Клининг
Клининговые компании появились на омском рынке всего 5-6 лет назад. Клининг (от англ. Clean — чистить, убирать)- это уборка. Но не обычная уборка, а профессиональная. С использованием специальной техники, оборудования. Всего на рынке насчитывается около 10 фирм. Традиционный перечень услуг уборочных компаний достаточно широк: чистка мягкой мебели, ковролина, штор, жалюзи; мойка пола, кафеля, плитки, санфаянса и т.д. Но есть и экзотика. Например, мойка окон высотных зданий — это работа профессиональных альпинистов. Чистка портьер (их даже не нужно снимать). Появляются и новинки. Например, уход за комнатными растениями или клумбами, как в «Клин-сервис».
Генеральная уборка стоит примерно от 20 до 50 рублей за квадратный метр. В арсенале всех клининговых — компаний техника иностранного производства. Но предпочтение отдается брэндам «KARCHER» (Германия) и «KlinFick» (Швеция). Причина по словам менеджера «Просто Чисто», — фирмы «KARCHER» и «KlinFick» открыли в Омске свои сервисные центры, что позволяет в случае поломки быстро привести оборудование в порядок.
Парогенератор для мойки окон, кафеля, санфаянса... Глубокая размывочная машина (для сильно загрязненных поверхностей), ковромоечная машина (новинка, кстати) и т.д., и т.п. Это — далеко не все, что есть в арсенале почти любой уважающий себя уборочной компании.
Клиентами клининговых компаний являются казино, бары, бильярды, рестораны, стоматологические клиники, предприятия. Говорить о какой-то специализации пока сложно, но она все-таки существует. Фирмы «Корпус-групп», «Партнеры-Омск» и «Клин-мастер» ориентируются на крупных заказчиков. Например, в арсенале «Партнеры-Омск» — Сибнефть, «Почта России», а «Клин-мастер» работает в САН-Интербрю (бывший «Росар». «ЧистоFF» моет некоторые рекламные вывески. Остальные занимаются маленькими фирмами, частным жильем, послеремонтной уборкой... Почти все с удовольствием откликаются даже на небольшие заказы. (Полная комплексная уборка квартиры вручную на сегодняшний день стоит 500 рублей).
Поле деятельности
Много заказчиков, которые из своего перечня услуг предпочитают только что-нибудь одно. Например, влажную уборку фасадов. Или, допустим, чистку ковровых покрытий, как предпочитают в магазине «Л ЭТУАЛЬ». «У нас сотрудники фирмы „ЧистоFF“ один раз мыли окна, — сообщили „КВ“ в ресторане „Эль-Патио“. — Просто была зима. Самим в холодное время это сделать не так-то легко, нужны профессиональные средства».
Клинингисты, по их словам, готовы работать круглосуточно. Иногда приходится делать генеральную уборку и ночью, например, в стоматологических клиниках. (Удобно, ведь там нет посетителей). Существует и своя «сезонность». Весной, летом и осеньюприходится больше мыть рекламные вывески, фасады. А зимой можно заняться и внутренним убранством — генеральной уборкой, химчисткой. Еще один объект для уборки — банкоматы. По словам управляющего омским филиалом банка «УралСиб» БУЖЕРИ, их банк отдал эту сферу клининговой компании: «Сам банкомат протереть, экран вычистить, плюс уборка вокруг — погодные условия в Омске не самые сухие и солнечные».
Некоторые эксперты отметили, что в Омске профессиональной уборкой охвачено всего 0,01% всех площадей. Подобными услугами, как оказалось, пользуются даже далеко не все крупные магазины в центре города. Многие потенциальные клиенты даже не знают о возможности привлечь к уборке сторонние организации.
Но клиент пока в основном ориентируется только на цену и предпочитает экономить на уборке. «Убраться профессионально и дешево невозможно, — отмечает директор „Трэй клининг“ Наталья СТРАГИС, — ведь даже те же самые профессиональные химические моющие средства стоят гораздо дороже обычной бытовой химии».
Конкуренция
Специалисты по праву называют рынок клининга в Омске «диким». Борьба за крупных клиентов идет, можно сказать, не на жизнь, а на смерть. Передел рынка произошел совсем недавно.
