В сентябре в аудиторско-консалтинговой группе «Советник» произошел раскол. Сегодня параллельно существует две аудиторские компании — «Советник» и «Финансовый советник». Но фактически АК «Советник», которую возглавляет Дмитрий ШЕЙКО, находится в стадии процедуры ребрендинга. Впоследствии она будет работать под маркой — «Дмитрий Шейко и коллеги». Почему в «Советнике» произошло разделение, а также на другие вопросы корреспонденту «КВ» Юлии НЕНАШЕВОЙ ответил Дмитрий ШЕЙКО.
— Дмитрий Анатольевич, главный вопрос: в чем причина раскола?
— Мы с партнером разошлись во взглядах на дальнейшее развитие компании. На мой взгляд, аудиторская компания сегодня должна укрупняться, консолидироваться, входить в сети — либо российские, либо международные. Этому способствуют те процессы, которые происходят сейчас на рынке аудиторских услуг — поглощение мелких компаний крупными игроками рынка.
В этой ситуации «Советнику» надо либо самому вырасти до таких размеров, чтобы иметь возможность поглощать, либо, не дожидаясь пока его «съедят», самому включаться в общемировые процессы. Как минимум консолидироваться на уровне региона, что достаточно трудно. Дает о себе знать общая специфика развития региона. Рынок развивается с запозданием. Но рано или поздно и до Омска дойдут процессы, которые уже активно протекают в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге. Я считаю, что ждать не стоит, надо искать формы партнерства с коллегами. Мой партнер считает, что надо оставаться локальной, «семейной» компанией.
— Означает ли это, что в дальнейшем ваша компания присоединится к какой-то федеральной компании? Или, может, уже есть конкретные договоренности по этому поводу?
— Не исключено. Пока об этом говорить рано.
— Вхождение в сеть означает потерю самостоятельности?
— Это как раз основная причина, по которой мы разошлись. В эмблеме компании шахматные фигуры — ферзь и конь. На мой взгляд, иногда, не пожертвовав фигуру, не получишь перспективу. Поэтому можно исповедовать принцип «Первый парень на деревне», но в перспективе нам интереснее было бы работать в крупной компании. Пусть я не буду возглавлять ее и не буду в ней генеральным директором. Работа в квалифицированной, большой команде на самом деле дорогого стоит. Кроме того, в мощной компании появляется больше возможностей профессионального развития у всех сотрудников. Вот почему я готов пожертвовать частью ради получения большего.
На первом этапе будут одновременно существовать аудиторские компании «Советник», которую возглавил я, и «Финансовый советник». Дополнительно наша команда для юридических и консалтинговых проектов учредила компанию «Дмитрий Шейко и коллеги». Постепенно будем проводить ребрендинг. Мы сознательно пошли на постепенную уступку бренда «Советник», бывшему партнеру, хотя я сам во многом его выстраивал. Нельзя, чтобы у клиентов в будущем возникала путаница. Не исключено, что в дальнейшем под единым управлением у нас будет работать несколько новых брендов.
— А в чем, на ваш взгляд, преимущества консолидации?
— Плюсов много. В первую очередь — приобщение к мировым технологиям аудита, объединение усилий специалистов. Я уже отмечал, что аудиторский бизнес становится все более технологичным, регламентированным. Может быть, сравнение смелое, но по требованиям и технологиям он становится схож с банковской деятельностью. Скоро в аудите будет, как у банков — чем мощнее, тем больше шансов для развития. Небольшие тоже выживут, но более успешными будут крупные компании, предоставляющие комплекс услуг. В эпоху глобализации взаимодействовать с глобальными компаниями могут такие же по размаху аудиторские фирмы. Достаточно простой пример. Когда «Росар» был «Росаром», его проверяли омские аудиторы. После того как он стал одним из подразделений «Sun Interbrew», на предприятие пришли работать международные аудиторские фирмы. Насколько я владею информацией, среди омских фирм нет таких, которые привлекались в качестве аудиторов на предприятия, подобные «Sun Interbrew».
— Возможно, качество работы омских аудиторов оставляет желать лучшего?
— Нет, оно достойное и высокое. И многие компании работают за пределами региона. Но все-таки получается, что омские компании находятся на обочине процесса глобализации. Меньше развиты услуги по международным стандартам финансовой отчетности. Это и от рынка зависит — некий провинциализм присутствует.
— Как вы оцениваете изменения в законодательстве, касающиеся аудиторской деятельности, — отмену лицензирования, создание саморегулируемых организаций?
— Они объективны и будут продолжаться. Лицензирование, по сути, не являлось механизмом, который бы положительно влиял на качество работы аудиторов. Когда будет саморегулирование, внутри организации будут стараться поддерживать стандарты качества, чтобы престиж на рынке у профессии аудитора был как можно выше.
— Ваша компания уже примкнула к какой-нибудь саморегулируемой организации?
— Мы входим в СРО «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов».
— Вашей организации что-то конкретное дает членство в СРО?
— Думаю, что деятельность саморегулируемых организаций будет нарастать с окончательной отменой лицензирования, которое должно произойти с 2007 года. Тогда и увидим действенность этих организаций.
— На ваш взгляд, что изменится на рынке аудита в связи с происходящими процессами?
— Изменения можно наблюдать уже сегодня. Некоторые небольшие компании закрываются. Работать стало сложнее. В Омске, в частности, наметилась тенденция создания альянсов — как раз делаются первые попытки постепенно консолидироваться. Понятно, что процесс этот растянется на годы.
