Алексей КОЛОКОЛОВ, директор сети "Вестфалика" в Омске: "Мы отказались от работы с омичами по франчайзингу"

Дата публикации: 21 августа 2006

Новосибирская компания «Обувь России» владеющая торговой маркой «Вестфалика» расторгла договора франчайзинга с омским предпринимателем РОГОЗИНЫМ и вышла на местный рынок с собственной розницей. Некоторое время бывший партнер неправомерно продолжал работать под раскрученными вывесками «Вестфалики», но потом постепенно наачл менять ее на иную — ТМ «Мерея». А развитие розничного подразделения в Омске топ-менеджмент новосибирской компании поручил молодому руководителю Алексею КОЛОКОЛОВУ. О том, что принес «Вестфалике» в Омске прошедший год и о планах на будущее Алексей Александрович рассказал корреспонденту «КВ» Евгению КУПРАШУ.

— Алексей, как получилось, что вы пришли в обувной бизнес?

— Я отношусь к группе людей, которым в жизни всегда хочется пробовать что-то новое, искать разные пути самовыражения. В свое время прошел стажировку в банке, занимал должность в органах государственной власти, работал над кандидатской диссертацией. Коммерческая структура оказалась той средой, где путь к самореализации оказался наиболее интересным.

— А экономические знания, которые вы приобрели в вузе, а затем в аспирантуре, помогают вам решать какие-то бизнес-задачи?

— Да. Само по себе высшее образование — это интеллектуальный базис в любой работе, хоть исполнителя, хоть управленца. Чем выше качество образования, тем фундаментальнее этот базис. Вся моя трудовая деятельность была связана с использованием именно экономических знаний. Так, в торговой компании в мои обязанности входило выполнение функций логистика, аналитика, финансиста. Теперь дошла очередь до применения теоретических основ менеджмента на практике.

— Какие цели ставили перед вами новосибирцы, когда назначили на должность руководителя омской розницы?

— Цели любой коммерческой организации можно выразить в определенных количественных показателях — объеме товарооборота, прибыли и так далее. В свою очередь, чтобы добиться необходимого количественного результата, нужно заниматься вопросами развития розничной сети, повышением качества обслуживания в магазинах, разработкой эффективных маркетинговых мероприятий, оптимизацией управленческих расходов и так далее. Эффективность этих действий формирует имидж торговой марки. Сейчас репутация торговой марки «Вестфалика», по нашим наблюдениям, находится на достаточно высоком уровне.

— Как «Вестфалика» позиционирует свою обувь?

— Мы работаем в среднем ценовом сегменте и чуть ниже. Например, средняя цена за пару мужских полуботинок в магазинах «Вестфалика» лежит в пределах 1200 рублей. Наши покупатели — это жители города со среднемесячным доходом от 4 тысяч рублей на человека. Однако к нам нередко приходят и более обеспеченные люди, которые не считают нужным покупать дорогую обувь.

— Брэнду «Вестфалика» уже довольно много лет. Планирует ли компания поддаться актуальному нынче тренду ребрэндинга?

— Данный вопрос в компании обсуждался. Но топ-менеджеры пришли к выводу, что имидж существующего брэнда очень высок. Само название «Вестфалика» дорогого стоит. Изменится слоган, который будет звучать «Удобная обувь. Немецкое качество». Гораздо большие изменения коснутся внутренней отделки магазинов. В ходе реконструкции мы сделаем современнее интерьер торговых залов, поставим новое, более удобное для покупателей торговое оборудование, добавим освещения.

— Откуда взялся слоган «Удобная обувь. Немецкое качество»?

— Качество обуви определяется немецким оборудованием, на котором она изготовлена, производственные мощности расположены в Новосибирске. Что касается ассортимента, то «Вестфалика» стремится к монобрэндовости своих магазинов: вся обувь нашей торговой марки в обязательном порядке выставляется в торговых залах. Кроме того, собственный ассортимент дополняется обувью других российских производителей, в частности нескольких фабрик из Ростова-на-Дону. Она качественная и относительно недорогая. Потребителя она устраивает.

— Насколько рентабелен обувной бизнес?

— Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать, например, с рентабельностью российских сырьевых компаний, то обувной бизнес не очень привлекателен. Но если сравнивать с другими секторами ритейла, то его можно признать высокорентабельным. Однако отдача зависит от того, насколько правильно он организован.

— Сколько сейчас магазинов «Вестфалика» в Омске?

— Шесть. Но в ближайший год сеть может расшириться до десяти магазинов. Пока у нас нет ни одного магазина на Левом берегу, нет магазина в центре города, который стал бы визитной карточкой всей сети в Омске.

