«У ЗАО „Компания “Электрон» 13 апреля истек срок действия лицензии Минсвязи, и поэтому сегодня «Электрон» не может законно обслуживать антенные системы".
— В прошлом номере «КВ» (№ 22 от 14 июня) начальник антенной службы ЗАО «Компания „Электрон“ Вера ЛАБКОВСКАЯ высказала свое мнение по поводу того, что ПО „Аверс-Сервис“ пытается, якобы, „под шумок монополизировать антенное хозяйство Омска“. Лично я очень уважительно отношусь к Вере ЛАБКОВСКОЙ, но, к сожалению, ее эмоциональное выступление содержит много неточностей, а некоторые факты не соответствуют действительности.
Неточности начинаются буквально с первой же фразы. Вера Григорьевна уверяет, что компания «Электрон» работает в Центральном округе более 30 лет. На самом деле в округе работало ПО «Электрон», которое в 90-х акционировалось и переименовалось в ОАО «ПО „Электрон“. Президентом этого предприятия является Бабкен АРАКЕЛЯН. ОАО „ПО “Электрон» было несколько лет назад лишено лицензии Минсвязи за некачественную работу, и обслуживать антенное хозяйство на этой территории стало другое, вновь созданное предприятие с похожим названием — ЗАО «Компания „Электрон“, возглавляемое Аидой АРАКЕЛЯН. Правда, и у этого предприятия 13 апреля 2006 года истек срок действия лицензии Минсвязи.
У компании „Электрон“ было время, чтобы позаботиться о продлении лицензии или о получении новой. Почему „Электрон“ этого не сделал — я не знаю. Но согласно статье 29 Федерального закона „О связи“ предприятие, не имеющее действующей лицензии Минсвязи, не может предоставлять возмездные услуги. И разрешение на эксплуатацию антенных систем, которое выдается Россвязьнадзором, действительно только в период действия лицензии. Поскольку у ЗАО „Компания “Электрон» на сегодняшний день нет действующей лицензии, то эта компания, соответственно, не имеет права обслуживать антенное хозяйство. О чем управление Россвязьнадзора по Омской области и уведомило администрацию города. Мы тоже двумя руками голосуем за честную конкуренцию, но при этом считаем, что законы необходимо соблюдать. У нашего предприятия все лицензии действующие. И мы своевременно их получаем и продляем сроки их действия, если в этом есть необходимость.
Помимо Закона «О связи» существует еще и Жилищный кодекс, с которым Вера Григорьевна тоже наверняка должна быть знакома. Тем не менее она позволяет себе высказывания, которые идут с ним в разрез. Она заявляет: если управляющая компания не желает заключать договоры с ЗАО «Компания „Электрон“, то эта компания „пойдет своим путем“. И будет, мол, заключать с жильцами прямые договоры, минуя управляющую компанию. Извините, но инфраструктурные коммуникации, в том числе телекоммуникации, располагаются в здании. Для того чтобы их обслуживать, необходимо иметь доступ на кровлю, в чердачные и подвальные помещения дома. Если статус дома еще не определен самими жителями, то он передается в управление уже созданным с участием муниципалитета управляющим компаниям. И в таких домах не жители определяют, с кем заключать индивидуальный договор, а управляющая компания. Со временем, когда жильцы определятся и сделают свой выбор, определятся со статусом, у них появится право самостоятельно выбирать и компанию, которая будет обслуживать телекоммуникации.
Управляющая компания Центрального округа приняла решение о том, чтобы передать часть домов округа, которые раньше обслуживались компанией „Электрон“, на обслуживание нашему предприятию. К нам обратились, и мы, естественно, не отказались. На сто процентов уверен, что компания „Электрон“ поступила бы на нашем месте точно так же. К тому же часть домов, которые раньше обслуживали в Центральном округе мы, была передана управляющей организацией другой компании. Это решение, даже если оно нам не нравится, было принято в рамках закона. И оспаривать его мы не собираемся.
Теперь о монополизме. Напомню, что вопросы монополизации рынка регулируются антимонопольным законодательством. И есть органы, которые следят за тем, чтобы антимонопольное законодательство участниками рынка не нарушалось. Так что тревоги компании „Электрон“ по этому поводу сильно преувеличены. Сегодня в Омске порядка 500 тысяч потенциальных абонентов (370 тысяч проживает в муниципальных многоквартирных домах, 70 тысяч — в частном секторе, остальные — в домах, которыми управляют товарищества собственников жилья). На омском рынке работает сегодня 11 предприятий. Даже если сложить вместе всех абонентов, обслуживаемых всеми 11 компаниями, получим цифру, едва превышающую 300 тысяч. О каком монополизме может идти речь? И о каких высоких ценах, если минимальная стоимость абонементного обслуживания в других городах Сибирского и Уральского регионов — 55 рублей? А в Омске абоненты с октября 2003 г. платят до сих пор по 20 рублей за один абонентский отвод. Разве это не доказывает высокий уровень конкуренции в нашем городе?
Совсем не такая запутанная и ситуация с этими объявлениями на подъездах, как обрисовала ее Вера Григорьевна. Во-первых, компания „Электрон“ не обращалась к нам за разъяснениями. Во-вторых, после заключения двустороннего договора с управляющей компанией мы, как обслуживающая организация, просто обязаны были уведомить жильцов о том, куда им следует обращаться в случае возможных неполадок. И мы действительно развешивали на подъездах домов информацию со всеми адресами, контактными телефонами и так далее. Никакая это не провокация, а факт. И мы обязаны были уведомить людей о том, что их обслуживает теперь другая организация.
