В скором времени, как ожидается, в Омске наступит бум сетевой торговли. О своих планах по расширению сетей на Омск заявили минимум пять крупных федеральных ритейлеров. Но и местным ритейлерам есть чем ответить федералам. Уже год работает исключительно омский проект — гипермаркет формата cash&carry «Геомарт». В ближайшей перспективе должны открыться еще два магазина будущей сети. О перспективах формата cash&carry и о проблемах омского ритейла корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с директором управляющей компании «Геомарт» Арсеном ПОНОМАРЕВЫМ.
— Арсен Геннадьевич, насколько я понимаю, «Геомарт» — это оригинальный проект?
— Мы его не покупали по франшизе — это точно. Разрабатывали сами. Но вообще сегодня трудно придумать что-то оригинальное. Если говорить о ближайшем родстве, то «Геомарт» напоминает питерскую «Ленту», хотя кое-что есть у него и от «Метро», и от «Ашана». Мы брали определенные технологии за основу, а потом компилировали, меняли, модифицировали исходя из омских реалий. Мы и сейчас продолжаем работу над совершенствованием бизнес-процессов. Предложения принимаются и от работников. И каждое предложение рассматривается и оценивается главным технологом. Если принимается, то работник за это получает премию.
— Каков расчетный срок окупаемости «Геомарта»?
— По бизнес-плану — от двух с половиной до трех лет. Но реально получается, что все инвестиции должны окупиться уже в октябре-ноябре этого года.
— Закладывали в бизнес-план самый осторожный прогноз?
— У меня было несколько вариантов — от самого плохого до самого хорошего. Инвесторы, когда принимали решение, исходили, естественно, из самого пессимистичного сценария. Реальность же оказалась ближе к середине. Покупатели восприняли формат cash&carry очень благосклонно. Вначале продажи росли даже более быстрыми темпами, чем я рассчитывал. А в декабре 2005 года вообще был огромный скачок. Продажи выросли практически вдвое. Потом, конечно, было снижение после Нового года, но в сентябре мы рассчитываем подойти к декабрьскому максимуму.
— Почему выбран 3-й Разъезд?
— Во-первых, здесь было здание, которое более-менее подходило по конфигурации. Во-вторых, мы изначально рассчитывали на мелкооптового покупателя. А 3-й Разъезд — это территория, где исторически располагались многие фирмы, торгующие мелким оптом. Естественно, было бы хорошее место с подходящим строением в каком-нибудь «спальном» районе, то мы бы поставили супермаркет там. Но такого места не нашлось. А строить здание с нуля — это другие затраты и другие сроки.
— В чем особенности формата cash&carry?
— Особенности в том, что этот формат подразумевает минимальные затраты на обработку товара. Отсюда, соответственно, минимальные торговые наценки — в среднем 10%. А за счет низкой цены большой объем продаж. Понятно, что до «Ашана» нам еще далеко, но уже сегодня «Геомарт» продает столько, сколько торговая сеть из пятнадцати магазинов. Не буду отрицать, в Омске можно купить товар по такой же цене, что и у нас, но для этого вам придется объехать множество мелкооптовых фирм и потратить массу времени. А мы собрали этот товар в одном месте, где удобно сложить все покупки в одну большую тележку.
— Кто ваш покупатель?
— Вообще-то нашими покупателями должны были стать предприниматели из малого бизнеса. Но получилось несколько иначе. Как показала практика, таких покупателей у нас сегодня лишь 10%. Остальные 90% — это просто люди, которые имеют доход средний и выше среднего. Они не прочь сэкономить, но слишком заняты, чтобы ездить и покупать продукты на оптовых рынках. Теперь они приезжают к нам и в более-менее комфортных условиях делают разовые закупки на неделю или на две недели. Можно сказать, что мы создали новую категорию потребителей, которой в Омске вообще не было.
— Это те, кто приезжает в магазин на машинах?
— Преимущественно. Плюс те, кто живет недалеко. Некоторые приезжают и на маршрутках, но таких немного, конечно. Правда, у нас тут уже постоянно дежурят несколько машин такси. Таксисты быстро организовались.
