Динамика
По сравнению с прошлым годом сдал свои позиции «Динамит FM», в феврале прошлого года занимавший четвертое место в рейтинге. В марте текущего года это радио занимало уже седьмую строчку с объемом аудитории 7,7% против 11,1% зимой 2005 года. А вот «Радио-3», наоборот, значительно увеличило количество радиослушателей — с 5,7% до 9,3%. Заметим, что из рейтинга выбыли «Солнечный город», «Хит FM» и радио «Город», прекратившие вещание. Некоторым радиостанциям за один год — февраль 2005-март 2006 — удалось увеличить местную аудиторию в полтора-два раза. К ним относятся «Эхо Москвы», «Радио Сибирь», «Максимум». Неудачником года можно считать «Русское радио-2», аудитория которого уменьшилась с 3,9% до 0,8%.
Возраст
Опрос выявил, что 49% омичей выбирают радиостанции, вещающие на FM и УКВ частотах. Интересно, что доля проводного радио также достаточно велика — его постоянно слушают четверть омичей — представители практически всех возрастных групп. Правда, доля молодежи, предпочитающей данный тип радио, составляет всего 2,2%, а вот доля людей предпенсионного и пенсионного возраста почти в восемь раз больше — 17,2%. Наиболее популярными радиостанциями среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет являются «Максимум», «Динамит FM» и «Европа Плюс» (табл. 1).
Статус
Половину всего объема недельной аудитории составляют представители рабочих профессий и пенсионеры, которые являются постоянными радиослушателями. Кроме того, топ-менеджеры, их заместители и руководители среднего звена в доминирующем большинстве предпочитают слушать радио. Более половины слушателей имеют среднее или среднеспециальное образование, а четверть закончили высшие учебные заведения (табл. 2).
Половина постоянных радиослушателей отметили, что состоят в браке. Кроме проводного, они предпочитают «Русское радио», «Европу Плюс» и омское «Радио-3». Среди холостяков радиолюбителей в два раза меньше. Чаще всего они выбирают «Максимум» и, опять же, «Европу Плюс».
Доход
Четверть радиослушателей имеют средний доход от 1 500 до 3 000 рублей в месяц на одного члена семьи (табл.3). Из менее обеспеченных слоев населения, получающих от 500 до 1 500 рублей в месяц, каждый третий слушает радио. В основном это временно не работающие, служащие без высшего образования и пенсионеры с небольшим доходом. Омичи, зарабатывающие более 7 500 рублей в месяц, также регулярно слушают радиоприемник, предпочитая «Европу Плюс», «Максимум», «Русское Радио» и «Авторадио». Семьи с уровнем дохода меньше 500 рублей предпочитают вообще ничего не слушать.
Как проводился опрос?
Исследование проводилось на базе общегородской выборки респондентов. Для построения выборки, на основе статистического наблюдения за динамикой социально-экономических показателей и математических расчетов были выделены городские территории, жители которых представляли в своей совокупности социально-экономическое положение Омска в целом. В качестве критериев отбора территорий и формирования выборочной совокупности респондентов использовались такие показатели, как половозрастная структура населения, формы собственности жилья, телефонизация жилого фонда и т.д. Выборочная совокупность составила 535 человек. Обработка результатов осуществлялась в специализированной базе данных «МедиаМикс-Россия» с использованием программного обеспечения «DataFriend».
Антон ОРЕХ