Александр ИВАЧЕВ,
коммерческий директор,
фирма ПОЛИ
О ламантинах, релаксации и спасении утопающих
Занятия дайвингом начал семь лет назад. Сейчас Александр ИВАЧЕВ — обладатель сертификата Rescue Diver (дайвер-спасатель). Первые серьезные шаги на пути к освоению подводного мира сделал под руководством Эдуарда ТИМОЩУКА, инструктора PADI, NAUI, идейного вдохновителя клуба «Наутилус». Считает, что занятия дайвингом воспитывают в человеке чувство ответственности и позволяют себя чувствовать уверенно в любой жизненной ситуации.
— Первое самое настоящее погружение на открытой воде я сделал в Красном море. Ощущения конечно же незабываемые. Вокруг красота, а ты сам находишься в состоянии инертного покоя, или, как еще говорят, невесомости. В космосе я не был, конечно, но думаю сравнение подходящее. Ведь не зря же космонавтов тренируют под водой.
Но для того чтобы насладиться свободой, которую дает вода, и почувствовать себя заправским «подводным космонавтом», нужно учиться. Вообще существует несколько систем обучения подводному плаванию. Я учился по одной из самых популярных международных систем — PADI. Начинал, как и все, с азов — сначала был «начинающим дайвером» (Open Water Diver), затем «продвинутым» (Advanced Open Water Diver). Мысль продолжить обучение пришла, когда подросла дочь. Как правило, если в семье завелся один дайвер, то появится и другой, дайвинг — штука заразная.
В общем, как-то само собой, а точней, с легкой руки Наташи ТУРЧАНЮК, я стал «рескью». А иначе говоря, дайвером-спасателем. Ну, не сразу конечно, пришлось потренироваться, экзамены сдать. Учили нас серьезно: все приемы отрабатывались в ситуациях максимально, приближенных к реальным. Представьте, лежит на дне бассейна человек без маски, трубки. Его нужно вытащить, оказать помощь... Во время одной из таких тренировок мы насмерть напугали ничего не подозревающую медсестру бассейна — так все натурально выглядело со стороны. В реальной жизни у меня таких ситуаций не возникало — я просто стараюсь их не допускать. Ведь дайвингом занимаешься не за тем, чтобы проверять себя на прочность, а для удовольствия.
Дайвинг — прекрасный способ релаксации для тела и души, ведь как только погружаешься в воду, абсолютно отключаешься от всех земных мыслей и забот. Это как у рыбака, когда у того идет клев — он может думать только о рыбалке, такой на него нападает азарт. Так и в дайвинге — погрузился, и с этого момента существуют только ты и море...
А что касается впечатлений... Дайвинг иногда преподносит сказочные сюрпризы. Один из таких — встреча с ламантином в Красном море. Ламантин, или морская корова — животное очень редкое, увидеть его — большая удача. Похоже оно на большого тюленя, только «шуба», как у шарпея, в складочку, и большие наросты-копыта впереди — настоящее чудо природы. Мы долго и с обоюдным интересом друг за другом наблюдали, потом мирно разошлись. Мне вообще очень нравится наблюдать за большими животными в воде. Хотелось бы съездить на Дальний Восток, понаблюдать за касатками. Надеюсь, что мечта сбудется.
Алексей КЛЕШКОВ,
директор
юридическая компания «Вердикт»
О первых открытиях
Первое серьезное погружение совершил в мае этого года. За несколько месяцев активных занятий достиг уровня «продвинутого дайвера» и получил сертификат Advanced Open Water Diver. Считает, что человек рожден для того, чтобы постигать неизведанное. И дайвинг для этого — самое подходящее занятие.