— Какой ассортимент реально поддерживает «Геомарт»?
— Когда мы открывались, рассчитывали, что у нас будет 5 тысяч наименований. Сегодня мы реально поддерживаем порядка 13-14 тысяч. А вообще в нашем товарном справочнике около 25 тысяч наименований.
— Почему? Больше 14 тысяч позиций не нужно?
— Нужно. Но по некоторым категориям есть перебои с поставками. А есть такой товар, который и нужен вроде бы, но его реально некуда сегодня поставить. Я тут на днях вернулся из Москвы, смотрел, как живут «Метро», «Ашан», «Карусель» и так далее. В принципе хорошо живут. Отделы сопутствующих товаров у них огромные — одежда, посуда, обувь. Но если брать только продовольственные отделы, то у них в целом более скудный ассортимент, чем у «Геомарта». Не потому, что они глупые, нет. Просто они максимально оптимизировались и работают только с тем ассортиментом, который дает наибольшие продажи. А нам пока еще выгодно держать у себя имиджевые товары, вот мы и держим. Важна ведь не только цена, но и что именно продается. Важно, чтобы покупатель получил целостное представление о магазине. И дисконтному магазину, кстати, излишняя красота даже вредит. У покупателя не должно остаться впечатление, что мы закопали здесь слишком много денег и поэтому хотим поскорей вернуть свои инвестиции. Все должно быть максимально просто, но и удобно одновременно.
— А что в ритейле важнее — технологии или топ-менеджер? Какова вообще роль личности в истории?
— На первом месте технологии — однозначно. Большая часть ассортимента — это всегда однотипный товар. Нет особой разницы, каким товаром торговать — А или Б. Но если я сам предпочитаю, например, лузинское молоко, давно его покупаю и уверен в его качестве, то «Геомарт» и работает с этим поставщиком. Тем более что он дает нам хорошую скидку. А «Манрос-М» не хочет давать скидку. И у нас нет его продукции. Вот так проявляется роль личности. Хотя если бы «Манрос-М» тоже дал нам нормальную скидку, то мы бы и его продукцией торговали. Но есть, конечно, товары, которые привозятся на свой вкус. У меня раньше была привычка пробовать и привозить из командировок разные продукты, которых нет в Омске. Теперь многие из этих товаров есть в «Геомарте». Например, украинский кетчуп «Торчин». Я попробовал его несколько лет назад, и последние полгода он продается у нас постоянно. И стал, кстати, лидером продаж среди всех кетчупов.
— Недостачи есть?
— Есть, но они небольшие. Можно сказать, микроскопические. В среднем — это около 0,15% от оборота.
— Персонал обманывает или покупатели крадут?
— Сразу после открытия милиция практически от нас не уезжала. Но сейчас намного спокойнее стало. На покупателей, по нашим оценкам, приходится 20% недостач. Что касается персонала, то поймать кого-то за руку довольно сложно. Были случаи, когда недостачи случались систематические и по одной категории товара, вот тогда наша служба безопасности выявляла источник этих недостач. А от случайного и несистематического воровства избавиться практически невозможно.
— На карте Омска в вашем кабинете закреплены флажки. Это места, где появятся новые гипермаркеты «Геомарта»?
— Мы действительно собираемся открывать новые магазины, но не в тех местах, которые указаны на карте. А флажки для того, чтобы ввести в заблуждение конкурентов.
— А где будут магазины?
— Могу только сказать, что один будет в Нефтяниках, а другой на Левобережье. В Нефтяниках — это реконструкция существующего здания, поэтому там откроется быстрей. А на Левом берегу будет построено новое здание. Это планы на текущий год и на следующий. Есть планы, что магазин в Нефтяниках откроется еще до Нового года.
— Если я правильно понял, вы довольны тем, как развивается проект...
— Да, доволен. Хотя и ожидал, что следующие магазины мы откроем чуть быстрей. Их надо было бы уже сегодня открыть, по правде говоря. Все тенденции стали очевидны к концу прошлого года. В ноябре уже было ясно, что все у нас все получится.
