, проходят пешком намеченное расстояние и (опять же на колесах) возвращаются домой. А в следующие выходные или следующий отпуск продолжают путь с того места, до которого дошли в предыдущий раз.
... И другие звери
Отношение к животным у канадцев почти столь же трепетное, как и к детям. Под защитой закона находятся все «меньшие братья» — не только домашние, но и дикие. Судя по всему, животные об этом прекрасно осведомлены и ведут себя соответственно.
В городском парке можно встретить и чрезвычайно флегматичного зверя опоссума, и юркую выдру, беззаботно кувыркающуюся в озерке. Если повезет, можно увидеть бобра, а если нет — как минимум результаты его деятельности (например, наполовину перегрызенный ствол дерева). Гнездятся там и утки, и прочая пернатая живность.
Однако чаще всего на глаза горожанам попадаются белки, причем не только на окраинах, но и в самом что ни на есть центре города. Конечно, по стеклянным стенам небоскребов они не лазят и по капотам движущихся автомобилей не скачут, а вот по деревьям и газонам в нескольких метрах от оживленной трассы — запросто. Белки большей частью черные, но иногда встречаются и привычные нам рыженькие. Корма в виде шишек и прочих даров природы вокруг предостаточно, так что местным жителям эти зверушки особых хлопот не доставляют. Ну, разве что изредка...
Но есть у канадцев и куда более беспокойные соседи. Например, если хозяева утром обнаруживают возле своего дома перевернутый мусорный бак, разбросанный по газону хлам и т.д., они точно знают: это вечерком или ночью их навестил енот. Милейшее и к тому же умнейшее животное, но ведет оно себя очень бесцеремонно.
Картинка с натуры:
Один такой зверек приспособил под туалет крыльцо дачи, которую снимали летом мои друзья. Каждой ночью он оставлял там весомые следы своего пребывания, так что утром приходилось выбираться из дома очень осмотрительно.
Хозяину дачи это надоело, и он решил принять меры: поставил на ночь ловушку, положив в нее кусочек сыра. Енот съел сыр и убежал, без труда открыв нехитрый запор на дверце клетки. Пришлось поломать голову и соорудить защелку похитрее... С ней зверек справиться уже не смог.
Наутро он сидел в клетке такой несчастный и смотрел с такой укоризной, что дети хором стали умолять не убивать его, а выпустить на волю. Хозяин, услышав это, возмутился: «Убивать?! Да вы что? Разве я хочу в тюрьму? Я увезу его в „рай для енотов“ — на городскую свалку. Оттуда ни один енот по доброй воле не уходит». И точно — больше дачники не видели ни самого зверька, ни его следов.
Но все возможные проделки всех енотов меркнут на фоне истинной беды — визита скунса, совершенно справедливо именуемого «американской вонючкой». Это симпатичное животное природа щедро снабдила «химическим оружием» для защиты от агрессоров. Вся беда в том, что скунс очень пуглив, и стать агрессором в его глазах ничего не стоит. Иногда для этого достаточно просто пройти мимо куста, за которым он притаился. Все! Залп ужасающего зловония нарушителю его спокойствия обеспечен.
Вам знаком запах горящей автопокрышки? Струя, которую испускает потревоженный скунс, пахнет очень похоже, только в тысячу раз сильнее. Причем запах этот невероятно стойкий и может держаться неделями. Единственное средство избавиться от него — томатный сок. Так что пострадавшему деваться некуда — приходится принимать томатную ванну.
Неприятностей можно избежать, если вовремя заметить незваного гостя и позвонить в специальную службу, сотрудники которой всегда готовы выручить из беды любое животное. А скунс, лишенный своего арсенала (такая операция разрешена законом), легко и быстро становится ласковым домашним любимцем.
Впрочем бывают ситуации, которые не в силах предотвратить даже служба спасения животных. Когда олень или лось неожиданно выскакивает из леса прямо под колеса быстро несущегося автомобиля, избежать столкновения невозможно. И в этом случае с водителя штраф не берут. Наверное, потому, что обычно страдают обе стороны — и животное, и автомобиль (а порой и водитель).
Не стоит думать, что подобное случается только в глуши. Нескольким знакомым моей дочери приходилось сталкиваться (в самом прямом смысле этого слова) с оленями на оживленных пригородных трассах. На автостраде Оттава — Монреаль первый знак «Осторожно, олени» стоит прямо на выезде из столицы. Потом они встречаются через каждые 2 — 3 км, а ближе к Монреалю к ним добавляются знаки с изображением лося. Прямо не шоссе, а зоопарк какой-то!
Так что когда житель Америки интересуется, можно ли в Омске (Новосибирске, Красноярске и т.д.) встретить медведя, не стоит над ним смеяться. Просто для него общение с представителями местной фауны — дело привычное. И раз уж медведи живут в Сибири, то почему бы им и не ходить по улицам сибирских городов?
Прощальная песня
Все хорошее рано или поздно кончается... Подошла к концу и моя поездка. Торонто прощался со мной знакомой песенкой: «С голубого ручейка начинается река...». Ее играл на аккордеоне в переходе метро явно русский дедок. А потом был аэропорт, где незримая граница отделяет владения Аэрофлота от остального мира.
Те, кто летал за рубеж, прекрасно знают, что на самом деле граница России проходит где-то между Шереметьево -1 (Ш-1) и Шереметьево -2 (Ш-2). Если в Ш-2 есть тележки для багажа, сотрудники аэропорта с пассажирами вежливы, но их требования весьма строги, то в Ш-1 — никаких тележек и минимум сидений (местами продранных), зато имеет место быть определенная доза хамства и родимой российской безалаберности. Особенно сильно этот контраст заметен на обратном пути.