Информация, ты какая?
Затраты на рекламу Налоговый кодекс позволяет учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 28 ст. 264 НК). Но чтобы воспользоваться этим положением, фирма должна доказать, что объявление или плакат носит именно рекламный характер.
В действующей редакции закона понятие рекламы определено как «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» (ст. 2 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ).
В новом законе некоторые слова исключили, и осталось только «реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Выходит, что определение расширили, но принципиально не изменили.
Добавили в закон и новую статью, в которой прописано, на какие виды информации он не распространяется. Так, например, не признают рекламой обязательную информацию, которую фирма должна сообщить потребителю в соответствии с федеральным законом (подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). Она прописана в Законе «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. Такая информация включает в себя сведения об изготовителе, продавце, режиме работы, товарах. Обязательная же информация о товаре, к примеру, включает в себя его основные потребительские свойства, цену, гарантийный срок, правила эффективного и безопасного использования (п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1). А если затраты нельзя признать рекламными, расходы на информирование покупателей можно учитывать для целей налогообложения, например, по пункту 49 статьи 264 Налогового кодекса без ограничения.
Также не считаются рекламой по новому закону вывески и указатели, которые не содержат рекламной информации. А ее содержание в законе расширили.
Возможно, новая формулировка «нерекламы» в законе решит и проблему с учетом расходов на веб-сайты. Дело в том, что раньше налоговые инспекции пытались признать рекламой сайты в Интернете. И если фирма хотела доказать обратное, то приходилось обращаться в суд. Судьи разбирались: считает законодательство веб-сайты и Интернет средством массовой информации или рекламным носителем? И поскольку прямого указания на это в законодательстве нет, они делали вывод, что «создание веб-сайта, размещение его в сети Интернет, проведение сопутствующих работ не являются рекламными расходами» (постановление ФАС Московского округа от 9 ноября 2005 г. № КА-А40/10992-05).
Попытались решить законодатели и проблему с «нерекламными» объявлениями фирм. Так, например, организации давали объявление о приеме на работу. И не считали его содержание рекламой. Налоговая же инспекция считала, что данное объявление направлено на неопределенный круг лиц и формирует интерес к фирме. А значит, это реклама. Однако судьи не поддерживали мнение инспекторов. И объясняли, что данная информация не способствует реализации товаров, идей и начинаний. И поэтому рекламой не является (постановление ФАС Московского округа от 15 сентября 2003 г. № КА-А40/6818-03). По новому закону не считают рекламой «объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности» (подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). У законодателей получилась очень обтекаемая формулировка. Поэтому налоговики опять смогут считать информацию в объявлении о приеме на работу рекламой. Ведь в принципе объявления связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. И значит, фирмам, возможно, придется отстаивать свое мнение в суде.
Мебель неограниченная
Законодательство резко ограничивает рекламу на телевидении до 20 процентов в час и 15 процентов в сутки (п. 4 ст. 39 Закона № 38-ФЗ). А следовательно, многие рекламодатели перенацелят свои интересы на прессу, наружную рекламу, рекламу на транспорте, в Интернете. Если фирма разместила рекламу, то бухгалтеру придется учитывать, нормируются ли затраты на нее в налоговом учете или нет. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса не нормируются расходы на рекламу:
* в СМИ (объявления на радио, телевидении, в прессе и телекоммуникационных сетях);
* расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
* расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.
Затраты на эти виды рекламы можно списывать без ограничения. Затраты же на остальные виды рекламы Налоговый кодекс разрешает учитывать только в пределах 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 НК). К таким расходам относится, например, реклама на наземном транспорте, в метро.
Однако что относить, например, к наружной рекламе, в Налоговом кодексе не сказано. Поэтому для расшифровки этого понятия приходится пользоваться законом о рекламе. В действующей редакции записано, что наружной признают рекламу «в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения» (п. 1 ст. 14 Закона № 108-ФЗ).
Эта формулировка затрудняла учет таких расходов фирмы, как затраты на «рекламную мебель» (шатры, палатки, зонты с логотипом компании). Ведь непонятно, можно ли расходы на нее считать затратами на наружную рекламу. Так, например, бухгалтер одной из фирм-участниц выставки посчитал, что тенты с логотипом — это наружная реклама, тем более что их установку согласовывали с местными властями. А значит, затраты на них ненормируемые. Налоговая же инспекция решила, что эти конструкции не могут быть отнесены к наружной рекламе, и, значит, расходы на них должны уложиться в 1 процент от выручки.
Однако судьи поддержали фирму. Ведь, по их мнению, данная «мебель» «представляет собой сложные технические сооружения стабильного (сезонного) территориального базирования, используемые для защиты посетителей летних кафе, закусочных, точек розничной уличной торговли продукцией налогоплательщика от дождя, ветра и солнца». Установка тентов согласована с муниципалитетом. Таким образом, их вполне можно отнести к средствам наружной рекламы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43-1729/2004-32-152).
В новом законе дана более точная расшифровка «наружки» — это «реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта» (п. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Введено и жесткое ограничение: рекламная конструкция должна использоваться только в целях распространения рекламы.
К сожалению, новая формулировка не вносит ясности в вопрос о том, считать «рекламную мебель» наружной рекламой или нет. И значит, фирмам придется опять отстаивать свое мнение в суде.
Изменения для «спецрежимников»
Коснулись изменения в законодательстве и деятельности по распространению рекламы на транспорте. С 1 января 2007 года будет запрещено использование транспортных средств только или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (п. 2 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Так что фирмам уже сейчас придется позаботиться о них. Например, саму рекламную конструкцию можно переделать в вывеску или щит. А машину использовать по назначению.
Прописали законодатели и пункт о том, что фирмы могут использовать отличительные знаки, которые указывают на принадлежность транспорта именно ей. То есть можно рисовать логотип компании хоть на весь борт машины — это не будет являться рекламой (п. 4 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).
Есть и нововведение по порядку оформления сделок на размещение рекламы на транспорте. По новому закону размещать ее можно только «по договору с собственником транспорта или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим вещным правом на транспортное средство» (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Ранее такого требования в законодательстве не было. Получается, если с собственником транспортного средства заключили договор на размещение рекламы, минуя рекламное агентство, то он занимается деятельностью по распространению рекламы. И значит, должен платить ЕНВД.
Собственникам транспорта следует помнить, то вмененка касается только рекламы, размещенной на крышах, боковых поверхностях кузовов, а также установки на них табличек, электронных табло и других средств рекламы (ст. 346.27). То есть рекламы, размещенной снаружи транспортного средства. А распространение рекламы внутри транспорта данной статьей не предусмотрено. Значит, эта деятельность не подпадает под ЕНВД. И следовательно, владельцам «рекламного» транспорта придется организовывать раздельный учет. Это подтвердил Минфин в письме от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106.
По материалам журнала «Расчет», №5, 2005 г. Подготовлено при участии экспертов журнала «Практическая бухгалтерия»
Александр ПАЛЬМИН