Лидирующую до недавнего времени московскую фирму «Корпус-групп» (она появилась на омском рынке еще в 90-х) буквально в текущем году потеснила новокузнецкая «Партнеры-Омск», которая выиграла тендер по уборке помещений и производственных цехов Сибнефти с ее дочками. Шесть лет подряд нефтяниками в Омске занималась исключительно «Корпус-групп», которую новичок одним только этим заказом вытеснил с первых позиций, оставив ей на ОНПЗ только услуги общественного питания (столовые). Затем шустрые новички постепенно переманили к себе еще и часть менеджеров «Корпус-групп». Забавно, что обе фирмы располагаются теперь по одному и тому же адресу: пр. Губкина,1,
Второй тендер, принадлежащий былому лидеру, сразу же забрала в свои руки новоиспеченная компания «Клин-мастер», которую, по слухам, образовали выходцы из самой же «Корпус-групп».
Еще одной потерей для недавнего монополиста по обслуживанию крупных производственных предприятий стало ОАО «Омскшина». По словам генерального директора акционерного общества Сергея ПОЛОНЯНКИНА, летом 2004 года шинный завод передал уборку помещений на аутсорсинг «Корпус-групп». Туда перешло на работу более сотни заводчан-уборщиков,и было продано в рассрочку оборудование. Стоила тогда уборка около четырехсот с чем-то тысяч рублей. «Я посмотрел цифры сентября 2005 года, — рассказал „КВ“ Сергей Александрович, — территория та же, объем предоставляемых услуг тот же. А цена вопроса уже 930 тысяч. Начал обсчитывать, что будет, если вновь начнем убирать своими силами. Вышло пятьсот тысяч с небольшим. В итоге 74 работника мы вернули обратно, забрали оборудование, за которое они, кстати, до конца так и не рассчитались. И сейчас уже опыт показал: качество уборки не ухудшилось».
«Крупная рыба»
На производстве «САН-Интербр»(бывший «Росар») убирает новоиспеченный «Клин-мастер». «Пищевое производство — это особый участок работы, — рассказывает заместитель директора фирмы „Клин-мастер “ Лариса Александровна ШЕИНА. — К профессиональной уборке в пищевом производстве вообще предъявляются более высокие требования, — продолжает она, — ведь на „САН-Интербрю“ по несколько раз в день берутся пробы, и воздуха, в том числе. На микрофлору. Ведь убирать там, где варят пиво, нелегко. Во-первых, высокая влажность. Во-вторых, в работе используются дрожжи — наиболее чувствительный ко всякого рода микробам продукт. Работать уборочным компаниям, скажем, в банке гораздо проще» — считает Лариса Александровна.
Выход один: убираться рабочим «Клин-мастер» приходится по «несколько раз в день. Работать по сменам. Используются различные дезинфицирующие средства по выведению грибков, плесени. Есть и другие сложные участки работы. В варочной, допустим. Там очень жарко. Сотрудницы „Клин-мастер“ даже пробовали работать в купальниках. Или на элеваторе, где много пыли, работать приходится в респираторах. Но это еще не все... Сотрудники „Клин-мастер“ убирают в САН-Интребрю буквально все: и котельные, и крупные склады, ухаживают за грядками предприятия (для приготовления любимого напитка используется пшеница, рожь, которая здесь же и проращивается.) и т. д.
В общем, на бывшем Росаре теперь нет ни уборщиц, ни дворников, ни сантехников. Весь этот персонал полностью заменили клинингисты.
Но, по словам директора компании „ЧистоFF“ Романа СТАВРОВСКОГО, необязательно делать упор на крупных клиентов. „Можно зарабатывать и на небольших разовых заказах“, — считает он. (В данном случае — влажная уборка рекламных вывесок). Роман СТАВРОВСКИЙ оценивает капиталовложения, необходимые для выхода на рынок,в 400 тысяч рублей.
Видимо, в скором времени клининговые компании будут обслуживать и ЖКХ. Судя по всему, это — настоящая золотая жила. Ведь только обслуживание одного девятиэтажного дома стоит сейчас 400 тысяч в год.
Татьяна БУЧАКОВА