О тарифах
То, что касается тарифной политики, это не каприз, а жестокая необходимость, связанная с резким повышением цен на энергоносители и ГСМ. У нас сегодня в структуре себестоимости 34% затрат уходит на ГСМ. Раньше это было 18-20%. Это тенденция не омская, а даже мировая — везде идет резкий рост цен на ГСМ, и соответственно, рост тарифов.
О «маршрутках»
Решение предпринимателей поднять стоимость проезда в «маршрутках» до 10 рублей не является нарушением ранее подписанного договора. Я вам ответственно говорю, что департамент транспорта никого не заставлял повышать тариф. Во-первых, мы не имеем на это право, во-вторых, это не в наших интересах. РЭК, которой переданы функции по установлению тарифов в этом году, приняла предельный тариф в 10 рублей по просьбе предпринимателей. Срез показал, что сегодня порядка 10% перевозчиков возят пассажиров за меньшую сумму. Но 90% пошли на максимальную стоимость в 10 рублей, поднимать цену выше они не имеют право.
О ПАТП-2
Коммерческое предприятие «Акционерное общество ПАТП-2» зарабатывает деньги точно так же, как и муниципальные. Но у него есть определенные плюсы по затратной части — когда все автобусы новые, ремонтный фонд значительно меньше. В первый год затраты на резину очень маленькие, поэтому они пока выигрывают только в этом. Однако затраты на проезд у них немного выше за счет того, что они платят лизинговый платеж. Если муниципальные предприятия получили автобусы за счет областного бюджета, то ПАТП-2 взяло их в лизинг. И лизинговый платеж выше, чем экономия по затратной части, сейчас этой проблемой мы занимаемся.
Кроме того, сегодня пассажиры оплачивают не полную себестоимость проезда. Цена проездных билетов значительно выросла, в Омске она сегодня такая же, как в Челябинске и Тюмени. Но мы сделали исследование — по одному проездному люди ездят в среднем 86 раз. 480 рублей разделите на 86 поездок — вы получите в среднем 5,5 рубля за один проезд. Садовый проездной должен стоить 730 рублей, но мы пока установили его цену в 560 рублей. Затраты на садах очень высокие, однако мы ищем другие решения для их покрытия.
Об Омскпассажиртрансе
Это муниципальное предприятие не обанкротилось, а просто реформировалось. Остальные автотранспортные предприятия, бывшие его филиалами, сделались самостоятельными. Все имущество и долги были поделены между ними. Мы считали и получили доказательства, что были правы, когда разделили Омскпассажиртранс на отдельные пять предприятий. Сегодня подтверждается, что эффективность работы самостоятельного предприятия не маленькая. В среднем на каждое из них получается по 180 автобусов. Это довольно приличное предприятие, но оно намного «управляемее» и эффективнее, чем прежняя махина.
О трамвайной сети
По трамвайному движению вопрос рассматривался — по улице Орджоникидзе его решено сохранить. Но в Омске бурно подписываются договоры на регенерацию — снос старого и ветхого жилья и строительство нового, и это накладывает свой отпечаток. Когда инвесторы снесут старое жилье и территория освободится, мы бы хотели сдвинуть трамвайные пути слева от улицы Орджоникидзе, чтобы она стала проезжей для автомобилей. То есть сдвинуть трамвайные пути за счет «красной линии» и сноса жилья под регенерацию. Но я не хотел бы, чтобы вы этим сейчас напугали инвесторов.