Электроника против хищений в супермаркетах

Дата публикации: 18 сентября 2006

Специалисты по безопасности обсудили новинки. 

Семинар «Безопасность торговли» руководителей внутренних служб омских супермаркетов состоялся 5 сентября в Доме актера. Его организаторами выступили омская компания «Сибирские информационные технологии» (SibIT) и московская «Компания ITV — Интеллект. Технологии. Видео». Разговор шел о новейших системах безопасности, с помощью которых можно предотвратить потери, связанные с мошенничеством и кражами в торговле.

POS-Интеллект

Компания «SibIT», от лица которой на семинаре выступил директор Дмитрий ЛУПОНОС, работает на рынке информационных технологий города Омска с 2004 года, проводит комплексные проекты по обеспечению безопасности, а теперь еще и внедряет на омском рынке продукцию своего партнера — компании «ITV». Сергей СЛЕЗКО, руководитель новосибирского представительства «Компании ITV», представил систему «POS-Интеллект», призванную снизить потери, возникающие в розничной торговле по причине краж, совершаемых персоналом и покупателями. По словам Сергея СЛЕЗКО, эти потери составляют 1,3 — 1,7% от оборота сети. «POS-Интеллект» основан на синхронизации видеоизображения кассовой зоны и текста чека и, по словам СЛЕЗКО, обеспечивает «адекватное подтверждение происшествия». В заключение подробного рассказа о своем продукте и демонстрации механизма действия системы на проекционнном экране новосибирцы предложили инсталлировать тестовый вариант системы в любых трех омских компаниях сроком на полтора месяца.
Представители омских супермаркетов к предложению прислушались, ведь только после проверки на практике можно понять, необходима ли данная программа.

День Ночь

Обсуждение специалистами деталей этого предложения в ходе семинара перешло в обмен опытом. Начальник службы безопасности супермаркета «День Ночь» Евгений Анатольевич (фамилию просил не называть)рассказал корреспонденту «КВ» о том, как у них обеспечивается контроль над безопасностью. Видеонаблюдение установлено во всех помещениях: в торговом зале, на складах, на цокольном этаже, на входе и выходе — всего 32 камеры. Супермаркет оборудован также радиочастотными воротами. Ежеквартальные ревизии позволяют определить, в какой группе товаров чаще возникают недостачи. Это дорогой коньяк, кофе, шоколад, сопутствующие товары. Датчики, на которые реагируют ворота, установлены именно на тех товарах, которые чаще всего становятся добычей воров. С другой стороны, служба безопасности супермаркета «День Ночь» делает акцент на работу с коллективом, к нарушителям применяются жесткие меры. «Это мы считаем необходимым, так как по общей статистике 60% краж в супермаркетах приходится именно на персонал».

Геомарт

Альберт ШМИДТ, главный специалист внутренней службы гипермаркета «Геомарт», считает, что персоналом совершается около 70% всех хищений. Причем лишь малую долю составляют хищения из торгового зала, в основном товар «уходит» на пути от разгрузки до выкладки на витрины. По опыту ШМИДТА, бывает и так, что товар просто «не довозят» до торговой точки. «Чаще всего, — рассказал Альберт Викторович, — воровство совершается сотрудниками, находящимися в сговоре, например, менеджер торгового зала и рабочий по выкладке товара, кассир и охранник. В „Геомарте“ персонал, уличенный в краже, непременно попадет под увольнение, но проблема в том, что такой сотрудник без труда устроится в другой магазин, единой базы данных по мошенникам в городе нет».

Систему безопасности, функционирующую в «Геомарте», Альберт ШМИДТ считает эффективной: «В гипермаркете установлена система „Cash-Control“ 2005 года выпуска, в которой, как и в „POS-Интеллекте“, видеонаблюдение за кассами совмещается с транзакцией чека. Многочисленные камеры, радиомагнитные ворота позволяют выявить от 5 до 10 хищений в месяц. Но обеспечивать весь штучный товар датчиками невозможно, невыгодно экономически. Посетители воруют, с одной стороны, „элитные“ товары — дорогой коньяк, кофе, с другой стороны — дешевую „мелочовку“, например, консервные банки, батарейки. Диву даешься, когда обеспеченная на вид женщина, у которой при себе есть крупная сумма денег, попадается с двумя пачками „Роллтон“ в рукаве куртки».

Инсталлация

Мнения профессионалов о проблемах, связанных с эксплуатированием современных систем безопасности, в беседе с корреспондентом «КВ» подытожил Александр ПАДУКОВ, заместитель директора по технической безопасности сети магазинов «Пятерочка»: «Система „POS-Интеллект“, представленная на семинаре, в нашем городе появилась еще полтора года назад в супермаркете „Алладин“, и омским специалистам по безопасности этот продукт известен. Просто раньше, когда у „ITV“ не было здесь представительства, система заказывалась в Москве. А теперь у компании есть партнер в Омске, и возможно, это увеличит спрос на комплекс „Интеллект“.

В Омске мало квалифицированных специалистов по обеспечению безопасности, и если инсталлировать и зарегистрировать систему еще возможно, то найти профессионала, который будет грамотно сопровождать ее функционирование, сложнее. Крупные сети находят выход в создании собственной службы безопасности, а предпринимателям, бизнес которых только начинает развиваться, это невыгодно, и приходится обращаться к сторонним специалистам. Проблема в том, что заказчик в этом случае абсолютно не защищен от неквалифицированного обслуживания. После инсталляции системы безопасности подрядчик, как правило, не несет ответственности за ее дальнейшее функционирование. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы ввести практику страхования заказчика на случай сбоев при пусконаладочных работах и эксплуатации системы. Это поможет „очистить“ рынок услуг по обеспечению безопасности от недобросовестных и неквалифицированных специалистов.

Ольга ВАХРИНА 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/09/35/elektronika_protiv_hishcheniy_v_supermarketah