— В целом происходящее положительно отразится на деятельности аудиторов?
— Для небольших компаний — тех, у которых два-три клиента, вряд ли все происходящее является положительным моментом. Для рынка в целом, для потребителей услуг аудиторов — объективная тенденция, соответствующая мировым течениям.
— Реалии рынка таковы, что развивать какое-то одно направление в работе компании не всегда выгодно. Поэтому многие компании расширяют перечень оказываемых услуг. Кроме аудита, что вы готовы предложить своими клиентам?
— Мы оказываем различные юридические услуги. Одно из направлений нашей деятельности — консалтинг. При этом не только business to business. Наше новое направление — консалтинговые услуги для населения. Очень важный момент. Потребность в этом виде услуг есть. Наша компания, в частности, намерена выступать в качестве ипотечного брокера.
— В чем заключается деятельность ипотечного брокера?
— У нас ипотечного брокера иногда смешивают с риэлтором. В западной традиции — это независимый субъект, который помогает решать финансовые вопросы. Сейчас риэлторские компании тоже работают с банками, помогают своим клиентам получить кредит. Но чаще риэлторы работают с банками-партнерами. Соответственно, и своих клиентов они преимущественно отправляют в эти банки. Наша задача — оценить предложения всех кредитных организаций.
Попросту говоря, работа ипотечного брокера заключается в том, чтобы помочь людям в получении кредита. У одного из наших клиентов в юности были небольшие проблемы с законом. Банк из-за этого факта его биографии отказывал ему в кредите. Хотя прошло десять лет, у человека семья, ребенок. Наша задача как юристов — сделать так, чтобы этот человек смог получить кредит.
Кроме того, сегодня банки предлагают разные программы. Мы помогаем сориентироваться, просчитываем, исходя из доходов семьи, какая программа лучше. На этом наша помощь не заканчивается. Некоторые люди опасаются, что, взяв кредит на десяток лет, они попадут в кабалу. Наша задача сделать так, чтобы выплата кредита не была для семьи проблемной. Как? Научить разумно использовать средства, правильно строить семейный бюджет. Иногда просто думать и считать.
— Вы хотите сказать, что готовы на десять-пятнадцать лет взять под контроль финансовые вопросы той или иной семьи?
— Почему бы и нет. Мы хотим создать ипотечный клуб, вступив в который, заемщик сможет получать от нас профессиональную юридическую помощь. Ведь за эти десять-пятнадцать лет произойти может многое — возникнут вопросы перекредитования, поменяются ставки по кредитам и другие моменты. В решении этих вопросов омичам также поможет специальный федеральный журнал «Твоя ипотека», который мы сейчас запустили в нашем регионе.
— Услуга-то брокера платная. Готовы ли наши люди платить за то, чтобы кто-то контролировал их семейный бюджет?
— Практика показывает, что стоимость наших услуг вполне разумна для тех проблем, которые могут возникнуть из-за неправильно подобранной программы кредитования. Согласитесь, предложения есть выгодные, а есть и такие, которые могут серьезно ударить по карману. Лучше оплатить услугу ипотечного брокера, чем потом переплачивать.
— А консалтинг для предприятий востребованная услуга?
— У нас в основном развит налоговый консалтинг. Другие виды меньше. Но сейчас введено понятие «недобросовестный налогоплательщик». Налоговые органы более жестко подходят к схемам, которые специалисты по налогам внедряли на предприятиях. Получается, что сейчас придумать какой-то новый льготный механизм налогообложения, который работал бы на оптимизацию затрат, очень сложно. Все операции по налогам под пристальным вниманием налоговых органов. Суды тоже стали исповедовать в этом плане более жесткую позицию. В этой связи, как мне кажется, на предприятиях на первый план выходят планирование, бюджетирование, оптимизация финансовых потоков в целом. На крупных предприятиях все это уже внедряется, а на средних и малых этими вопросами пока особо не озадачивались. Сейчас консалтинговые компании должны сами формировать этот рынок и показывать необходимость подобных услуг. В других регионах этот сегмент рынка растет очень активно. У нас меньше, но положительные тенденции есть.
Дмитрий ШЕЙКО
Дмитрий Анатольевич родился 7 ноября 1967 года. В 1984 году поступил в Лиепайское мореходное училище — Мурманское мореходное училище на радиотехнический факультет. С 1985-го по 1987 год проходил службу на Северном флоте, в городе Полярном Мурманской области. После окончания училища, в 1989 году, устроился работать на ПО «Мурманскрыбпром» радистом. В 1990 году поступил на заочное обучение в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. В 1993 году переехал в Омск, где устроился работать в государственную налоговую инспекцию по Ленинскому району. В 1994 году перевелся в Омский государственный университет, который окончил в 1996 г. Проработал в налоговых органах, в районных инспекциях, на разных должностях до 1996 года. В 1997 году работа юрисконсультом в ЗАО «Инвестаудит». С 1999 года вплоть до осени 2006-го занимал должность заместителя директора юридической компании «Советник». Осенью 2006 года создал собственную компанию «Шейко и коллеги».
В 1998 году обучался по Президентской программе подготовки управленческих кадров. С 1999 года по настоящее время — член президиума Омской ассоциации выпускников Президентской программы.
Не женат.