Иван БЕЛОУСОВ, генеральный директор радио "Русский шансон в Омске": "Сейчас много желающих купить готовую радиостанцию"

Дата публикации: 10 июля 2006

— Иван Витальевич, по моим наблюдениям, в местном радиобизнесе очень не любят распространяться о форматах, учредителях и прочих тонкостях. Почему?

— У меня сегодня четвертая станция — «Русский шансон» (после «Ностальжи», «Модерна» и Хита FM), — а фирма моя как называлась ЗАО «Элита-1», так и называется: учредители сменились всего один раз. Но я их тоже не буду называть, потому что у меня нет на это их разрешения. Насколько я понимаю, отвечая на подобные вопросы, люди рискуют попасть в неприятные ситуации. Хотя бы потому, что ужесточился контроль со стороны комитетов Росохранкультуры, возрос интерес к электронным СМИ со стороны финансовых групп... Раньше открыть радиостанцию, в общем, не составляло особого труда и не требовало крупных вложений. Сейчас это достаточно дорогое удовольствие. И люди, зарабатывая большие деньги, начинают смотреть, а куда бы их вложить? Сейчас очень много желающих взять и купить готовую станцию, почему бы нет? Туда пошли очень серьезные деньги. Скажем, если черно-белые газеты уходят постепенно в небытие, то к электронным СМИ интерес не падает, а, наоборот, возрастает.

— Что характерно для омского радийного рынка?

— Здесь особые отношения, в отличие от городов, где люди, скажем, просто дружат. Я помню, как радиостанции «Модерн» и «Европа Плюс» в Санкт-Петербурге договорились со спонсорами и 31 декабря поменяли местами двух чрезвычайно популярных ди-джеев Володю ЛЕНЧИНА и Диму НАГИЕВА. Представляете, что делалось?! То есть просто рухнули все рейтинги. Я приезжал с питерских семинаров и думал, почему бы нам здесь так не общаться? На мой взгляд, «необщение» неправильно с точки зрения зарабатывания денег. Это порождает ситуации, когда рекламодатели говорят: «У вас дорого, я пойду туда-то» А куда туда? Или: «Там дорого, а я хочу у вас, потому что у вас дешевле». Вот таким образом омский радиорынок дошел до состояния, когда люди уже готовы продавать время за 5 копеек.

— А рейтинги?

— Я просто плюнул на все это. Во-первых, а я с 1996 года занимаюсь радио, в городе Омске никто никогда не прибегал ни к каким рейтингам. Никто. Никогда. Сколько бы фирм ни пыталось здесь делать рейтинги, это все круги по воде. В городе Омске все держится на личных связях. Или на каких-то других непонятных мне вещах, когда люди говорят: «Мы там-то размещались, нам не нравится, и мы пришли к вам». Начинаем работать. Им звонят: «А, вот так! Ну, давайте-давайте, ребята, потом придете — вообще будет труба, или не придете вообще никогда». Тогда люди — мне: «Ты, понимаешь...» Это все нецивилизованно, и даже с точки зрения продаж не совсем правильно, потому что нижнюю планку можно же поднять, да? И рекламодатель вынужден будет с этим считаться, потому что ему нужна реклама. Иногда говорят: «А нам не нужна реклама!». Тогда я их спрашиваю: «Вы что, наркотиками торгуете?». Впрочем, если сейчас фирмы пытаются профессионально формировать рекламные бюджеты, сам радийный бизнес остался в тех же условиях: «Только никому не говори!». Если взять сегодня заявленную цену на секунду рекламы и фактически продаваемую, это будут совсем разные цифры. И это в первую очередь связано с тем, что люди не хотят договориться о том, что хватит продавать время по пять рублей за секунду. А зачем? Вот у нас же много, к нам идут, и, слава богу. Как правило, говорят, что движения в сторону координации связаны с тем, что видимо, что-то плохо у человека, вот он и пытается воду мутить. А, между тем, законодателями этого всего как раз и должны служить те люди, которые владеют большей частью радийного рынка. Это от них должно исходить.

— «Необщение» — единственная проблема?

— Еще одна — это посредники. Я встречаюсь с людьми и говорю: «Ребята, вы же бизнесмены. Вы заработали много денег и как же вы обращались с посредниками? Вы всегда от них избавлялись, а здесь сами лезете головой в рекламные агентства, когда, как минимум, — минимум! — 30% теряете только на том, что с ними работаете. Неужели у любого, самого разгенерального директора, когда ему положили на стол рекламный бюджет, нет времени встретиться и обсудить этот вопрос с непосредственным руководителем СМИ, принимающим решения. Нормальные люди всегда договорятся, потому что себестоимость секунды или минуты, как хотите, у всех радиостанций примерно одна и та же. Все остальное — это уже вопросы амбиций. Так вот, прямыми переговорами можно избежать массы финансовых потерь. Помимо того что вы сэкономите процентов тридцать непосредственно на агентстве, вы оградите себя, как минимум, от потери 10%, которые идут на откаты девочкам и мальчикам, которые связывают вас с агентством. Плюс получите серьезную скидку, значит, прибавьте к этому еще минимум 20%. На сколько сэкономили бюджет? На 60%, а при годовом контракте — еще больше. Вот такой рынок. Это простая логика: хотите избежать затрат, уберите посредников на своем пути. В Омске на радио в массе своей сегодня работают профессиональные люди, уровень производства рекламы на высочайшем уровне. Я имею в виду коммерческие радиостанции в FM-диапазоне. Я не знаю радиостанции, где вас обманут. Слукавить могут, но, как правило, руководители коммерческих отделов просто побоятся сказать неправду. У нас не практикуется в городе откровенных таких „кидняков“, когда ролик поставили на 6 раз, а дали 4 раза. На сегодняшний день автоматизация эфира не предусматривает этого: лениво да и смысла нет. И это не те деньги, из-за которых можно свою собственную репутацию испортить.

— Почему год назад вы перешли на петербургский „Русский шансон“?

— Эта ниша в Омске была не занята. Да, в Омске вещает „Радио шансон“ из Москвы, но на УКВ, поэтому большая часть аудитории города была лишена этого удовольствия. Я знаю, кто слушает шансон. Я изначально знал, что это таксисты, это маршрутки, это определенная категория людей старше 30-35 лет. Это была пустая ниша, и было бы глупо ее не занять. Ни для кого не секрет, что у нас в стране есть 5-6 продюсеров, которые пишут для десятка исполнителей, и все это крутится на всех радиостанциях. За редким исключением, потому что узкоформатных станций у нас практически нет. В городе знают, что такое русский шансон. Другое дело, что его путают. Как формируются рейтинги: „Что слушаете? — Шансон слушаю! — Какой шансон? — Какой-то, что-то у меня там играет“. Но при любом раскладе не может лидировать частота УКВ: она не принимается практически нигде. Не может „Радио шансон“ стоять в рейтинге выше, чем „Русский шансон“. По умолчанию не может, потому что частота другая. Говорю об этом не потому, что оказался не на том месте, на каком бы мне хотелось. Знаете, я уже давно от этого всего дела отошел, и в конце концов мерило всем этим делам — касса. И я могу сказать: мне хватает.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/07/25/286716