Говоря о честной конкуренции, не могу не упомянуть и другой факт. Сегодня на десятках домов в Амурском поселке — именно на тех, которые обслуживались компанией „Электрон“ — массово выходят из строя антенные системы. Ничего не берусь утверждать, но массовость этого явления заставляет задуматься о том, что антенные системы выводятся из строя целенаправленно. У нас хватит сил и средств, чтобы решить эту проблему и восстановить работу антенных систем. Вот только люди в этих домах страдают сегодня совершенно ни за что.
Вера ЛАБКОВСКАЯ уверяет, что за последний год компания „Электрон“ на 80% провела реконструкцию антенного хозяйства на обслуживаемой территории, и высказывает опасение, что компания может потерять свои капиталовложения в объеме 12 млн рублей. Сегодня на этих 433 домах Центрального округа мы проводим полную техническую и абонентскую инвентаризацию. Увы, у меня несколько другие данные о той работе, которую выполнила на своей территории компания „Электрон“. Так что о 80% реконструкции даже речь идти не может. Максимум, что выполнено — это 20-22%.
Справедливости ради отмечу, что на тех домах, где новые системы компанией „Электрон“ действительно установлены, использовалось нормальное оборудование, которое реально может работать и в будущем. При некоторой доработке, естественно, такое оборудование сможет принимать и телевизионный сигнал цифрового стандарта. И на все эти системы мы не претендуем. Оборудование, смонтированное компанией „Электрон“, остается собственностью этой компании. И мы не собираемся пользоваться чужой собственностью. Мы намерены обратиться в управляющую компанию, чтобы „Электрону“, когда он получит лицензию, оставили на обслуживание те дома, на которых они смонтировали новые системы и они реально работают. И это логично. Мы не собираемся посягать ни на чью собственность.
Там же, где системы не работают, мы собираемся параллельно установить собственные. У нас и раньше были примеры, когда мы ставили свои системы параллельно системам „Электрона“. Например, поселок Входной, где антенные системы, установленные „Электроном“, либо не работали совсем, либо работали плохо. И мы установили параллельно свои, подключили к ним тех жителей, которые обратились к нам за помощью. А кто не пожелал, тот так и остался на обслуживании у компании „Электрон“. На мой взгляд, это и есть здоровая конкуренция.
В общем, мы за такую конкуренцию, в результате которой выигрывают омичи. За последний год наше предприятие полностью завершило строительство новых коммуникаций на обслуживаемой территории. А это более 1 700 домов. И оценочная стоимость вновь смонтированного оборудования — порядка 250 млн рублей. Мы приняли на обслуживание брошенные всеми фирмами (в том числе и „Электроном“) двух- и трехэтажные дома, в которых от 8 до 12 квартир. Такие дома наши конкуренты считают нерентабельными. Затраты там большие, а срок окупаемости — до 50 лет. Тем не менее там тоже живут люди. И за май 2006 года мы смонтировали оборудование на 287 двухэтажных домах. В июне завершили строительство новой системы в поселках Осташково и Новостройка, от которых отказались все наши конкуренты, которые с нерентабельными домами предпочитают дело не иметь.
В так называемых „антенных войнах“ мы не участвовали и не намерены участвовать впредь, хотя нас неоднократно пытались в них втянуть. У нас другие планы. Сегодня мы завершили строительство „последней мили“ приемных телекоммуникаций на обслуживаемой территории, и очень скоро начнем реализацию нашей программы „Телегород“, в рамках которой абоненты „Аверс-Сервиса“ получат широкополосное мульдимедийное обеспечение. При желании наши абоненты смогут принимать в цифровом стандарте еще как минимум 60 спутниковых телеканалов (в виде разных пакетов по интересам) дополнительно к уже существующим 16 телеканалам метрового и дециметрового диапазона. Плюс к этому они смогут получить скоростной доступ к сети Интернет, систему видеотелефонной связи, видеонаблюдения, пожарно-охранной сигнализации. Плюс к этому они получат комплект дополнительных интерактивных услуг, таких как видеоканал по индивидуальному заказу, локальные компьютерные сети и так далее.
Еще хочу напомнить, что мы открыты для сотрудничества и с другими компаниями, работающими на омском рынке телекоммуникаций, чтобы в конечном итоге выработать общую техническую и технологическую политику и создать телекоммуникационную систему во всем городе, которая бы работала в едином стандарте. На наш взгляд, это интересно всем — и телекоммуникационным компаниям, и населению Омска, которое получит гораздо более широкие возможности, и органам власти, понимающим важность этого проекта, который обеспечит доступность информации. И некоторые компании, надо отметить, уже сотрудничают с нами и строят приемные системы, используя наши технологии.
Работая во многих регионах России (и на Тюменском Севере, и на Дальнем Востоке, и в Подмосковье), мы видели много городов, в которых тоже конфликтовали между собой телекоммуникационные компании. В такие города в итоге пришли инвесторы со стороны и попросту вытеснили с рынка всех местных операторов. Глобальные инвесторы уже неоднократно делали попытки зайти и в Омск. И противостоять варягам мы сможем только в том случае, если договоримся и объединим свои усилия.