Паломничество к истокам рек и религий

Дата публикации: 14 августа 2006

Тернистый путь познания
Традиционная, соответствующая всем канонам кора совершается так: паломник простирается ниц, читает молитву, затем подтягивает ноги к тому месту, на которое опирался руками, снова простирается ниц... И так до тех пор, пока не проползет по часовой стрелке вокруг всей святыни (храма, монастыря, озера или горы). На это может потребоваться несколько часов, а может и несколько месяцев.
Наши герои шли пешком, что ненамного облегчало их задачу. Ведь большую часть пути пришлось продвигаться по каменистым склонам, обходя огромные валуны и перебираясь через ручьи, текущие с ледников. И лишь иногда под ногами просматривалась тропа, которую за сотни (а то и тысячи) лет проторили там паломники. К тому же маршрут этот проложен на высоте более 5000 м над уровнем моря, а участники похода отнюдь не были альпинистами.
К сожалению туристов (и не исключено, что к счастью местных жителей) регулярные маршруты в горы Тибета еще не проложены. Поэтому путь от Омска до этих легендарных мест был долгим и сложным. Сначала самолетом из Новосибирска до Урумчи (это уже Китай), потом до Чингду, а оттуда в столицу Тибета Лхасу. Далее 1750 км на джипах «Тойота» (другие там просто не выдерживают) по тому, что дорогой можно назвать лишь с большой натяжкой. И последний этап — собственно кора: 53 км пешком вокруг Кайласа, пройденные за 3 дня.
Все, кому довелось побывать в горах Тибета, в первую очередь говорят о необычайной энергетике этих мест. Хотя каждый, конечно же, ощущает ее по-своему. Одних эти горы «принимают», и те ощущают прилив сил и энергии. На долю других достаются жестокие ветра, ливни с градом и камнепады. Некоторые падают в обморок в первые же 10-20 минут пребывания на тибетской земле (хотя как раз земли в нашем привычном понимании там практически нет — одни голые камни) и вынуждены возвращаться, почти ничего не увидев.
Омичей Кайлас принял милостиво: погода была просто идеальной и ни с кем из них на долгом и трудном пути не случилось никаких неприятностей. Согласно местным поверьям, это означает, что люди пришли туда с чистой душой. Вдобавок Тибет подарил им немало чудес, происхождение которых объяснить весьма трудно, а то и вовсе невозможно. Например, смерч, который в тихую погоду вдруг возник на дороге и отправился по ней навстречу путешественникам. Или радугу, под которой можно было запросто прогуляться, потому что была она не где-то в небе, а триумфальной аркой перекинулась через тропу, опираясь прямо на скалы.
Ради того, чтобы увидеть все это и многое другое, проникнуться атмосферой необыкновенных мест, стоило вынести все: горную болезнь, палящее солнце, недостаток кислорода, тяжелые физические нагрузки и крайний аскетизм бытовых условий.
Как это ни странно, все три дня коры путешественники почти ничего не ели. Это не была дань ритуалу — просто реакция организма на экстремальные условия. И откуда только брались силы на то, чтобы с тяжелыми рюкзаками карабкаться по скалам? Но достаточно было остановиться на несколько минут, выпить воды или умыться в ледяном ручье, и приходило второе (третье, двадцать пятое...) дыхание, и они шли все дальше — к перевалу высотой 5656 м над уровнем моря.

Чудеса и святыни
Бытует мнение, что гора Кайлас — рукотворная. На такую мысль наводит и ее форма (это практически ровная четырехгранная пирамида, грани которой точно ориентированы по сторонам света), и встречающиеся на склонах пирамидки и параллелепипеды из твердых горных пород, чересчур правильные для природных образований. Причем очень часто расположены они в таких местах, куда человеку добраться чрезвычайно сложно, а то и вовсе невозможно.
Но, пожалуй, самое яркое подтверждение этой гипотезы — некие образования, весьма напоминающие бетонные стены: плиты из булыжников разного цвета и фактуры, скрепленных между собой чем-то вроде цементного раствора. Местные жители считают их остатками города, существовавшего в этих местах тысячи лет назад.
А самой впечатляющей из диковинок оказалась шестигранная призма высотой метров 5 и толщиной более метра. По преданию, ее сотворил и перенес в это место силой мысли йог Минарепа, который потом вознесся на небеса. Можно сколь угодно скептически относиться к этой легенде, но с фактами не поспоришь: камень, из которого сделана призма, совсем не похож на окружающие его скалы. Более того, нигде поблизости нет выходов сколько-нибудь похожих на него горных пород. А доставить туда многотонную махину не способна даже самая современная техника.
Рядом находится крохотный монастырь и келья (даже скорее ниша), где Минарепа некогда молился и творил чудеса. Практически всех посещает там ощущение чего-то необычайного. И не только там...
На пути к Кайласу все непременно посещают два озера: живое — Манасаравар и мертвое — Ракшас. Рядом с первым легко дышится и ощущается душевный подъем, второе производит гнетущее впечатление. Озеро Ракшас расположено на 50 м ниже, и во время больших паводков (которые бывают не каждый год) в него переливается вода из Манасаравара. Это считается хорошим знаком, но жизни ему не прибавляет...
А за перевалом и очень красивым ледником есть еще одно примечательное место — «Топор кармы». Скала, формой напоминающая топор, нависает над головами паломников, пробирающихся между большими камнями. Считается, что в этот момент человек второй раз рождается: «топор» отсекает прежнюю жизнь и все накопившиеся грехи.

