Уважаемый Виктор Филиппович!
Мы обращаемся к Вам, так как считаем необходимым обнародовать в СМИ нашу позицию по проблемам, возникшим во взаимоотношениях между предпринимателями и муниципальными властями. Мы убеждены, что возникшие противоречия являются следствием управленческих ошибок представителей исполнительных органов муниципалитета. Наши попытки выработки совместных приемлемых решений не увенчались успехом.
Обращаясь к Вам лично через прессу, мы хотим показать, что существует корпоративная точка зрения бизнес-сообщества, выразить которую можно только в форме коллективного обращения, так как деятельность отдельных предпринимателей всегда связана с каким-то конкретным сектором экономики.
Проблемы, которые существуют сегодня, по-нашему мнению, отражают отношение администрации города к предпринимательству в целом. События последнего времени не дают нам твердой уверенности в том, что поддержка всех форм бизнеса, особенно малого, действительно является приоритетной в деятельности муниципалитета. Более того, те проблемы, на которые мы обращаем Ваше внимание, в городских СМИ освещаются исключительно с негативных позиций по отношению к предпринимателям, что создает у общественности неверное представление о реальной сути этих проблем.
К сожалению, первые же действия нового состава мэрии являлись явной попыткой передела собственности в городе.
Уже больше года длится конфликт между мэрией и автоперевозчиками, переросший этой весной в митинги и забастовки. Поэтому, в первую очередь, мы хотим обратить внимание на конфликт интересов предпринимателей и муниципалитета в организации городских пассажирских перевозок.
До февраля 2006 года объединениями автоперевозчиков в городе Омске обслуживалось 164 маршрута, на которых работало порядка 4 тыс. микроавтобусов. Доля этих объединений в общем объеме транспортных перевозок составляла около 40%. Налоговые отчисления от данного вида предпринимательской деятельности в бюджеты всех уровней составляли порядка 60 млн рублей в год. При этом занятость омичей в сфере частных автоперевозок достигала порядка 10 тыс. человек (водители, механики и другой персонал). Более того, одним из главных факторов, приведших к развитию маршрутной сети города Омска, стало обращение муниципалитета к предпринимателям в 1999 году.
2 февраля 2005 года, с подачи муниципалитета, Омский городской Совет принимает решение № 234 «О внесении изменений и дополнений в порядок распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденный Решением Омского городского Совета от 21.07.04 № 199». 10 августа 2005 года выходит Постановление мэра 385-П «Об утверждении городской маршрутной сети, обслуживаемой пассажирским транспортом, работающим в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденной решением Омского городского Совета от 21.07.04 № 199». В результате применения этих нормативно-правовых актов было ликвидировано 66 маршрутов, среди которых есть и наиболее востребованные: № 346 (Кучерявенко — Нефтяники), № 347 (Бархатовой — Кучерявенко), № 374 (ж/д вокзал — ДСК), № 307 (БСМП — ж/д вокзал) и другие. В итоге сокращение количества микроавтобусов на перевозках привело к увеличению интервалов движения. Теперь пассажирам приходится тратить на поездку с Левого берега в Нефтяники около одного часа (раньше дорога занимала 30 минут). Общее количество ДТП, учитывая все виды транспорта, в целом по городу не сократилось. Зато, после принятия нормативных актов, около 6 тыс. человек лишились рабочих мест, а налоговые выплаты сократились на 60%.
Из-за непродуманных решений в транспортной реформе более 2 тыс. автомобилей, владельцы которых не прошли конкурс, продолжают, «якобы незаконно», осуществлять пассажирские перевозки. Для многих — это единственный источник пополнения семейного бюджета, потеря которого приводит порой к трагическим последствиям. Печальным подтверждением этого факта служит самоубийство Александра Амелина, водителя маршрутного такси № 66.
Несмотря на явный провал такой транспортной политики, используются силовые методы для ликвидации оставшихся частных перевозчиков. Муниципальная пресса в своих публикациях дошла до прямого сравнения водителя «газели» с убийцей. Пассажиров пугают рисками проезда на маршрутных такси, которые, кстати говоря, имеют все необходимые документы, в том числе выданные муниципалитетом.
Тем не менее, даже пройдя процедуру конкурса, победив и получив от муниципалитета все разрешительные документы, предприниматели не имеют возможности осуществлять свою деятельность по перевозке пассажиров. Используя силовые методы и привлекая сотрудников районных ГИБДД, у перевозчиков, работающих на маршрутах, насильственно и под надуманными предлогами изымаются автобусы и на эвакуаторах отправляются на специально созданные штрафные стоянки. Тем самым муниципалитет на протяжении всего 2006 года проводит политику постепенного вытеснения частных перевозчиков с улиц города.
И это не единственный пример, когда муниципалитет идет на ущемление интересов малого бизнеса и населения. Последнее из ярких событий насильственного навязывания своих правил игры — ситуация вокруг торгового комплекса на остановке общественного транспорта «Дом туриста». Напомним, что в ночь с 12-го на 13 августа, без каких-либо разрешительных документов и разъяснения, по указанию мэрии, было установлено ограждение вокруг торгового комплекса. Сотрудникам магазинов комплекса, пришедшим утром следующего дня на работу, приходилось «с боем» прорываться на свои рабочие места.
Сознательным нарушением определения Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2006 г. о приостановлении исполнения судебных актов (решение и постановление арбитражного суда Омской области по делу № А46-3250/2006) о сносе торгового комплекса публично попирается Закон.
Напомним, что любые взаимоотношения, в том числе между бизнесом и властью, основываются прежде всего на доверии. К сожалению, сегодня по отношению к мэрии многие руководители утратили это чувство.
Перечень проблем омского бизнеса не ограничивается двумя приведенными выше примерами. И почти в каждом случае прослеживается явное желание муниципальных чиновников ограничить сферу применения частной инициативы.
Каждый год, с подачи муниципальных властей, в городе изменяются правила игры для предпринимателей. Большая часть времени и усилий рядового бизнесмена уходит на адаптацию к очередным правилам и хождение по коридорам власти. При этом присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, отсутствует преемственность решений между разными составами муниципалитета, усиливается финансовое давление на бизнесменов.
В то время когда Губернатор и Правительство Омской области прилагают максимум усилий для привлечения в областную экономику новых инвестиций и укрепляют репутацию региона как территории с устойчивым развитием, муниципальные власти должны пересмотреть свое отношение к бизнесу как второстепенному явлению, служащему только источником пополнения городской казны.
Мы настаиваем на пересмотре маршрутной сети с целью увеличения количества маршрутов, пересмотра подпункта № 8.1 пункта 8 «Определение победителей конкурса» решения Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199 (в редакции от 17.05.06) «Об утверждении порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске» и предоставлении частным автоперевозчикам возможности заключать договоры на обслуживание маршрутов на срок не менее одного года.
Мы настаиваем на прекращении незаконных действий со стороны администрации города Омска, связанных с торговым комплексом, располагающимся возле остановки «Дом туриста», до окончательного решения суда.
Мы настаиваем, чтобы в решении городских проблем учитывались интересы не только администрации города Омска, но и предпринимателей, хозяйствующих субъектов, за которыми стоят десятки и сотни тысяч людей — Ваших избирателей.
Мы предлагаем Вам, представителям администрации города Омска, Омского городского Совета, Союза предпринимателей, всем заинтересованным сторонам сесть за стол переговоров и разрешить возникшие проблемы цивилизованным путем.
Мы предлагаем начать открытую дискуссию на страницах омских СМИ по перспективам развития взаимоотношений омского бизнеса и муниципалитета.
Координационный совет
Омского областного Союза предпринимателей