Газетные конкуренты
На рынке газетной печати в Омске конкурируют три крупных игрока — ОАО «Омский Дом Печати», ООО «Газетный двор» и типография «Иртыш-ПРИНТ». На печати районок и газет административных округов города специализируется Омская областная типография. По словам ее главного технолога Анны ЧЕРЕШНЮК, типография обеспечивает районным газетам минимальную стоимость печати за счет использования недорогого оборудования. Обороты областная типография набирает за счет расширения номенклатуры предложений, печатая бланочно-акцидентную, брошюрную продукцию.
Анализ разделения рынка газетно-журнальной печати между типографиями производится с учетом различных факторов, таких, как периодичность, красочность, тираж каждого издания. Единицей измерения является условная полоса (формат А2). Николай СОРОЧИНСКИЙ, заместитель директора ОАО «Омский Дом Печати», считает, что если такие исследования и производятся, то их результаты не всегда соответствуют действительности (например, в случае фальсификации тиражей, указанных в выходных данных издания). Тем не менее Николай Николаевич утверждает, что Дом печати печатает как минимум половину омской прессы. По подсчетам директора по маркетингу ЗАО «Полиграф» Юрия НЕМИЛОСТИВОГО, «Омский Дом Печати» выпускает 40% газетной продукции, столько же уходит из региона, а остальные двадцать процентов приходятся на долю прочих омских типографий. В то же время по оценке Богдана ВИГЕЛЯ, 20-30% газет и журналов печатается в возглавляемом им «Газетном дворе». Еще 26 омских газет печатает «Иртыш-ПРИНТ».
Кто вгоняет прессу в краску
80% объемов производства «Омского Дома Печати», по словам Николая СОРОЧИНСКОГО, составляют газеты и журналы (примерно в одинаковом соотношении). Специализация типографии сложилась в конце 1990-х годов, когда стало ясно, что это направление будет приносить постоянный доход. В 2002 году Дом печати установил первую в городе и области машину с цветопечатью (краска 4+2). В сентябре прошлого года «Омский Дом Печати» заполучил нескольких крупных заказчиков в результате своевременного приобретения ролевой машины американского производства «Goss Community» с красочностью 4+4. Сейчас на «Goss» печатаются «Телесемь», «Комок» (как омский, так и новосибирский), ежедневная «Комсомольская правда» и прочие. На ближайшее время, по словам СОРОЧИНСКОГО, запланирован переход на цветную печать омских выпусков «Коммерсанта» и «Российской газеты». «В Новосибирске вся пресса уже представлена в цвете. Омские издатели постепенно приходят к пониманию этой тенденции, и мы идем им навстречу», — подытоживает Нпколай Николаевич.
Но навстречу омским издателям идет не только Дом печати. В мае-июне 2005 года издательский дом «Провинция» открыл типографию «Иртыш-ПРИНТ», ориентированную на печать газет. Возможности типографии обеспечивает шведская машина «Solna D-30» с краской 4+2 и производительностью в 30 тысяч 48-полосных газет в час. Первым делом «Иртыш-ПРИНТ» запустил печать изданий, выходящих в «Провинции», — газеты «НОС», «Окрошка», «Дачный рай», «Залепуха!». Сейчас в типографии печатается 26 газет, среди которых «Жизнь», «Красный путь», «Моя земля», «Newton».
Основным конкурентом для типографии «Иртыш-ПРИНТ» выступил «Омский Дом Печати», установивший «Goss» через некоторое время после открытия новичка. Заказчики газетной продукции заметались. Говорят, «на разведку» в новую типографию «ходила» «Комсомольская правда», но вскоре вернулась назад в Дом Печати. Сейчас типография издательского дома «Провинция», по свидетельству генерального директора типографии Валерия ЭЗАУ, набирает обороты и ищет пути для привлечения новых заказчиков. По прогнозам директора, «Иртыш-ПРИНТ» не останется в узкой нише газетной печати и, возможно, составит в будущем конкуренцию для производителей журнальной продукции.
«Газетный двор»
В ООО «Газетный двор» газетно-журнальная продукция составляет 4/5 от производственных объемов. Директор типографии Богдан ВИГЕЛЬ первостепенной проблемой омских печатников назвал нехватку средств для покупки нового оборудования. «Новые, современные машины для газетной печати необходимы, но кредитные ставки высоки, окупаемость оборудования — процесс долгий, а субсидировать производство некому», — посетовал Богдан Давыдович. Тем не менее в среде омских полиграфистов поговаривают о том, что руководство «Газетного двора» планирует все же покупку машины для цветопечати и рассматривает различные варианты, в том числе и приобретение подержанной техники.
Прогнозы и проблемы
По прогнозам Валерия ЭЗАУ, конкуренция на омском рынке газетной печати вскоре усилится. Есть информация о том, что еще одна крупная омская типография, ранее не занимавшаяся печатью газет, собирается побороться за долю этого рынка. «Действующим сегодня типографиям скоро придется делиться заказчиками. И неудивительно, что тогда обострится и демпинг, и борьба за качество», — заявил ЭЗАУ.
С другой стороны, увеличение числа типографий, специализирующихся на газетной продукции, принесет региону дополнительный доход, так как омские печатники не теряют надежды отнять омскую прессу у других регионов. По одной из версий, на печать в Новосибирск уходит до 40% омской прессы. Достоверных статистических данных по объемам продукции, уходящей на печать за пределы региона, не имеет никто из участников рынка.