Жизнь на грани
Природа Тибета крайне сурова: крутые склоны, голые скалы, жесткое солнце, большие перепады температур... Казалось бы, условия, совсем не подходящие для жизни. И тем не менее там живут. Встречаются камни, сплошь покрытые лишайниками и мхами самых разных форм и расцветок. Кое-где прямо на скале растут цветы — одни цветки, без стебля и листьев. Очень редко встречаются небольшие кустики. Так что даже непонятно, чем питаются дикие лошади, яки, сурки и прочие животные, которые там обитают.
Главная пища тибетцев — цампа, то есть мука из поджаренного ячменя. Из нее готовят и чай, и кашу. Прочие основные продукты — молоко, масло, мясо — дают яки. Они же служат транспортным средством, а их навоз — топливом. Эти огромные и с виду вроде бы неповоротливые животные прекрасно ходят (и даже бегают) по самым крутым склонам.
Впрочем в гэст-хаузах (саманных домиках, играющих роль придорожных гостиниц) путешественникам могут предложить и более привычные для них продукты. (Нашим землякам однажды попалась даже банка тушенки российского производства как привет с далекой родины.) Для путешественников там есть и кровати, в то время как местные жители спят прямо на земляном полу.
Быт тибетцев столь же скуден и суров, как окружающая природа. Они не ведают большей части благ современной цивилизации. Правда, китайские власти активно занимаются (руками местных жителей) прокладкой дорог и прочих коммуникаций. Но пока что никто не возьмется сказать, как это все отразится на укладе жизни тибетцев и их отношении к приезжим.
Сейчас они как дети: открыты миру, приветливы и необычайно доброжелательны (чем разительно отличаются от китайских таможенников и военных, похожих скорее на автоматы, чем на живых людей). Путешественники вольны посещать монастыри и прочие святыни — никто никаких препятствий им не чинит.
То ли приветливость местных жителей оказалась заразительной, то ли сказалась особая энергетика Тибета, но омичи, собравшиеся в группу достаточно случайным образом, очень быстро почувствовали духовное родство, хотя многие встретились там впервые. Это произвело на всех сильное впечатление. И еще несколько слов о впечатлениях:

Александр ГАНЧАРУК, генеральный директор ООО «Индустриальные системы»:
— Самое яркое впечатление — это, конечно, Кайлас. Я узнал эту гору, впервые ее увидев. От нее шла такая мощная энергетика, что было даже тяжело и потребовалось некоторое время для адаптации. Только когда мы сходили на живое озеро Манасаравар и искупались там, гора меня приняла.
Я считаю, что самая большая ценность, которая у людей есть, это укрепление силы духа. Человек может пробовать многое, но останавливается на той духовной практике, которая ему близка. Тибет обостряет эти ощущения, помогает определиться. А кто-то, побывав там, может посчитать необходимым пересмотреть свою систему ценностей и жизненных приоритетов.

Юрий КЕВРУХ, генеральный директор ОАО «Чкаловский»:
— Ярче всего запомнился момент, когда мы поднялись на самый верх, на перевал, где сфотографировались с российским флагом. Зафиксировали, что здесь были россияне, что мы все вместе прошли достаточно трудный путь и оказались на этой высоте. Там мы в полной мере почувствовали всю эту энергетику...
Все наши поступки были осознанными: поехать туда, посмотреть, пройти гору. А после того как это произошло, люди задумываются: для чего они здесь, что они сделали в жизни. Что-то хорошее уже сделано, что-то еще будет сделано. Эти люди еще скажут свое
слово. (на корточках на фоне гор)

Андрей НИКИТЕНКО, председатель правления Международного центра развития творчества (МЦРТ):
— У меня осталось два сильных впечатления. Первое — когда мы подошли к самой горе Кайлас и соприкоснулись с ее древним льдом. Второе — когда мы закончили кору, и я смотрел на людей... Мы никого не поздравляли, ничего не говорили — каждый был сам в себе, но все было написано на лицах. 11 человек, спустившихся с горы Кайлас, — чисты. Мы все свои грехи оставили там.

Олег ТЕСЛЯ (в шляпе с рогом), директор ЗАО «Тесля»:
— Осталась в памяти очень необычная природа: горы разного цвета, у которых один склон сильно отличается от другого; фиолетовые и малиновые цветы высотой 3-4 см, растущие прямо на камнях — даже листьев не видно. Причем все они очень разные — двух одинаковых не найти.
И еще запомнилось, как мы все сидели на горе с развевающимся по ветру российским флагом, а мимо шли тибетцы и паломники из других стран: японцы, француз-буддист... Мы все прошли благополучно, потому что люди шли туда с чистой душой, без каких-то корыстных целей. В этом святом месте с нормальными людьми ничего не происходит. Проблемы бывают у тех, кто много грешит по жизни: у кого камень за пазухой, тот получит камень на голову.

Наталья ГАНЧАРУК, администратор ЗАО «Уникумстрой»:
— Меня все время поражала доброжелательность местных жителей. Улыбались все — и дети, и взрослые. Даже встреченные во время коры приверженцы очень старой религии бон, которые обходят Кайлас в обратном направлении и которым запрещено смотреть людям в глаза (может переселиться душа). Очень понравилось, как там люди друг к другу относятся: все тебе рады, все стараются помочь. У меня не было никаких неприятных эмоций — душевный подъем ощущался даже тогда, когда физически было очень тяжело.
А еще запомнилось кладбище старых вещей. Ближе к перевалу есть место, где между камнями кучами валяются старые футболки, штаны и прочее. Их оставляют там, чтобы вместе с ними осталось все плохое, что было в жизни.

Павел ТИТАРЕВ, студент СибАДИ:
— Больше всего поражает энергетика тех мест. На всем пути от Лхасы она нарастала и нарастала, а кульминацией стал Кайлас. Запомнились и китайцы, которых мы видели, когда возвращались из Тибета. В особенности то, как они работают.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/08/30/palomnichestvo_k_istokam_rek_i_religiy