— А сеть — это обязательно?
— Сеть дает новые возможности. Особенно, если она работает в нескольких регионах. И почему бы, собственно, не развиваться, если технологии уже отработаны, есть хорошая управленческая команда, есть группа инвесторов, которая имеет доступ к инвестиционным ресурсам?
— Не пугает, что на Омск нацелились федеральные сети?
— Да, скоро придут «Метро», «Ашан», «Рамстор», «Лента». Ну и пусть приходят. Это нормально. Сегодня на омском рынке доля сетевой розницы ничтожна. Даже если мы еще штук семь гипермаркетов «Геомарт» откроем, и еще штук семь гипермаркетов откроют федеральные сети, то даже в этом случае охват не превысит 20% рынка. Останется место и для магазинов у дома, и для социальных рынков, и других форматов.
— Какие товары вы никогда не поставите на полки «Геомарта»?
— Те товары, названия которых для определенной категории покупателей являются синонимом плохого качества. Мы стараемся не допускать такие товары в магазин, как бы нам ни навязывали их поставщики. Ни за какие деньги не берем.
— А что обязательно поставите, если будет место?
— Мне всегда нравилось, что в магазинах «Ленты» большой выбор книг. Причем ассортимент у них намного лучше, чем в большинстве омских книжных магазинов. Думаю, такой опыт полезно было бы распространить и на Омск. К сожалению, нужную книгу у нас купить очень тяжело. Я, например, чаще всего заказываю книги через Интернет-магазин.
— Досуг предпочитаете проводить с книгой?
— Читать я действительно люблю. Если говорить о круге чтения — это Гумилев, Рассел. Люблю фантастику. Станислава Лема, например. С удовольствием смотрю новинки кино.
— А спорт?
— Последнее время хожу в фитнес-центр. Не столько для здоровья, сколько для снятия стресса. Занятия на тренажерах снимают стресс, кстати, не менее эффективно, чем алкоголь. И гораздо приятнее. Тем более в фитнес-центрах сегодня можно встретить очень интересных людей. Так что рекомендую всем.
Биография
Арсен ПОНОМАРЕВ
Арсен Геннадьевич родился 30 октября 1966 года в городе Дербенте в семье военнослужащего. В пять лет переехал с родителями в город Калининград. Там окончил среднюю школу и в 1984 году поступил на физический факультет Калининградского университета. После окончания первого курса был призван в ряды Советской Армии. Служил в войсках ПВО в Карелии. После демобилизации еще год отучился в университете, а потом переехал вместе с родителями в Омск и перевелся на физфак ОмГУ, где отучился еще два года. В 1991 году ушел в академический отпуск и занялся бизнесом. В 1996 году получил диплом по специальности «Физика низкотемпературной плазмы». В том же году сдал и кандидатский минимум, но работу над диссертацией решил отложить до лучших времен.
С 1991-го по 1999 год работал как частный предприниматель. Занимался оптовыми продажами различных товарных групп: книги, видеокассеты, спиртные напитки, телевизоры, конфеты, сухие соки. С 1997-го по 1998 год работал начальником торгового отдела в ЧП Шкуренко. С 1999-го по 2000 год — начальник коммерческого отдела группы «Омский бекон». Когда в холдинге сменилась управленческая команда, был приглашен в Москву в компанию «Планета Менеджмент». Через некоторое время вернулся в Омск. Несколько месяцев отработал директором розничной сети в АТПП «Группа „Оша“. В 2001 году работал над разными проектами в компании „Бакалея-Сервис“. В том числе над проектом по развитию розничной сети. С 2002-го по 2004 год занимался консалтингом в области ритейла. Сотрудничал с компаниями „Грей“, „СотГраф“, Ассоциацией „Сибирь“. С 2004-го по 2005 год занимался подготовкой и реализацией проекта „Геомарт“ — первого в Омске супермаркета формата cash&carry. С сентября 2005 года — директор „Геомарта“.
Женат. Сыну Георгу 17 лет. В этом году окончил среднюю школу и собирается поступать в ОмГУ.