Антиалкогольное похмелье

Дата публикации: 18 сентября 2006

После кризиса импортный алкоголь начал дорожать. 

По данным аудита торговых точек (магазинов, павильонов и супермаркетов), проведенного специалистами ГЭПИЦентра-II в мае-июне 2006 года по выборочной совокупности в 118 точках города водка, бренди, ликер, вино и другие спиртные напитки свободно присутствовали на полках. В очередной волне исследования, закончившейся в августе, осталось всего 45 точек, реализующих алкогольную продукцию.

Виномания

После чуть ли не повального отсутствия в июле алкоголя, горячительные в торговых точках все же стали появляться. Например, в магазине Наполеон, наряду с крепким алкоголем и вином выставлены импортные бренди, вермуты, ром с новыми акцизными марками. Впрочем алкоголь так широко представлен не везде. В магазине «Омсквинторгцентр» продается незначительная часть алкоголя — в основном водка отечественных и украинских производителей. Большая часть торговой точки закрыта, а полки пустуют. Аналогичная ситуация складывается в магазине «Винные погреба». Правда, выбор в нем все-таки значительно больше. Например, есть французские и испанские вина, на которые нанесена акцизная марка нового образца. Но все же половина магазина для прохода перекрыта, а на пустующих полках вместо алкоголя продается журнал «Виномания».

Некоторые предприниматели нашли еще более радикальный метод — прекратить продажи до наступления лучших времен.

Как пояснил Александр ЗУБРИЦКИЙ, владелец известного винно-водочного магазина «40 градусов в тени», с начала июля ему пришлось прекратить продажу алкоголя, сейчас магазин работает в убыток.

По данным департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля министерства экономики Омской области, на начало июля индивидуальных предпринимателей и юрлиц, реализующих алкогольную продукцию, было зарегистрировано соответственно 1 492 и 284. На первое сентября количество юридических лиц увеличилось практически в три раза — до 783, индивидуальные предприниматели, соответственно, прекратили продажу алкоголя. При это количество магазинов, павильонов и других торговых точек, продающих горячительные, сократилось в полтора раза — с 2 791 до 1 725. Информацию о том, сколько сегодня акцизных марок нового образца представлено в регионе, в Управлении Федеральной налоговой службы по Омской области отказались предоставлять, сославшись на конфиденциальность.

ЕГАИС
Эксперты считают, что сейчас основная проблема не в новых акцизных марках, а в работоспособности Единой государственной автоматизированной информационной системы, которую обязательно должны устанавливать у себя производители и поставщики. Программа вроде бы нормально регистрирует отечественный алкоголь, а с продукцией импортного производства возникают сбои. Сейчас система работает в ручном режиме: вместо автоматической регистрации товара предприниматели сами заполняют данные и ежедневно на дискетах предоставляют их в налоговые органы.


Как утверждает, Ян СКОПИН, директор компании «ФЭТ», новые правила работы на алкогольном рынке вполне приемлемы, но вот их реализация желает оставлять лучшего.

— Во-первых, сегодня основная проблема заключается в импорте алкоголя. В программе ЕГАИС до сих пор не доработана система учета данной продукции. Соответственно, возникала проблема с нанесением новых акцизных марок на импортный алкоголь. Следует упростить некоторые процедуры ввода данных в программу. Из-за этого сейчас достаточно много товара находится на таможне. Во-вторых, из-за сложившейся ситуации на рынке поставщики просто опасаются ввозить к нам свой товар, — рассказывает Ян Скопин.

Предложения

Управляющая магазином «Винные погреба» Виктория ШАРХУН утверждает, что импортерам выгодна ситуация с нехваткой новых акцизных марок.

— Сейчас алкоголь продается, что называется, с колес — товар расходится за 3-5 дней. Поэтому основные поставщики и не рассчитывают на регионы. Прежде всего они стараются наполнить розничные сети и магазины столицы и Санкт-Петербурга. Нам же достаются крохи, — считает Виктория ШАРХУН. По ее словам, некоторые поставщики стремятся дополнительно заработать на ситуации, ужесточая условия договоров работы с регионами: убирают скидки, снижают бонусы, стараются работать по предоплате.

Предприниматели уверены, что ситуация на рынке алкоголя не изменится до ноября-декабря этого года. «Крепкого и элитного импортного алкоголя сейчас практически нет, отечественной водки представлено около 60% от необходимых объемов, а импортного вина всего 10%», — говорит Вячеслав ШИЯНОВ, начальник отдела продаж ООО «Русьимпорт-Омск».

Владелица магазина по улице Орджоникидзе Тамара ПЛЕСОВСКИХ, считает, что от нововведений пострадали больше всех индивидуальные предприниматели. В связи с перерегистрацией в другую форму собственности и отсутствием алкоголя, который делает существенную часть выручки, магазин стал меньше отчислять налогов, уменьшился фонд заработной платы.

— В конечном счете, мы пришли к выводу, что будет лучше, если закроем магазин. Лично меня убили как предпринимателя, — говорит Тамара ПЛЕСОВСКИХ. По ее оценкам, в такой же ситуации оказалось еще около 40% индивидуальных предпринимателей.

В торговых точках сейчас наблюдается рост цен на алкоголь. По сравнению с весной цены на спиртное подскочили на 10-20% и, по всей видимости, останавливаться не собираются. Одной из причин повышения стоимости является чисто техническая: возросли затраты на нанесение новых акцизных марок. При этом расходы на обслуживание ЕГАИС производители и поставщики скорее всего переложат на конечного потребителя. Но главной причиной является недостаток предложения на постоянном рынке спроса алкогольной продукции.

Кто же выиграл от нововведений на рынке спиртных напитков? По общему мнению предпринимателей, выиграл прежде всего теневой рынок алкоголя, бороться с которым и собралось государство изменениями в федеральном законодательстве. Двери же перед бизнесменами, которые работали по правилам, оказались закрытыми. До какого срока — никто не знает.

Описание проекта
Ежемесячный проект «Аудит торговых точек» проводится в Омской области и городе Омске по определенной выборке, в которую включены около 1 000 торговых точек: розница, рынки, предприятия общественного питания. Исследование проходит на рынках пива, алкогольной продукции, слабоалкогольных коктейлей, соков и сокосодержащих напитков, сигарет, леденцов, жевательной резинки и среди других товарных групп.
Основную часть заказчиков представляют омские товаропроизводители.
Руководитель проекта: Татьяна ЛОПАТИНА, руководитель отдела проектов ООО «ГЭПИЦентр-II».
Тел./факс: (3812) 24-28-98.

Антон ОРЕХ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/09/35/antialkogolnoe_pohmele