Каждый второй совершеннолетний омич употребляет пиво независимо от пола, возраста и материального положения.
По заказу газеты «Коммерческие вести» «ГЭПИЦентр-II» провел в конце июня 2006 года очередное ежеквартальное исследование в рамках проекта «Мониторинг для деловой элиты Омска». Предметом исследования стали потребительские предпочтения горожан на рынке пива.
Омск в масштабе
Социологи опросили 500 человек от 18 лет и старше. Помимо сугубо практической пользы выборка (табл.1) дала неплохую пищу для размышлений. Первую из одиннадцати возрастных групп образовали молодые граждане 18-19 лет, среди которых мужчин и женщин оказалось практически поровну (0,48% и 0,52% от общего числа опрошенных). Шесть последующих групп, объединивших омичей в возрасте от 20 до 49 лет, вполне сопоставимы по численности. Причем здесь доля представителей сильного пола составила в среднем все те же 48%. С увеличением возрастом, однако, ситуация менялась. Так, доля мужчин в 8-й и 9-й группах опрошенных граждан 50-59 лет не превышала 41%.
В самой же малочисленной группе омичей возраста от 60 до 64 лет число представителей сильного пола едва достигло 29%. Можно предположить, что годы перестройки в сочетании с методами национальной «релаксации» более всего ударили по тем из мужчин, кому в начале 90-х годов прошлого века было по 45-50 лет. Завершила возрастную линейку наиболее многочисленная группа граждан 65 лет и более. Почти две трети ее составили женщины (70% от возрастной группы), подтвердившие давний тезис о выносливости слабого пола в России. Хотя бы и вынужденной.
Пол и возраст
Как влияет пол, возраст, образование, доход и семейное положение на потребительские предпочтения омичей, чьи вкусы отражены представленной выборкой?
Опрос показал, что каждый второй омич, реже или чаще, но пьет пиво. На вопрос: «Употребляете ли вы пиво?»
— 51,20% ответили: «Да, употребляю»,
— 48,80% ответили: «Нет, не употребляю».
Как подразделяются «употребляющие» по признаку пола? Их почти поровну, однако с некоторым преобладанием мужчин. Кто же составляет основную ударную силу пиволюбов? Это мужчины 20-24 лет. Самая многочисленная среди представителей сильного пола группа продемонстрировала наибольшее пристрастие к пенному напитку: его употребляют 9 из 10 ее представителей. Группы мужчин 25-39 лет сходны по своим привычкам с группой-лидером. Затем пристрастие к пенному напитку несколько снижается, а в возрасте 50-54 лет количество как употребляющих, так и игнорирующих пиво практически уравнивается.
У женщин картина несколько иная: с 18 до 35 лет пивом увлекаются шесть представительниц прекрасного пола из десяти. К 50 годам интерес к пиву падает: в этом возрасте его предпочитают две женщины из десяти. Примечательно, что в возрасте 55-59 лет число любительниц пива увеличивается и достигает почти половины — четверо из десяти. Подобный сдвиг есть и у мужчин: в возрасте 60-64 лет предпочитают употреблять пиво каждые двое из десяти, а после 65 лет — уже четверо.
Семейное положение
Треть опрошенных граждан (32,2%) употребляют пиво и живут в браке. Четверть (25,2%) также состоит в браке, но к пиву относится равнодушно. Среди холостых и незамужних граждан 13,2% употребляют пиво, а 7,8% — нет. Что до граждан разведенных и живущих раздельно (21,6%), то каждый четвертый пьет пиво, а трое из четырех — нет.
Профессия и образование
«Топ-пятерку» по виду деятельности, среди употребляющих пиво составили:
— рабочие — 17,2%,от общего числа опрошенных.
— специалисты с высшим образованием (врачи, учителя, инженеры) — 7,0%,
— пенсионеры — 6,2%,
— учащиеся, студенты — 5,6%,
— служащие без высшего образования (клерки, секретари и пр.) — 3,6%.