Но и без официальных данных ясно, что некоторые многотиражные, полноцветные газеты и журналы не печатаются в Омске. К примеру, издания группы «Проспект» в начале этого года перешли из «Омского Дома Печати» в новосибирскую «Советскую Сибирь». Омская типография не смогла обеспечить издательской группе требуемый график выполнения заказов. Олег ЧЕРНЫШЕВ, генеральный директор группы изданий «Проспект», прокомментировал: «С учетом времени, потраченного на доставку газет и журналов, на печать наших изданий в Новосибирске уходит меньше времени, чем уходило бы в „Доме Печати“. Да и по качественным характеристикам оборудование „Советской Сибири“ (например, газовая сушка) гораздо привлекательнее. Если бы омские типографии могли предложить подобные услуги, наши издания печатались бы в Омске. Сейчас рассматриваем возможность один новый проект печатать здесь». Валерий ЭЗАУ, директор типографии «Иртыш-ПРИНТ», которой удалось перехватить одно издание «Проспекта» (газету «Вся область»), объясняет выбор заказчика следующим образом: «Типография „Советская Сибирь“ может оказать издательству полный комплекс полиграфических услуг, причем с немалыми скидками. Наш „Иртыш-ПРИНТ“, например, пока не имеет такой возможности, а издательству, безусловно, выгоднее заказывать всю продукцию в одной типографии».
Своими размышлениями на этот счет поделился с корреспондентом «КВ» Юрий НЕМИЛОСТИВЫЙ: «Чтобы вернуть газеты и журналы из Новосибирска, необходимы крупные капиталовложения в полиграфическое оборудование. Думается, что установка в городе еще одной машины красочности 4+4 решила бы проблему утечки прессы. Еще одним неплохим вариантом развития рынка может стать привлечение казахстанского заказчика. Запуск типографии с полноцветной печатью в Исилькуле обеспечил бы в качестве клиента весь Северный Казахстан».
Другая проблема, по словам экспертов, состоит в том, что Новосибирск в любом случае сможет предложить более низкие цены на полиграфические услуги. Это обусловлено и географическим положением города, имеющего много транспортных развязок, и его федеральным значением. Исторически сложилось так, что многие производители полиграфического оборудования и расходных материалов представлены именно в Новосибирске. Отсюда и демпинговые цены на печать, по которым омские полиграфисты вряд ли смогут работать.
Предугадывать дальнейшее развитие сегмента газетной печати в Омске сложно по причине того, что судьба «Омского Дома Печати» пока неизвестна. Напомним, что в августе торги по продаже акций ОАО «Омский Дом Печати» не состоялись по причине отсутствия желающих приобрести полиграфический комплекс по цене более 182 млн рублей. Валерий ЭЗАУ пояснил: «В том случае, если покупатель все же найдется, есть два варианта развития событий: по пессимистичным прогнозам, новый хозяин может перепрофилировать предприятие и крупнейшая типография города исчезнет, а оптимистичная точка зрения сводится к тому, что уже созданный бизнес разрушать нелогично и дело будут продолжать». У Юрия НЕМИЛОСТИВОГО есть еще одно предположение — что полиграфическое оборудование «Дома Печати» либо не войдет в распроданные активы, либо будет приобретено каким-нибудь местным бизнесменом. То есть так или иначе останется в Омске. Но и это не лучший выход. «Будет потеряна мощнейшая инфраструктура, которая создана в здании: цеха, подъезды, склады. Восстанавливать все это в другом помещении — дело нескорое, и за это время заказчики разбегутся», — считает Юрий Михайлович.
Журналы
Печать журналов — удовольствие дорогое. Многие издатели экономят, делая собственно «журнальными» только обложку и переплет, а страницы печатают на обычной газетной бумаге. В таком случае печать журнала можно заказать в ротационной типографии. Для журналов на мелованной бумаге, как глянцевой, так и матовой, необходимо специальное оборудование.
Специфика этого бизнеса заключается в том, что не все журналы выходят регулярно (некоторые издаются намного реже раза в месяц). С этим связано огромное количество разовых заказов (об этом свидетельствует Геннадий ГОРБАЧЕВ, начальник производства компании «Ютон»). Многие заказчики «бегают» из одной типографии в другую. Помимо Дома печати, осуществляющего печать журналов на ротации, крупными игроками этого рынка считаются компании «Полиграф», «Ютон», «Омскбланкиздат», имеющие офсетные машины Heidelberg для печати журналов. Специалисты «Омскбланкиздата» отмечают повышение издательской активности за последние полгода. У компании «Ютон» сейчас шесть журналов, печатающихся регулярно (в их числе «Архитектура и строительство», «Максимум»). В типографии «Полиграф» в общей сложности около 20 заказчиков журнальной продукции, среди которых журналы «ЖКХ», «Элитная недвижимость», «Омские СМИ».
Очевидно, что в печати журналов, как и во многих других сегментах полиграфического производства, должна складываться четкая специализация, ориентация типографии именно на это направление. А так как заказчик многотиражных журналов (к примеру, журнал «Проспект», последние два номера которого вышли на слабомелованной бумаге) до сих пор уходит в Новосибирск, значит, ни одна омская типография еще не полностью укомплектована соответствующим оборудованием. Перетянет ли в обозримом будущем кто-нибудь из игроков на себя рынок журнальной печати, неизвестно. Ясно только, что желающие это сделать уже есть. С другой стороны, каждое решение предпринимателя по расширению парка машин должно быть обосновано специальными исследованиями. Ни один полиграфист не рискнет купить оборудование, не имея гарантий того, что оно будет полностью загружено работой.
Ольга ВАХРИНА