Второй по величине молочный холдинг России ООО «Юнимилк» не появился бы на свет, если бы его отцов-основателей — Андрея БЕСХМЕЛЬНИЦКОГО и Андрея БЛОХА не заставили уйти из «Омского бекона».
Ошибка
Как пишут в российской версии журнала «Forbes», «Ранней осенью 1999 года „Омский бекон“, осиротевший после краха Инкомбанка, перешел во владение лиц, которых в местной прессе было принято именовать „акционерами Сибнефти“. „Мотором“ покупки „Бекона“ пресса называла Андрея БЛОХА. Тут и произошла встреча партнеров — новым гендиректором „Бекона“ стал Андрей БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ» («Forbes» № 8 за 2004 год). К сожалению, авторы журнала не имеют представления о действительных событиях осени 1999 года. Оба Андрея — БЛОХ и БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ — и Сибирская нефтяная компания находились тогда по разные стороны баррикад.
В свое время БЛОХ действительно был президентом Сибнефти, но очень скоро оттуда ушел, так как во время его президентства реальные финансовые дела решал его первый заместитель Евгений ШВИДЛЕР. Последний, будучи в статусе зама, подписывал, кстати, и договор 1998 года об объединении Сибнефти и ЮКОСа. БЛОХ занялся собственным бизнесом, а его протеже Андрей БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ (выходец из Инкомбанка) был назначен заместителем генерального «Омского бекона» по стратегическому развитию, а с сентября 1999 года исполнял обязанности директора ОАО. Вот в этот момент Сибнефть при поддержке администрации области начала скупку акций свиноводческого комплекса, распространяя листовки о том, что от «новой администрации „Омского бекона“ (то бишь от БЕСХМЕЛЬНИЦКОГО) следует ожидать „сокращения производства и падения уровня зарплаты“ (дословно цитирую по тексту листовки).
28 октября 1999 года арбитражный суд по требованию прокуратуры запретил голосовать частью акций „Омского бекона“, контролируемой через багамскую фирму „Trussardy Investments Limited“ Андреем БЛОХОМ. Одновременно в Лузино потянулись с проверками налоговики и налоговые полицейские, а руководство акционерного общества регулярно стали „долбить“ подконтрольные областной власти СМИ. Их накал можно почувствовать хотя бы по такому заголовку из „Аргументов и фактов в Омске“ — »Последняя пакость Инкомбанка".
БЛОХ сдался и продал структурам Романа АБРАМОВИЧА свои акции. С 1 февраля 2000 года Андрей БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ уволился и уехал из Омска вместе со всей командой, а на «Бекон» пришли люди из Сибнефти во главе с вице-президентом компании Константином ПОТАПОВЫМ.
АБРАМОВИЧ
На полученные от продажи доли деньги оба Андрея, учредив новую фирму «Планета Менеджмент», купили в Мордовии два молочных завода — Саранский и Ковылкинский — и открыли два магазина нового формата «Гастроном-эконом». Через полтора года, увеличив число магазинов до десяти (Москва, Московская область, Рязань, Тула и Ярославль), партнеры познакомились с петербургским предпринимателем Олегом ТИНЬКОВЫМ, владеющим известной компанией по производству замороженных продуктов «Дарья». В феврале 2002 года журнал «Эксперт» сообщил, что «Дарья» создает альянс с «Планетой Менеджмент», у которого не будет единой управляющей компании. Надо полагать, именно на этом этапе Андрей БЛОХ вновь встретился с Романом АБРАМОВИЧЕМ и предложил тому поучаствовать в бизнесе, попеняв на историю изгнания из «Омского бекона».
АБРАМОВИЧ, похоже, не сразу согласился вложиться. Он лично встретился с Олегом ТИНЬКОВЫМ и владельцем нижегородской розничной компании «Альянс» (45 магазинов) Игорем КАНАШКИНЫМ. Эту сеть тоже предложили купить БЛОХ с БЕСХМЕЛЬНИЦКИМ. В итоге «Планета Менеджмент» приобрела «Дарью», «Альянс» и еще более десятка молочных и перерабатывающих заводов страны. В 2002 году газеты ежемесячно сообщали о все новых приобретениях компании, переименованной в конце года в группу «Планета». В нее вошли Пермская, Калужская, Приазовская птицефабрики, «Петмол» в Санкт-Петербурге, «Мясной двор» в Новгороде, «Галактон» в Киеве, Клинский мясокомбинат, Уфимский мясоконсервный комбинат и т.д, и т.п.). Для управления всеми этими активами внутри группы были выделены три подразделения — «Продо» (мясное направление), «Юнимилк» (молочное) и «Национальный торговый альянс» (розница). Однако «Планета» не управляла «Омским беконом» и свинокомплексом «Ильиногорский» в Нижегородской области, где председателем советов директоров был вице-президент Сибнефти Константин ПОТАПОВ. Константин Николаевич с энтузиазмом неофита самостоятельно начал осваивать аграрный бизнес: у него были планы присоединения к сельскохозяйственному холдингу Сибнефти птицефабрики «Изюмовская», Большереченского маслосыркомбината и «Манрос М». «Манрос М» тогда категорически отказался от сделки. А в восстановление двух других предприятий Сибнефть решила не вкладываться.
