С фискалами не поспоришь

Дата публикации: 21 августа 2006

Стремительно развивающееся налоговое законодательство не дает скучать специалистам по финансам предприятий и представителям контролирующих органов. Неточности формулировок и лазейки в нормативно-правовой базе позволяют обеим сторонам весьма вольно трактовать букву закона. Естественно, в таких условиях избежать шероховатостей при взаимодействии налоговиков и налогоплательщиков практически невозможно. Отстоять свои интересы и тем, и другим можно, только соблюдая все необходимые формальности, регламентированные законодательством. Как это делать максимально эффективно, шла речь на семинаре «Практика разрешения налоговых споров». Форум был организован Омской торгово-промышленной палатой, Управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по Омской области и региональным арбитражным судом.

По словам вице-президента Омской ТПП Ирины КИЧИГИНОЙ, аспекты взаимодействия с налоговыми органами вызывают в бизнес-сообществе массу вопросов. Семинар с привлечением экспертов из УФНС и арбиртажного суда ТПП проводит в первый раз. Данный форум включен в цикл консультативных семинаров, и его основная цель — научить бухгалтеров правильно взаимодействовать с налоговиками.

Налоговое законодательство — одна из самых подвижных отраслей права в России. Этот тезис подтвердил выступавший на семинаре замдиректора ГУ «Налогинформ» Михаил ВЛАСОВЦЕВ. Только в июле 2006 года опубликовано около 20 законов и поправок, которые так или иначе касаются налоговой сферы. Впрочем это не отменяет необходимости соблюдения законодательства. Финансисты просто не успевают перестроиться, в связи с чем вызывают повышенный интерес к своему предприятию со стороны фискальных органов. Возникают налоговые споры, которые каким-то образом надо решать.

По словам судьи Арбитражного суда Омской области Евгения КЛИВЕРА, существуют два способа разрешения налоговых споров — ведомственный и судебный. Несмотря на простоту процедуры ведомственного урегулирования, отсутствие необходимости платить госпошлину и на короткие сроки рассмотрения, этим методом пользуются очень неохотно. В этой сфере налоговик всегда прав, поскольку его точка зрения всегда найдет поддержку в вышестоящем налоговом органе. В данном случае нормы, принятые в данной сфере, играют против плательщика, признал Евгений КЛИВЕР. Поэтому большая часть споров дожидается разрешения в судах различных инстанций. И если плательщик намерен выиграть дело против фискалов, «плательщик должен понимать, что для него ущерб и где он есть».

Другой острый момент как для налоговиков, так и для плательщиков — это злоупортребление правами. Данный термин не легализован ни в одном из документов законодательства РФ, поэтому мнения насчет злоупотребления полярные. Например, налоговые адвокаты считают злоупотребление мифом, а фискалы в своей работе часто используют перефразированное изречение Феликса ДЗЕРЖИНСКОГО: «Если у вас нет налоговых нарушений, то это не ваше достоинство, а наша недоработка».

Из-за существующего в налоговом законодательстве принципа презумпции добросовестности налогоплательщика иногда страдает и государство, сказал Евгений КЛИВЕР, вспомнив дефолт 1998 года, когда на волне всеобщего финансового краха недобросовестные нарушители успешно мимикрировали под нормальных плательщиков и тем самым избежали наказания. В связи с этим в налоговом законодательстве изменяются акценты: совсем скоро закон целиком и полностью встанет на сторону фискальных органов. Юрист предупредил, что этот процесс будет весьма болезненным, но привел в пример ситуацию в Казахстане. Там налоговое законодательство очень строго относится к нарушителям. «Это очень дисциплинирует», — подвел итог юрист.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/08/31/s_fiskalami_ne_posporish