Берик ТАКАБАЕВ: "Планируем те обороты, которые идут из Казахстана в Россию через АТФБанк, пропускать через банк "Сибирь".

Дата публикации: 11 октября 2006

Цикл бесед о банковском бизнесе. Беседа 11-я:  Банк «Сибирь»

Двадцатого сентября исполнилось 17 лет банку «Сибирь». Сегодня этот банк претендент на ведущие позиции в Омском регионе. А связаны эти вполне здоровые амбиции с приобретением стопроцентной доли «Сибири» казахстанским АТФБанком и планами сделать омский банк плацдармом для дальнейшего развития в Сибири и на Урале. Подробнее обо всем этом главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН распросил председателя правления ЗАО «Банк „Сибирь“ Берика ТАКАБАЕВА:

— Чем на ваш взгляд принципиально отличается банковская система России от банковской системы Казахстана?

— Надо исходить из того, что банковская законодательная база двух стран разная. Казахстан в этом отношении ушел далеко вперед. Вот простой и ясный пример: в случае не возврата кредита казахстанские банки после проведения определенных процедур имеют право реализовать заложенное имущество без судебного разбирательства. В России для этого необходимо обратиться в суд. Другой пример: там залог автомобилей регистрируется в ГАИ и владелец уже не может их продать без разрешения банка. Здесь такой регистрации нет, а значит, и нет гарантий сохранности данного залога. Ну а в целом в России банковское законодательство либеральное.

— Либеральнее?

— Да. Здесь как-то проще работать. По большому счету. В Казахстане все правила игры расписаны, в России есть вариации. Но мы, купив этот банк, не стали выдумывать велосипед, а все технологии, имеющиеся в АТФБанке, перенесли, с учетом российского законодательства преобразовали и внедряем в Омске. Поэтому нам в этом плане легче.

— Чем отличаются ваши технологии от российских?

— Сроками и ставками.

— У вас иные сроки кредитования?

— В Омске малый и средний бизнес кредитуют максимум от года до трех. Мы можем довести проект до инвестиционного, где срок от пяти до десяти лет. Процентная ставка в Казахстане сейчас около 14% годовых, в Омске дают кредиты по ставке от 16% до 18%.

— Каковы ваши возможности?

— Насколько нам позволяет капитал. Он сегодня у нас 300 млн рублей. Двадцать пять процентов от этой суммы считайте: около 75 млн рублей — на одного заемщика. И все вопросы мы можем решить сразу и на месте.

— А какой размер вашего ссудного портфеля?

— Около 300 млн рублей. Но и это не предел. В следующем году мы намерены увеличить капитал еще на 540 миллионов рублей.

— Ваш банк будет ориентирован только на малый и средний бизнес?

— Не только. Мы — универсальный банк. Но мы понимаем, что крупные клиенты, скорее всего, уже укоренены в других финансовых учреждениях, по несколько лет обслуживаются, имеют личные связи с руководством банка. Их тяжело переманить. Так что действительно будем работать прежде всего с предпринимателями, розницей, ипотекой и автокредитованием. В отличие от филиалов московских банков наша фишка — оперативность принятия решения. Не зря же банк выбрал девиз «Ценим Время Клиента». У нас делегированы полномочия таким образом, что решение о выдаче кредита до ста тысяч долларов принимает один человек, до пятисот тысяч — три человека, свыше пятисот тысяч — четыре человека.

— Кто этот один человек?

— Управляющий директор, курирующий направление кредитования.

— Материнский АТФБанк как-то вас ограничивает?

— Мы — самостоятельный российский банк. Они — наши акционеры, не более того. Все внутренние процедуры мы прописываем самостоятельно согласно действующему законодательству Российской Федерации и нормативам документам Банка России.

— Вы сказали: ипотечное и автокредитование. По автокредитованию будете заключать договоры с автосалонами?

— Да.Уже заключили договоры практически со всеми салонами г.Омска.

