Справка
По данным областного минимущества, в 2005 году поступления в консолидированный бюджет Омской области по земельному налогу составили более 1,3 млрд рублей, что на 300 млн рублей, больше чем в 2004 году. Арендные платежи за землю — около 350 млн рублей. В 2006 году планируется, что общая сумма поступлений в консолидированный бюджет Омской области по земельному налогу, аренде за земельные участки и налогу на имущество составит около пяти миллиардов рублей.
Недостаточная прозрачность
Об основных итогах реализации в 2005 году Концепции развития земельных отношений в Омской области на 2005-2010 гг. рассказала руководитель департамента земельных ресурсов и учета имущества министерства имущественных отношений Омской области Гульнара АЙТХОЖИНА, сообщив, что почти во всех районах утверждены муниципальные правовые акты в сфере регулирования земельных отношений. Проводилось землеустройство, готовились документы для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и тому подобное.
Однако, несмотря на большую проделанную работу, осталось много нерешенных проблем. Не во всех муниципальных районах приняты нормативные документы об организации и проведении торгов по земельным участкам. По-прежнему остаются невостребованные земельные доли — на площади более 640 тысяч га. Они используются сельхозорганизациями без заключения договоров аренды или передачи права пользования. Среди злободневных проблем АЙТХОЖИНА отметила недостаточно активную реализацию принципов эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления земельных участков. А также необходимость активизации претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате и определения на практике механизмов заключения договоров аренды земельных участков под отдельно стоящими рекламоносителями.
Временные хозяева
Большинство этих проблем возникает из-за быстроменяющегося и порой неурегулированного законодательства. «Отсутствие четких позиций в федеральном законодательстве в отношении вопросов распоряжения землей до разграничения прав собственности на землю заметно отразилось в первом полугодии 2006 года на практике в сфере регулирования земельных отношений», — сказала она. И вслед за министром имущественных отношений подчеркнула, что проблему решил Федеральный закон № 53, вступающий в силу с первого июля 2006 года.
Законом четко установлено, кто должен распоряжаться и управлять земельными участками до разграничения прав собственности на землю. То есть кто будет, например, устанавливать условия аренды и тому подобное. С первого июля 2006 года заниматься этим должны будут не поселения, а муниципальные районы. Что касается земель, расположенных на территории Омска, то, в соответствии с принятыми Законодательным собранием 25 мая изменениям в областной закон о регулировании земельных отношений, до разграничения собственности на землю распоряжаться и управлять ими будет областное правительство.
— При принятии этого закона было много сомневающихся, в том числе среди депутатов, по поводу того, что мы сможем на практике реализовать его положения с первого июля 2006 года, — сообщил представителям СМИ министр имущественных отношений Омской области Александр СТЕРЛЯГОВ. — Говорили о том, что не будем готовы. Но мы планомерно вместе со всеми отраслевыми министерствами, а также с городской администрацией готовим все необходимые нормативные акты. Их будет порядка 12. Более того, их планируется рассмотреть на ближайшем заседании областного правительства, в среду 14 июня.
Областной закон принимали не для того, чтобы управлять землями на территории города, а, в первую очередь, чтобы подтолкнуть городскую администрацию к более быстрому формированию земельных участков в муниципальную собственность. Это как раз то, к чему в принципе и призывает федеральный закон № 53.
По словам СТЕРЛЯГОВА, наиболее активно процесс разграничения земель будет идти именно в 2006 году. В целом это займет два-три года. Существенно то, что с первого июля 2006 года уже не надо будет отправлять документы по сформированным земельным участкам для утверждения в Москву, так как вопросы будут решаться на местах.
Лучше будет всем
В целом, по мнению министра областного минимущества, то, что до разграничения государственной собственности на землю, расположенную на территории Омска, управлять и распоряжаться ею будет областное правительство, принесет пользу всем: и городу, и области, и юридическим лицам. «Думаю, для землепользователей никаких проблем не возникнет, — отметил он. — Напротив, мы, к примеру, упростим процедуру оформления разрешительной документации, ужесточим спрос по срокам рассмотрения документов. Что касается ставок арендной платы, то скорее всего до конца года будут действовать ставки, установленные горсовета. До конца года мы их трогать не будем».
Кроме того, по его словам, областное правительство будет очень активно решать вопросы использования земельных участков. Поэтому и область, и город получат больше доходов. «Город не потеряет доходы, — подчеркнул в свою очередь директор департамента недвижимости администрации города Омска Юрий ГАМБУРГ, комментируя новшество журналистам. — Сто процентов земельного налога за земли, расположенные на территории города, поступают в городской бюджет. Арендные платежи распределяются между бюджетами по 50%».
Распределяться в федеральную, областную или муниципальную собственность земельные участки будут в зависимости от того, под каким объектом недвижимости они находятся: федеральным, областным или муниципальным. Что касается прочих земель, то пока неясно, как будет решаться их судьба.
Если сейчас земельными участками под всеми этим объектами распоряжается городская администрация, то после разграничения земель правила игры будут устанавливать те, к кому она перейдет в собственность. То есть к области в собственность может отойти часть земель города. И тогда она сможет продать эти земли, пополнив областной бюджет доходами от продаж, либо установить свои правила аренды данных земель.
Рынок земли в Омской области в 2005 году
За 2005 год осуществлено более 24 тысяч сделок с земельными участками. Из них 55% — сделки с государственными и муниципальными землями, 45% — между гражданами и юридическими лицами. Основная часть сделок состоялась по заключению договоров аренды земельных участков — 11,5 тысячи договоров. Продано в 2005 году 1917 земельных участков, что на 46,5% больше, чем в 2004 году. Наибольшее количество сделок по продаже земель было заключено в Омске, а также в Черлакском, Тарском, Любинском и Марьяновском районах.
Структура земель Омской области по формам собственности.
Юридические лица — 3%
Физические лица — 34%
подлежат отнесению к: федеральной собственности — 33%
областной собственности — 16%
муниципальной собственности — 14 %