Твердые цены ударили

Дата публикации: 19 июня 2006

«Сибирский хлеб»

Акционерное общество «Сибирский хлеб» планировало получить в 2005 году 12 миллионов рублей прибыли, а окончило год с убытком в 12,5 млн рублей. «К сожалению, — заявил на отчетом собрании акционеров предприятия генеральный директор Владимир ГРИНЕНКО, — кроме рынка, действует еще и политика». Зафиксированные администрацией Омской области цены на хлеб массовых сортов оборачиваются для хлебопекарной отрасли низкой рентабельностью производства. «Хлебный бизнес, — считает руководитель „Сибирского хлеба“, — это не водочный и не колбасное производство, где уровень рентабельности зашкаливает все разумные размеры».

Нехватка средств не дает предприятию модернизировать основные фонды, износ которых — около 70%, и поднять заработную плату, среднемесячный размер которой по 2005 году один из самых низких в отрасли — 5 638 рублей. Тяжелый труд и низкий заработок — причина поистине гигантской текучести кадров на хлебозаводе: в 2004 году она составила 90% (!!!), в 2005-м — 61% (!). Такие цифры во всяком случае назвал в своем отчете Владимир ГРИНЕНКО. Отсюда низкая квалификация персонала и избыток численности. По своим мощностям это самый большой хлебозавод Омска: проектная мощность 39,6 тыс. т хлеба в год (у «Хлебодара» — 21,9 тыс. т, у «Форнакса» — 19,5 тыс. т). Однако реально «Сибхлебом» выпускается меньше всех продукции — 20 т хлеба в сутки (у «Форнакса» — 35 т, у «Хлебодара» — 37 т, у «Хлебника» — 30 т).

В целом за год предприятием выпечено 7 850 т хлеба, 1 096 т — булочных изделий, около 85 т — кондитерских. В планах на будущее — расширение тех производств, которые дают наибольшую норму прибыли: внедрение новых технологических линий в булочном цехе и на участке по производству сушек. Тем более, что спрос на эту продукцию есть: год назад завод производил 2 т булочных изделий в сутки, сегодня — 6 т, а заявок поступает еще больше. Правда, для модернизации необходимы инвестиции, которые «Сибхлеб» надеется получить у собственников из Казахстана.

«Хлебодар»

Как сказано в годовом отчете совета директоров предприятиям к собранию акционеров, «в 2005 году уровень рентабельности уменьшился по сравнению с 2004 годом и составил 3,4%. На снижение рентабельности повлияло увеличение цен и тарифов при неизменной цене на основные виды продукции (хлеб „Урожайный“ и „Пшеничный“).

Объем товарной продукции завода увеличился на 28,4%, а себестоимость — на 34,4%, из которой прибавку в 56,8% дало только топливо. И здесь наибольший рост товарной продукции дали изделия, приносящие наибольший уровень доходности: булочные (+47% в физическом объеме по сравнению с 2004 годом) и кондитерские (+28,4%). Прибавка объемов производства хлеба куда меньше: +7,7%.

В отличие от „Сибхлеба“ среднемесячная зарплата на „Хлебодаре“ более достойная: 9 346 рублей (в 2004 году — 6 699 руб.).

Понятно, что, не имея возможности получать достойные доходы по основному виду деятельности предприятие оптимизирует финансовые потоки: в 2005 году здесь окончательно расстались с таким видом деятельности, как розничная продажа. Реализация идет только через оптовиков, в частности через ИП АРОНОВ М.Е. (сын генерального директора Евгения АРОНОВА). Ему в 2005 году были проданы за полмиллиона девять киосков и три павильона для торговли хлебобулочными изделиями, ранее стоявшие на балансе ОАО „Хлебодар“. В прошлом году через ИП АРОНОВ М.Е. было реализовано продукции на 46 млн руб. (по оптовым ценам), в планах текущего года — до 65 млн рублей.

»Хлебник"

В квартальном отчете ОАО «Хлебник» по поводу фиксированных цен сказано более осторожно, чем у конкурентов: ценовая политика общества направлена на удержание стабильных цен на продукцию массовых сортов («Пшеничный» I сорта и «Урожайный»). Таким образом, ОАО «Хлебник», поставляя хлеб на рынок Омска и Омской области, поддержало программу администрации Омской области, направленную на сохранение цен на продукцию социального назначения. (Забавно, что эта фраза приведена в рубрике «Отраслевые риски»).

Между тем цифры говорят о другом. Резкое увеличение объемов реализации чуть ли не в три с половиной раза (со 143 млн руб. в 2004 году до 377,1 млн — в 2005-м) не привело к аналогичному росту валовой прибыли (выручка минус себестоимость). Она увеличилась всего на 8,1 млн рублей, при этом чистая прибыль даже втрое уменьшилась (с 316 тыс руб. в 2004 году до 115 тыс. — в 2005-м).

Понятно, что и «Хлебник» тоже вынужден оптимизировать свои потоки. Так как у владельцев ОАО из Новосибирского САХО в Омске несколько предприятий («Житница», «Форнакс», СПК «Новосанжаровский», ТД «Сибирский пекарь» и др.), возможностей оптимизации у них намного больше, чем у «Хлебодара». В частности, на собрании акционеров ОАО «Хлебник» 11 мая были утверждены следующие крупные сделки: 16 декабря «Хлебник» купил за 243,1 млн рублей у ООО «Торговый дом „Сибирский пекарь“ 1,4 млн литров гербицидов и в тот же день продал их за ту же сумму ООО „Химтэк“. Казалось бы, какое отношение к выпечке хлеба имеют гербициды, но, учитывая другие интересы САХО на омской земле, все становится понятно.

Интересно, что собственники ОАО „Хлебник“ минимизируют риски еще с одной стороны: по данным годового баланса основные средства общества уменьшились с 12,5 млн руб. на 1 января 2005 года до 3,2 млн руб. на конец того же года. А это значит, что у значительной части имущества хлебозавода появились добросовестные приобретатели, отобрать у которых эту недвижимость в случае чего значительно сложнее.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/06/22/tverdie_tseni_udarili