— Но эти же салоны наверняка имеют аналогичные договоры и с другими банками.

— Будем конкурировать. Мы собираемся более качественно и оперативно обслуживать клиентов и уже движемся в этом направлении. Куплено новое программное обеспечение компании R-Style — шестая версия, сейчас его осваиваем. Подобрали квалифицированный персонал: когда я пришел, в банке работало 30 человек, сейчас в штате более 70 человек. Поменяли организационную структуру.

— Какая она сейчас?

— Произошло разделение на фронт-офис, бэк-офис и мидл-офис.

— Можно поподробнее?

— Во фронт-офисе работают сотрудники, непосредственно контактирующие с клиентами: кредитное и операционное подразделение.

— С населением?

— С юридическими лицами тоже.

— Мидл-офис — это аналитики, маркетологи, которые разрабатывают эти продукты, анализируют их рентабельность и конкурентоспособность, занимаются бюджетированием. В бэк-офисе обслуживают клиентов, но не вступают с ними в контакт — бухгалтерия, отдел отчетности.

— Текущий год для банка «Сибирь» стал годом количественного и качественного роста. Впервые за 17 лет существования банк получил десять миллионов долларов инвестиций. Получил валютную лицензию. Валюта баланса на 1 января составляла60 млн рублей, сейчас — более 600 млн рублей. А это десятикратный рост!
Совсем недавно завершились организационные процессы по новому позиционированию. 20 сентября банк «Сибирь» представил общественности свою новую миссию и новое лицо.Изменения также коснулись и официального названия банка, если раньше банк назывался ЗАО ОКБ «Сибирь», то сейчас просто и лаконично — ЗАО «Банк „Сибирь“. Все это потребовало многомесячной кропотливой работы.

— Количество клиентов за текущий год увеличилось?

— На 60%. Сейчас их более 900.

— Какие две-три основные проблемы, с которыми вы столкнулись в Омске?

— Во-первых, несмотря на то, что Банк Сибирь на рынке существует 17 лет, его мало кто знал в Омске. Большая проблема была в этом. Во-вторых, непросто было набрать профессиональные кадры.

— Но у вас же был предшественник — Марат АРТЫКОВ. Он что сделал за период своего руководства?

— Его миссия была иной: оформить сделку по приобретению банка. И, надо заметить, он грамотно и чисто провел ее, за что большое спасибо ему.

— Где он сейчас?

— Возглавляет представительство АТФБанка в Москве.

— Приходя в Омск, одни банки, как „Русский стандарт“, ориентированы на долю рынка, другие — на извлечение прибыли, на что ориентированы вы?

— Наша главная задача на ближайшие два года — занять около пяти процентов доли рынка.

— Непростая задача...

— Экономика растет, растут потребности и доходы горожан. Стратегическая задача банка „Сибирь“ состоит не в том, чтобы переманить клиентов у других банков, а в том, чтобы привлекать новых.

— Есть у вас в Омске стратегические партнеры?

— Корпорация „АГРО-ТРАСТ“. К тому же мы приходим в Омск со своими клиентами и со своими проектами.

— Например?

— Собираемся строить пятизвездочную гостиницу сети Rixos. И целый жилой микрорайон.

— Ваша доля в последнем проекте?

— В общем объеме финансирования — около 150 млн долларов.

— Где будет строиться микрорайон?

— Пока не будут достигнуты все договоренности с омскими властями, я не могу этого сказать. Зато готов проинформировать о том, где будет стоять наш новый шестиэтажный офис.

— Где?

— На улице Жукова. Площадку уже огородили забором, и работы идут полным ходом. На следующий год уже планируем заселяться.

— Какая общая площадь?

— Четыре тысячи квадратных метров.

— Прилично.

— На следующий год планируем открыть в Омске четыре допофиса, купив соответствующие помещения.

— В Омске уже немало банков и филиалов. Клиенты с деньгами могут выбирать и даже выторговывать себе лучшие условия.

