Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области: "Весь обком партии прилип к окнам, наблюдая, как сумасшедший председатель облисполкома стоит в трусах на площади у Законодательного собрания"

Дата публикации: 31 июля 2006

О зарплате

На 1 июля средняя заработная плата по области составила 9 350 рублей. Другими словами, мы легко достигли того уровня, который определен планом действий областного правительства на конец года. В сочетании с тем, что рост индекса потребительских цен мы планируем удержать в пределах 7-8%, достигнутый рост заработной платы можно будет считать удовлетворительным. По темпам роста заработной платы мы занимаем второе место в Сибири. То есть мы практически идем вплотную за сырьевыми регионами — Томской областью, Кемеровской областью и Красноярским краем. И некоторые из них даже опережаем.

О бюджете

В абсолютных показателях все статьи бюджета в первом полугодии 2006 года выполнены на 100%. Объем исполненных средств бюджета составляет 16,6 млрд рублей, или 52% от годового плана. В первом полугодии мы не прибегали к коммерческим кредитам, и не намерены прибегать к ним во втором. Считаю, что мы вполне способны решить те задачи, которые перед нами стоят, за счет бюджетных средств и инвестиционных вложений, которые идут из разных источников на территории области.

О Сибнефти

Мы хорошо усвоили стоящую перед нами задачу: мы должны полностью возместить выпадающие доходы в течение 2006-2008 годов. На этот период компенсация из федерального бюджета нам определена в размере 5,3 млрд рублей в 2006 году, 4,5 млрд — в 2007-м и 3,5 млрд — в 2008-м. Но Омская область не останется глубоко дотационным регионом. Этот разрыв мы преодолеем, и, я полагаю, даже в гораздо меньшие сроки, нежели те, которые я назвал. Мы уже забыли про Сибнефть и живем уже совершенно другими категориями. Все, ушло. С возу упало. Для меня, например, никакого интереса не представляет говорить о несуществующей нынче компании.

Об энергетике

Омская область испытывает недостаток во всех видах энергии — и в электроэнергии, и в твердом топливе, и в природном газе. Мы находимся в серьезной энергетической зависимости, и от этого никуда не денешься, это данность области. Единственное, что мы можем сделать, — это вытеснить до ничтожных значений применение мазута в качестве топлива. Потому что цена мазута начинает достигать невероятных размеров.

Нам с большим трудом удалось согласовать поставку мазута с бывшей компанией «Сибнефть» для отопительного сезона по стоимости 4 250 рублей за тонну. И это, я думаю, стартовая цена. В августе она будет другой, а в сентябре и октябре и подавно. Поэтому в рамках подготовки к отопительному сезону мы сейчас переводим ряд крупных мощностей на использование природного газа. В частности, в газовое кольцо в этом году включаются два новых района — Шербакульский и Полтавский, и новый сезон они будут начинать уже не с мазутом, а с газом. Это достаточно серьезные потребители.

О переезде Сибзавода

Вопрос повышения доходности бюджетов муниципальных образований — это вечная тема, связанная с несколько неудачной структурой экономики Омской области, которая была заложена изначально. Сегодня очень сложно взять и резко изменить эту структуру, сделав акцент на размещении производительных сил не только в городе, но и районах области. Но, тем не менее, мы делаем очень много для развития на селе строительной индустрии и передислокации туда предприятий из города.

В частности, в Исилькуль будут переведены мощности Сибзавода — это делается для выравнивания экономических возможностей, связанных с развитием территории, занятостью населения и увеличением доходной базы. Почему именно Исилькуль? Потому что эта площадка отвечает интересам развития производства по всем параметрам — наличие энергоресурсов, наличие железной дороги, наличие рабочей силы. Кроме того, это приграничный регион, а то, что Сибзавод имеет прочные деловые связи с Казахстаном, думаю, ни для кого не является секретом.

О соцсоревновании

Мне довелось в середине 90-х годов побывать в Корее, на заводе фирмы «LG». Прямо на проходной завода стоит памятник основателю этой фирмы. И все, кто идет мимо, кланяются этому человеку, потому что он заложил это предприятие и дал им всем работу. Его уже давно нет, он умер. Но корейцы ему кланяются. А нашему директору только в лицо плюнуть могут, по-моему, больше ничего не дождешься. А там кланяются. Но не об этом речь. Прошли мы сборочный цех, огромный цех, наверное, с километр. Сидят девочки. Все одного роста подобраны, потому что конвейер и по длине рук, и по длине пальцев должен соответствовать. И вот мы идем, и мне начальник цеха показывает: сзади, за спиной у некоторых сборщиц, висит большая цветная фотография. А под фотографией написано, что эта сборщица перевыполнила план на столько-то процентов, что она аккуратна и дисциплинированна, что у нее чистое рабочее место, и что за это она поощрена трехдневным отпуском и какой-то суммой премии. Ну чем не социалистический подход?