Еще 11,6% совокупно дополнили менеджеры высшего звена, малые предприниматели, представители творческих профессий, военнослужащие, а также временно или постоянно не работающие граждане. Примечательно, что наибольшее пристрастие к пиву обнаружили омичи, занимающиеся малым бизнесом и военнослужащие (его пьют 8 из каждых 10), рабочие (7 из каждых 10), клерки и студенты, а также временно не работающие (6 из каждых 10). Между тем только половина высших менеджеров, врачей, учителей, инженеров, художников и прочих представителей творческих профессий склонны к употреблению пива. Менее всего пристрастны к нему пенсионеры — только трое из десяти.
Больше всего пьющих пиво среди людей с высшим (и незаконченным), средним специальным и профессионально-техническим образованием (57% против 43% не употребляющих). Не употребляющих пиво больше среди тех, кто имеет среднее общее, неполное среднее, начальное образование (26% против 74% не употребляющих).
Доход
Наибольшую долю из тех, кто предпочитает пиво, составляют люди с уровнем дохода от полутора до 4,5 тысячи рублей — 31,60%. Свое материальное положение эти люди скорее всего оценивают как такое, при котором «денег хватает на питание и одежду, но купить сейчас телевизор, холодильник или стиральную машину было бы трудно». Иными словами, пиво в этом случае граждане относят к категории предметов первой необходимости. Тех, чей доход составляет менее 500 рублей, существенно меньше (0,4%), но и в этой категории каждый второй все же употребляет пиво. Доля тех, чей доход превышает 7,5 тысячи рублей, гораздо больше (4,4%), однако и здесь соотношение «пьющих и не пьющих» — 54% против 46%.
Пристрастия
Каким маркам пива отдают предпочтения омичи? Среди тех, кто пьет пиво практически каждый день, наиболее популярна (0,8% опрошенных) «Балтика» (светлое). Разброс предпочтений здесь невелик: есть также склонность к пиву «БагБир» (любому), «Клинскому» (Аррива и Светлое), «Сибирской короне» (Классическому и Оригинальному), а также к крепкому «Черному ястребу».
Для тех, кто пьет один раз в два-три дня, наибольшее пристрастие (0,40%) вызывает недорогое «Жигулевское». Эта же категория граждан с меньшим пристрастием, но все же употребляет «БагБир» Классический, «Балтику» (любую, №3, светлое), «Велкопоповицкий козел», а также «Сибирскую корону» (Золотое и Оригинальное). Примечательно, что для тех, кто пьет пиво два раза в неделю и реже, самой популярной маркой устойчиво становится «БагБир» Классический. Ассортиментный ряд при этом резко увеличивается. Например, среди тех, которые употребляющие пиво реже одного раза в неделю, есть предпочитающие «БагБир» Классическое, не пренебрегают другими 32 марками.
В зависимости от возраста предпочтения наиболее молодой части любителей пенного напитка от 18 до 29 лет концентрируются вокруг марок «Балтики». С повышением возраста интересы смещаются в сторону «БагБира» и «Сибирской короны». Потребители старшего возраста от 55 лет отдают предпочтение «БагБиру». Потребители среднего возраста от 30 до 50 лет наряду с «БагБиром» склонны отдавать предпочтение «Сибирской короне». Таким образом, тройку лидеров, имеющих наибольшую популярность у омичей (табл.2), составляют такие пивные бренды, как «Балтика» (12,2%), «БагБир» (11,8%), «Сибирская корона» (8,6%).
Представители рабочей прослойки отдают предпочтение «Балтике» (5,2%), чуть менее среди них популярны «БагБир» (4,6%), «Сибирская корона» (2,6%), «Клинское» (1,4%), «Жигулевское» (0,8%), «Толстяк» (0,40%). Смыкаясь с представителями рабочей прослойки, пиву «Балтика» склонны отдавать предпочтение руководители предприятий (0,2%), военнослужащие (0,6%), специалисты без высшего образования (1,0%), учащиеся и студенты (2,6%). Представители малого бизнеса предпочитают «Туборг» (0,4%). Пенсионеры — «Сибирскую корону» (0,8%). Представители творческих профессий — «Невское».