Каждый человек открывает для себя дайвинг по-своему и в свое время. Кого-то к этому подталкивает рассказ друзей, кого-то красивая передача, ну а кто-то впервые пробует подводные ощущения на зарубежных курортах. Первый раз я решил податься в дайверы как раз во время такой поездки. Это был так называемый «интродайв» — обзорное 30-минутное погружение на одном из курортов в Турции. Прошло оно неудачно: я нырнул с плохо подогнанным под меня оборудованием, и впечатления остались негативные. Сейчас я понимаю, что Турция — не самое лучшее место для того, чтобы получать первый подводный опыт. На какое-то время мой интерес к такого рода приключениям угас. Однако благодаря моим знакомым дайверам, благодаря их рассказам, помощи и поддержке, решил попробовать себя в качестве подводного путешественника вновь. И, уже обучаясь в бассейне, я понял, что дайвинг мне понравится. Кстати, я еще не встречал человека, который, единожды это испытав, смог потом от этого отказаться.
Буквально недавно я вернулся из поездки к берегам Красного моря, где совершил первое серьезное погружение по всем правилам. И, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений стало погружение на Тисельгорм — затонувший корабль времен 2-й мировой. Он вышел из порта Глазго и был потоплен немецкими бомбардировщиками. Корабль вез снаряжение для английской армии — машины, танки, мотоциклы, обмундирование, боеприпасы. В середине пятидесятых прошлого века его нашел Жак Ив КУСТО и теперь туда водят подводных туристов. Корабль лежит на небольшой глубине, техника хорошо сохранилась, поэтому дайверов из всех стран здесь всегда очень много.
Вообще Красное море похоже на огромный подводный музей. Здесь всегда есть что посмотреть: это и затонувшие корабли, и великолепные кораллы, и богатый разнообразный мир.
Наверное, в нас это природой заложено — тяга человека познавать что-то новое. А в море скрыто очень много не раскрытых тайн, и увлечение дайвингом дает прекрасную возможность это неизведанное познать.
Наталья ТУРЧАНЮК, инструктор РADI,
президент Омского дайв-клуба «Наутилус»
О том, что жизнь одна
Профессионально заниматься дайвингом начала в 1998 году. За время подводной карьеры смогла не только сама достичь успехов, но и увлечь дайвингом неосторожных любопытствующих. Благодаря ее мастерству многие из них стали настоящими дайверами. Наталье нравится наблюдать за приходящими в клуб людьми и видеть, как они меняются.
Вы можете мне не поверить, но когда я начинала заниматься дайвингом, я и плавать-то не умела. Как турист приехала в Шарм эль Шейх — очень, кстати, привлекательное для дайверов место. Красота морская там начинается прямо от самого берега. Можно даже акваланг не надевать, а просто поплавать с трубкой, маской и всего насмотреться. Не плавает там, наверное, только ленивый.
Когда всю эту аммуницию на меня надели, стало очень страшно. Это я сейчас понимаю, что Красное море соленое и плотное, что в ластах и гидрокостюме в нем нырнуть сложно, не то что утонуть. А тогда я смотрела на баллоны, грузы и думала: «Все, приплыли»!
Но страх прошел мгновенно, как только вода сомкнулась над головой. Я поняла, что дышу, не тону, могу двигаться — все замечательно! Потом пришло чувство, что все это специально для меня и придумали. Я начала учиться и нырять, нырять, нырять... Тогда я не думала, что стану инструктором, по крайней мере таких целей себе не ставила. Я просто поняла, что дайвинг — это мое, а все остальное произошло естественно.
Дайвинг дарит много сильных впечатлений, но самое ценное то, что он открывает людям самих себя. Люди меняются прямо у меня на глазах — и мне безумно нравится за этим наблюдать. Бывает, человек настолько врастает в свою социальную роль, что вне ее он себя просто не представляет. Но придя к нам и столкнувшись со стихией, он вдруг понимает, это на земле он, допустим, начальник и глава семьи, а в море — просто человек. Люди в таких условиях начинают переоценивать себя, свое отношение к жизни и становятся проще.
Я искренне убеждена, что заняться дайвингом или, по крайней мере, совершить первое погружение, может каждый. Главное — захотеть. Однако люди очень любят сами ставить себе «флажки»: этого я не могу, это мне по социальному статусу не положено, а потом сидят и думают: «Куда жизнь ушла?» Средство от подобных раздумий простое- нужно жить и пробовать!
Беседовала с дайвижистами Наталия ОВЧИННИКОВА