Керосин довел Омскавиа до убытков

Дата публикации: 19 июня 2006

В 2005 году авиакомпании альянса, созданного руководителями «Красэйр» братьями-близнецами Борисом и Александром АБРАМОВИЧАМИ — «Красноярские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс» — объединили маршрутную сеть и стали работать по общим правилам.

Если судить по материалам корпоративной газеты Омскавиа «Inflight magazine» за май-июнь текущего года, не все в коллективе предприятия поддерживают политику нового руководства: «Еще до сих пор встречаются примеры непонимания между работниками и работодателями. Представители профсоюзных организаций трудовых коллективов зачастую играют в одни ворота, направляя энергию своих коллег в деструктивное русло, вводя людей в заблуждение... Так рождаются мифы о коварных иногородних собственниках, желающих омским авиаторам скорейшего прекращения работы на рынке» («Жить будущим» на стр.3).

Во всяком случае из 262 акционеров — физических лиц, большинство которых работники авиакомпании, в собрании приняли участие лишь восемь человек. Из них всего один — автор данной статьи — задал вопрос: из-за чего, собственно, случились убытки?

По словам руководителя Омскавиа Александра СТОГНУШЕНКО, основной причиной финансовых потерь стал резкий — на 60% — скачок цен на авиационный керосин. С учетом того, что в начале 2005-го билеты продавались чуть ли не на полгода вперед, немало из них оказалось реализовано дешевле себестоимости. Плюс к этому резко упало число омичей, желающих вылететь самолетами авиакомпании за границу: 10,1 тыс. человек в 2005 году против 68,5 тыс. человек в 2004-м. Дошло до того, что на регулярном рейсе Омск-Челябинск-Франкфурт отрезок до Челябинска самолет пролетал практически пустым.

Авиакомпания эксплуатирует восемь Ту-154М (девятый был продан в 2005 году) и один Ан-24. Из-за подорожания топлива эффективность даже модернизированных ТУ-154 резко упала. С точки зрения экономии топлива более выгодны Ту-204/214 и «Боинги». В частности, в связи с этим на маршрут Омск-Москва-Омск был поставлен как основной самолет «Боинг» -737-300. Вторая причина, появления «Боинга» на омской земле — его преимущества в удобстве для пассажиров по сравнению с конкурентами из «Сибири» (S7 Airlines и Аэрофлота.

Зато ТУ-154М с удовольствием берут в аренду авиакомпании Ирана. Омскавиа стала даже первопроходцем, открывшим этот рынок и для других предприятий альянса: небо исламской республики бороздят три омские машины, три из «Красэйр» и одна из «Самары». У иранцев нет проблем с ценой на керосин, их больше волнует стоимость аренды. В 2005 году Омскавиа, правда, получила от иранского направления меньше, чем в предыдущие годы — 96,5 млн руб. Причина: с мая по ноябрь там летал всего лишь один омский самолет.

Себестоимость росла быстрее доходов, кассовые разрывы закрывали кредитами. В итоге за год кредитный портфель вырос на 100 млн руб. Сегодня встает вопрос о его реструктуризации. Акционеры изменили устав общества, доверив право избирать генерального директора совету директоров, а не собранию. Надо полагать, в ближайшие дни Александр СТОГНУШЕНКО превратится наконец из и.о. в полноценного генерального.

Финансовые показатели ОАО «Авиакомпания „Омскавиа“

Показатели Единица измерения 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг млн руб. н/д 559,53 633,23 892,72
Чистая прибыль (убыток) млн. руб. — 31,43 — 6,00 +0,39 — 25,05
Среднесписочная численность чел. 747 716 654 557
Среднемесячная заработная плата руб. н/д 6 037 9 203 12 987

Собственники ОАО „Авиакомпания “Омскавиа»
ООО «Аверс» — 17,59%
ООО «Аэросервис» — 17,59%
ООО «Центр Комплектаций» — 17,54%
ООО «Сибирская страховая компания „Саяны“ — 17,59%
* ЗАО „Стеллит Восток траст“ — 17,92%
* Остальные — 11,77%

* Судя по тому, что в новый совет директоров претендовали только люди, связанные с „Красэйр“, москвичи из Аэролизинга, получившие свои 17,92% акций от бывшего гендиректора Омскавиа Евгения РОМАНЮКА, продали свою долю аффилированной структуре братьев АБРАМОВИЧЕЙ.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/06/22/kerosin_dovel_omskavia_do_ubitkov