— А по какому принципу будут размещены новые магазины?

— Магазины «Вестфалика» стараются быть ближе к конечному потребителю. Наш брэнд знают в городке Нефтяников, в районе кинотеатра «Первомайский», в Амурском поселке, в Чкаловском поселке, по улице Кирова, в районе железнодорожного вокзала. Принцип «магазина у дома», конечно, в большей степени применим к продуктовой рознице, но частично — и к магазинам обуви. Если разместить салон обуви с достаточным ассортиментом в центре спального района, то значительной части жителям района будет удобнее делать покупки в данном салоне обуви, нежели тратить время на поездку в другой конец города.

— На ваш взгляд, почему в Омске нет собственных мощных обувных сетей?

— Для создания мощных сетей нужны большие капитальные вложения: на закупку товара, аренду или покупку площадей под магазины, приобретение современного оборудования, проведение маркетинговых мероприятий, подбор квалифицированного персонала и т.д. И чем заметнее сеть хочет быть на рынке, тем большие вложения необходимы. Омские обувщики таких возможностей практически не имеют. Пожалуй, единственная крупная омская сеть — это «Зебра».

В дальнейшем большие вложения, естественно, приносят большую отдачу: покупатели в большей степени доверяют известной торговой марке, крупные закупки товара позволяют добиваться от поставщиков обуви значительных скидок и работать с большей рентабельностью, а при необходимости путем распродаж влиять на поведение покупателей и объем товарного запаса. Обувь — достаточно эластичный товар. Цена сильно влияет на спрос.

— Сколько нужно вложить в открытие приличного обувного магазина?

— Окончательная цифра зависит от множества факторов. Например, покупка или аренда торговой площади, ее величина, количество предлагаемых товарных позиций, дизайн торгового зала и так далее. Можно со сравнительно небольшими затратами открыть элитный салон, предложить покупателям 20 эксклюзивных моделей обуви и эффективно существовать, определив для себя круг клиентов, которые самым важным для себя посчитают ее уникальность. А можно открыть крупнейший в городе гипермаркет обуви. Главное — правильно построить бизнес, а для этого необходим грамотный бизнес-план.

— Почему торговая марка «Вестфалика» и компания «Обувь России» начали развивать свою розничную сеть?

— Потому что это выгодно. Раньше компания-производитель работала по франчайзинговой схеме, продавая право пользования торговой маркой «Вестфалика» предпринимателям. Таким образом, прибыль складывалась из прибыли от производства обуви и отчислений по договорам франчайзинга. Теперь отчисления по договорам франчайзинга заменила прибыль от розничных операций.

Конечно, при отказе от продления договоров франчайзинга нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: омские франчайзи «Вестфалики» не торопились отказываться от использования брэнда с высокой репутацией, хотя уже и не могли выполнять условия договора (не менее 60 процентов ассортимента их магазинов должна была составлять обувь «Вестфалика»). Но рынок сам все расставил по своим местам. Разрыв между вывесками магазинов и их товарным содержанием мог начать раздражать покупателей. Осознав это, предприниматели стали работать под своими брэндами. Таким образом, в частности, произошла озвученная вашим изданием смена вывесок «Вестфалика» на вывески «Мерея».

— Алексей, вы достаточно молодой руководитель. Это как-то сказывается на способах проведения вашего свободного времени?

— Со свободным временем у меня напряженка. Тем не менее, когда удается вырваться, люблю заняться спортом — поиграть в футбол, в настольный теннис. Можно и в боулинг, и в бильярд. Обожаю общаться со своим сыном, которому пять лет. Как видите, у меня нет какого-то одного хобби. Стараюсь свою жизнь максимально разнообразить...

Алексей Александрович родился 25 декабря 1977 года в Новосибирске. Затем вместе с семьей переехал в Омск. Учился в школе №66, затем поступил в Омский государственный университет на экономический факультет, специальность «Менеджмент». Во время учебы проходил стажировку в Инкомбанке. После окончания вуза в 1999 году поступил в аспирантуру Института экономики и организации промышленного производства (г.Новосибирск). Во время учебы в аспирантуре работал в Омском областном комитете государственной статистики в должности ведущего специалиста, а затем — главного специалиста. В 2003 году перешел в торговую компанию, работавшую по франчайзинговой схеме с обувью «Вестфалика». В 2005 году назначен директором обособленного подразделения ООО «Обувь России» в Омске.

Женат. Воспитывает сына.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/08/31/808456