— Это рынок. Выигрывает тот, кто предлагает более оптимальное условия. По сути продукты у всех банков одни и те же: кредиты, кредитные линии, инвестиционные проекты, овердрафт и т.д. Самое главное — скорость принятия решения. Приходит предприниматель, у него — кассовый разрыв и финансирование ему остро необходимо сегодня, а не через пять — семь дней. Мы готовы предоставить ему необходимые деньги.

— Под что?

— Как и у всех, у нас, конечно, есть своя методика по анализу хозяйственной деятельности кредитора.

— Но в Омске немало фирм, у которых официальная отчетность не совпадает с реальной деятельностью. Насколько строго вы будите к ним подходить?

— Мы хорошую школу прошли в Казахстане. Не буду скрывать, что там кое-где есть предприятия, работающие вчерную. Но здесь — это сплошь и рядом. Поэтому для оценки бизнеса разработаны соответствующие коэффициенты, на которые мы делаем поправку. Я думал над этой проблемой. На мой взгляд, в Омске не хватает консалтинговых компаний, которые смогли бы научить малый и средний бизнес работать, не уходя от налогов. В Казахстане, например, много консультантов. Не совсем понимаю, почему так работают в России.

— Но залоги-то они предоставляют?

— Залоги — да. Но нам важнее оценить бизнес. Если он работающий, а предпринимателю просто не хватает залога, мы готовы взять эти риски на себя.

— Вкладами населения занимаетесь?

— Конечно. Планируем по депозитам — занять в 2007-2008 годах долю в 2 — 3% от рынка.

— У вас будут отличаться проценты по депозитам от других банков?

— Нет. Мы ориентированы, скорее, на средний класс с доходом 500 долларов и выше. Поэтому не собираемся задирать проценты. Но для своих клиентов планируем открытие VIP-центра.

— В числе четырех названных вами допофисов?

— Это будет пятый, — где клиенту нальют кофе, предоставят все необходимые услуги и консультации. VIP-центр будет создан для того, чтобы клиентам было комфортно обслуживаться у нас.

— Честно говоря, как только узнал, что АТФБанк купил банк „Сибирь“, сразу же решил, что Омск — это, скорее, площадка для дальнейшей экспансии казахстанского банка в Россию. Это так?

— Стратегически это так и есть. В следующий год планируем открыть в приграничных с Казахстаном регионах России два филиала банка „Сибирь“. Поэтому-то официальное название из ЗАО ОКБ „Сибирь“ поменяли на ЗАО „Банк Сибирь“.

— Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск?

— Может быть. Помимо этого в ближайшее время планируем те обороты, которые идут из Казахстана в Россию через АТФБанк, пропускать через банк „Сибирь“.

— Зачем?

— Это ускорит прохождение денег.

— На всю Россию?

— От Урала и на восток. Помимо этого АТФБанк планирует купить банк в Москве и Таджикистане.



Берик Тулюпергенович родился в Кустанае 31 июля 1971 года. В 1994 году, после окончания Кустанайского государственного университета по специальности „Экономика и менеджмент“, занимался бизнесом. В 1995 году пришел в АлемБанкКазахстан специалистом в операционный отдел. Работал в валютном, кредитном отделах. В 1997 году, после реорганизации этого банка и присоединения к банку ТуранАлем, возглавил в новом банке сначала сектор, потом отдел пластиковых карточек. В 1998 году, выиграв конкурс, возглавил расчетно-кассовый отдел (РКО) АТФ-Банка, который к 1 июля 1999 года вырос до кустанайского филиала АТФ-Банка. В этот же период одновременно занимал должность председателя правления банка „Апогей“ вплоть до присоединения в 2003 году последнего к АТФ-Банку. В апреле 2005 года приглашен в головной офис в Алма-Ату курировать все филиалы АТФ-Банка. В конце 2005 года утвержден председателем правления ЗАО „ОКБ “Сибирь», позже переименованного в ЗАО «Банк „Сибирь“.

Женат, трое детей. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/10/39/722766