Развод
Весной 2003 года экспансия «Планеты» замедлилась. Как тогда утверждал генеральный директор группы Андрей БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ, «если 2002 год был для компании годом приобретений, то нынешний этап (2003-й) можно назвать структурированием». Похоже, Роман АБРАМОВИЧ перестал выделять деньги на приобретение новых активов. «Планета» объявила о готовящемся трехлетнем облигационном займе в три миллиарда рублей под поручительство своих предприятий и даже «Омского бекона», которым не управляла. Возможно, это и стало причиной развода акционеров Сибнефти с БЛОХОМ и БЕСХМЕЛЬНИЦКИМ. В октябре 2003 года предприятия группы «Планета» перешли под прямое управление Millhouse Capital, а бывшие топ-менеджеры получили при этом разводе молочное подразделение «Юнимилк». Как пишет тот же «Forbes», «О том, что это не было предусмотрено первоначальным сценарием, свидетельствуют осторожные высказывания Андрея БЕСХМЕЛЬНИЦКОГО: „У нас разный менталитет. Я из пищевки — они из нефтянки. У нас разный жизненный опыт, разные взгляды, и, чтобы не сталкиваться и не искать компромиссы, мы решили каждый жить своей жизнью. Мы расстаемся очень тихо, мирно и цивилизованно“ (октябрь 2004 г.).
Молоко
Первоначально „Юнимилк“ контролировал 12 предприятий, среди которых „Петмол“ (Санкт-Петербург), „Галактон“ (Украина), „Самаралакто“, „ЛипецкМолоко“, „Милко“ (Красноярск), Ялуторовский молкомбинат (Тюменская область), два молзавода в Мордовии и т.д. Из всего этого необходимо было выстроить единую структуру. При каждом молокозаводе „Юнимилк“ организовал свой филиал, который взял на себя сбыт продукции. Кстати, аналогичным образом поступали и другие федеральные холдинги: сбыт продукции „Омского бекона“, в частности, осуществляет „ПРОДО-Сибирь“.
В конце июня текущего года Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство „Юнимилка“ о покупке сразу 14 заводов: ООО „Ставровский молочный завод“, ОАО „Перммолоко“, ОАО „Кемеровский молочный комбинат“, ОАО „Томскмолоко“, ОАО „Костромской молочный комбинат“, ОАО „Владимирское молоко“, ЗАО „Том-Мас“, ОАО „Смоленский молочный комбинат “Роса», ОАО «Завод молочный „Новосибирский“, ОАО „Шадринский молочно-консервный комбинат“, ОАО „Чебоксарский гормолзавод“, ОАО „Сыродел“, ОАО „Молочный завод № 3 “Волгоградский» и ОАО «Маслокомбинат Чановский». Во всех этих заводах приобретается более 75% акций (долей).
Часть указанных предприятий «Юнимилк» контролировал и до официальной покупки. Об этом можно судить из интервью Андрея БЕСХМЕЛЬНИЦКОГО «Ведомостям» от 30 мая 2006 года: «Сейчас на долю региональных марок, таких как „Милко“ в Красноярске, „Самарские традиции“ в Самаре, „Беляночка“ в Волгограде, „Утренняя роса“ в Смоленске приходится около 60% наших продаж». Там же он говорит: «У нас есть производственные активы во Владимире, Костроме, Липецке, Орле и Смоленске».
Судя по отсутствию публикаций о корпоративных конфликтах в указанных предприятиях, скупка была неконфликтная, по добровольному соглашению собственников. Почему же владельцы сразу 15 предприятий отрасли решили разом отказаться от них? С одной стороны, хорошо заплатили. С другой — рентабельность молокопереработки падает, в первую очередь в связи с резким ростом цен на энергоносители и сокращением молочного стада на селе. Тот же БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ уже три года подряд утверждает, что на молоке и кисломолочных много не заработаешь. Основные деньги можно получать лишь на товарах с высокой добавленной стоимостью: йогуртах, десертах, витаминизированной продукции. Плюс надбавка за общенациональный брэнд. Таковых у «Юнимилка» будет в 2007 году семь. Одним из них может стать омская торговая марка «На здоровье».