И ничего плохого в этом деле нет, потому что каждый человек хочет, чтоб его труд был замечен, оценку какую-то получил. Поэтому во всех районных и областных газетах мы будем печатать сводки: как в каком районе идет выполнение национальных проектов. Главная цель здесь была сделать эту информацию прозрачной для широкой аудитории. Чтобы жители района открыли газету и посмотрели: на каком месте Седельниковский район, на каком месте Нижнеомский район и так далее. Но я думаю, здесь и психологический аспект имеет место быть. Должен же быть у руководителя района какой-то кураж.

О жилищной реформе

Я думаю, что то напряжение, которое сложилось в отношениях жильцов с управляющими компаниями и ТСЖ, оно ожидаемо. Потому что до тех пор, пока мы реформу сводили к улучшению материальной базы, укреплению предприятий ЖКХ, развитию жилищного строительства, это всех устраивало. Но как только мы коснулись непосредственно деятельности жилищно-коммунальных контор, которые в своей сущности не менялись с советского времени, начались скандалы. Старая система, затратная система, воровитая система не хочет терять свои позиции. И она будет возбуждать жильцов против введения новых, непонятных населению структур, сеять недоверие и так далее.

Я не скажу, что на смену представителям этой системы придут ангелы во плоти, нет. Но, не выстраивая эту систему, не вычищая из нее те недостатки, которые могут определяться только практикой жизни, мы ничего не сделаем. Поверьте, пройдет год-два, и установится совершенно нормальный режим, и люди будут удивляться: как же мы раньше-то жили так. И дешевле этот режим будет, и надежнее, и жильцы не будут зависеть от дяди Васи, который ходит с чемоданчиком по квартирам.

О противостоянии перевозчиков и мэрии

Я не думаю, что вы полагаете, будто мы не обращаем на это внимания и не пытаемся влиять на события. Если бы мы этого не делали, возможно, все выглядело бы несколько хуже. Но и нельзя бесконечно держать за руки руководителей муниципального образования. Там есть городской Совет, там есть мэрия. У них есть своя степень управленческой свободы, свое видение и своя ответственность. Поэтому там, где необходимо, безусловно, мы их поправляем, и надо отдать должное, они реагируют. Сейчас с городом работать легче, чем когда-либо. Если бы это было не так, я бы просто не сумел сделать того, что мы делаем сейчас в городе Омске.

О Сибирском международном марафоне

Когда мы проводили первый Сибирский международный марафон, это было настолько невероятным событием, что его даже понять никто не мог: что это такое — Сибирский международный марафон. Пришлось снять штаны, надеть кроссовки и встать на старт на площади у Законодательного собрания. Весь обком партии прилип к окнам, наблюдая, как сумасшедший председатель облисполкома без штанов, в трусах, с небольшой группой единомышленников открывают старт Сибирского международного марафона.

Естественно, я не предполагал, что все это получит такое развитие. Это, честно говоря, был своего рода шаг отчаяния. Вы хорошо помните психологическое состояние людей, общества начала 90-х. Все эти растрепанные чувства, мгновенную потерю идеалов, установок и так далее. Полнейшая неопределенность, непонятно что впереди. Надо было чем-то заполнять эту пустоту, на что-то обратить внимание людей. И по этой причине, что называется, не имея ни алтына в кармане, мы начали строить библиотеку. Чтоб люди верили, что жизнь не остановилась, что мы еще живем, мы еще строим, а не только пьем и проклинаем судьбу. И Сибирский марафон родился в это же время. Конечно, тогда я не предполагал, что это будет, что называется, выстрел в десятку.

Об отпуске

В отпуск я собираюсь, но никак не соберусь Мы сейчас начинаем работать над бюджетом 2007 года, и утвердить его нам надо будет не позже начала ноября текущего года. Потому что есть поручение президента об утверждении федерального бюджета в ноябре. То есть мы свой бюджет должны сделать раньше. И поэтому раньше чем обычно, уже на первой осенней сессии Законодательного собрания я буду выступать с бюджетным посланием и версией бюджета 2007 года. Так что не знаю, как все сложится с отпуском.

Об «Авангарде»

1 сентября 2007 года мы будем открывать ледовый дворец «Арена-Авангард», в который вы, все сидящие здесь, не верите. Но на самом деле он будет, конечно. Так вот, на это открытие мы имеем намерение пригласить один или два клуба Национальной хоккейной лиги. Мы уже сейчас ведем с ними переговоры. Я не могу назвать, какие это будут клубы, но как минимум один-два клуба в турнире открытия «Арены» примут участие. Я думаю, это будет очень интересное зрелище.

Вообще я знаю, что у болельщиков есть беспокойство по поводу «Авангарда» — что там много игроков ушло, что там хоккейная реформа проведена. На самом деле реформа сделана, и сделана неумно, как и многое, что было сделано спортивными чиновниками. Но что теперь делать, переживем. А «Авангард», в принципе, ничего не потерял. Ушли те игроки, которые должны были уйти, которые не могли по своим спортивным, физическим данным играть за основной состав «Авангарда». Очень просился в команду СУШИНСКИЙ, но думаю, что два раза входить в эту воду вряд ли стоит. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/07/28/311691