Сказка о потерянном времени

Дата публикации: 19 июня 2006

Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом
пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил его:
— Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?
— У меня нет времени точить пилу — я должен пилить! — простонал дровосек.
В этой небольшой притче как нельзя точно подмечена суть тайм-менеджмента, инструмента точного и тонкого, способного творить чудеса в умелых руках. Мы и оглянуться не успели, как известное выражение «Время — деньги» незаметно трансформировалось в другое: «Время дороже денег». Стрессы, вызванные нехваткой времени, лавина информации, которую невозможно переработать. Некогда думать, некогда тратить заработанное, некогда жить! Знакомо?
Чем успешнее и богаче человек, тем больше у него денег и меньше времени. Поэтому организация времени нужна не только для того, чтобы достигнуть успеха, но и для того, чтобы не потерять вкус к жизни после его достижения.
Сочетание «российский тайм-менеджмент», что называется, с порога вызывает тревогу. Ну, откуда, скажите, в голове русского человека взяться секундомеру и счетчику денег, как, к примеру, у немца?
А у меня, если честно, вызывает тревогу наше русское самоуничижение в плане организации времени и труда. На семинарах я привожу график работы Боярской думы как пример грамотного управления рабочим ритмом. В 20-е годы XX в. именно в нашей стране широчайшую деятельность вели Лига «Время», Институт труда и другие организации, внедрявшие методы эффективной работы в масштабах всей страны. Причем ряд разработок, не потерявших актуальности до сих пор, настолько поразил классика научного менеджмента Ф.ГИЛБРЕТА, что он на одной из международных конференций заявил: «Русские глубже нас входят в научную организацию труда».
Именно в нашей стране широчайший отклик вызвала известная книга Даниила ГРАНИНА «Эта странная жизнь», в которой была описана судьба русского ученого ЛЮБИЩЕВА, который в молодости поставил себе большую цель жизни и более 50 лет вел хронометраж, бюджетирование времени. В книге были поставлены мировоззренческие вопросы о взаимоотношениях человека и Времени. И, наконец, именно в России уже более трех лет действует неформальная общественная организация «Тайм-менеджерское сообщество», не имеющая аналогов в мире, в которой реальные «наши» люди делятся реальным опытом организации времени в «наших» условиях широкой русской души и всеобщего «бездорожья и разгильдяйства».

Как сделать, чтобы не пришлось жалеть о неиспользованных возможностях, как в сказке о потерянном времени

Есть несколько ключевых направлений, в которых стоит поработать над личным временем. Первое и самое главное — личные цели и ценности. Большинство людей не имеет ясно сформулированных целей, живет «от зарплаты до зарплаты» и «с 9 до 18». Как только вы задаетесь вопросом о целях, о том, чего хотелось бы достичь в жизни, вы по-новому смотрите на расходы своего времени и сразу понимаете, где оно тратится впустую, на дела, являющиеся для вас «навязанными» внешним окружением, не соответствующие вашим целям.
Второе — анализ расходов времени, хронометраж. Если мы хотим рационально тратить деньги, нужно некоторое время, а лучше постоянно, вести учет расходов и анализировать их целесообразность. Сам факт такого учета дисциплинирует и помогает найти резервы. То же самое со временем — попробуйте 3-4 недели в течение дня записывать, на что тратится ваш самый невосполнимый ресурс, и вы немедленно найдете залежи и запасы времени, которое тратится не так хорошо, как вам хотелось бы — на «поглотители времени», ненужные вам дела, неприятных вам людей, навязанные вам внешним окружением ложные, «не родные» для вас цели.
И, наконец, планирование задач и управление приоритетами. Это ни в коем случае не «расписывание себя по минутам». Обычно бывает достаточно списка дел, «to-do list», без жестких привязок к времени. Этот список обязательно должен быть «материальным» — на листе бумаги, в Outlook и т.п. Очень полезно отметить в нем главное, и начать работу именно с важнейших, приоритетных задач. Через некоторое время это предельно простое планирование и расстановка приоритетов превратятся у вас в навык, «как чистить зубы по утрам», само собой разумеющееся действие, не требующее каких-то усилий. После этого можно осваивать более сложные формы управления задачами, если они вам потребуются.

Глеб АРХАНГЕЛЬСКИЙ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/06/22/skazka_o_poteryannom_vremeni