В будущем году исполнится четверть века с начала строительства аэропорта Федоровка. Вместе с советской властью закончилось и его финансирование, хотя большую часть работ выполнить успели. Областные власти в последнее десятилетие предпринимали несколько попыток реанимировать его строительство, но особых успехов не достигли. 10 августа было зарегистрировано Государственное предприятие Омской области «Дирекция по строительству объектов аэропорта „Омск-Федоровка“, а его директором еще 12 июля назначен Михаил БЕРМАН. Корреспондент „КВ“ Андрей КОЛОМИЕЦ расспросил его о том, для чего создано новое предприятие, и об аэропортовских перспективах.
— Для чего понадобилось создание нового предприятия, если аэропорт все равно достраивать не на что?
— Мы появились на свет во исполнение распоряжения губернатора «О мерах по ускорению строительства аэропорта Федоровка», вышедшему в декабре 2005 года. Правительство Омской области пришло к выводу, что сейчас строительство нового аэропорта назрело как никогда. Во-первых, размещение существующего аэропорта в центре города не соответствует требованиям по безопасности взлета-посадки самолетов. В свете участившихся катастроф — это приобретает ключевое значение в решении вопроса строительства современного аэропортового комплекса за пределами центра города.
Во-вторых, ухудшение экологической среды от выбросов и повышенной шумности в зоне, где проживает более 300 тысяч омичей слишком очевидно и требует принятия безотлагательных мер.
В-третьих, расположение существующего аэропорта ограничивает застройку Левобережного центра города по этажности, сдерживает развитие инженерно-транспортной инфраструктуры Левобережья, где в соответствии с генеральным планом определен основной объем жилищного строительства.
В-четвертых, следует учитывать экономическую и имиджевую составляющую данного мероприятия. Согласитесь, сегодняшние «воздушные ворота» Омска не соответствуют современным требованиям. В Федеральной программе «Развитие транспортной системы РФ до 2010 года» предусмотрено завершение строительства Федоровки, вот мы и постараемся выполнить поставленную задачу.
— А что будет с вашим предшественником, который был призван способствовать достройке Федоровки?
— ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“ было организовано в 2002 году, но не сумело выполнить поставленных перед ним задач. К сожалению, интерес к завершению строительства Федоровки есть только у региональных властей, а со стороны Омского аэропорта, владельца его контрольного пакета акций, наоборот, присутствует жесткое противодействие по этому вопросу. Один из мотивов такого противодействия — дескать, новый аэропорт будет убыточным из-за малых объемов пассажиропотока. Но нельзя забывать, что такие проекты, как Федоровка, быстро не окупаются, а кроме экономической целесообразности не менее важна и социальная значимость. Сейчас ОАО „Аэропорт “Омск-Федоровка» находится в стадии ликвидации, областное правительство предъявило требования к данному предпреятию более чем на 23 млн рублей — именно столько было инвестировано в него из областного бюджета за четыре года. Мы считаем, что вложенные в него областные деньги, которые непонятно на что были потрачены, должны быть возвращены.
— Вы возглавили новое предприятие потому, что являетесь крупным специалистом по строительству аэропортов?
— Я не являюсь специалистом по строительству аэропортов, но у меня есть опыт по решению имущественных вопросов, а именно эти вопросы являются наиболее важными на данном этапе. Объектами недостроенного аэропорта сейчас владеют Российская Федерация, ОАО «Омский аэропорт» и ОАО «Аэропорт „Омск-Федоровка“, причем права собственности должным образом не оформлены ни у одного из них. Ни один из нынешних владельцев Федоровки средств на строительство не выделял и выделять не собирается. Главная задача, которая поставлена перед нашим предприятием, — консолидировать и оформить активы аэропортового комплекса „Омск-Федоровка“ в собственность Омской области.
— Ну и как планируете выкупать Федоровку?
— Совместно с областными министерствами, в первую очередь министерством промышленного развития, транспорта и связи, мы определили возможные пути решения данного вопроса. Первый — непосредственное приобретение объектов незавершенного строительства. Однако прямой выкуп затрудняют сложная структура собственности и проблема с оформлением прав. К тому же ряд собственников играет не на нашей стороне.
Второй путь более предпочтителен — приобретение Омской областью 85,15% акций ОАО „Омский аэропорт“, которые сейчас являются федеральной собственностью. Это значительно упростило бы нынешнюю ситуацию вокруг Федоровки. Наша позиция поддерживаетсяМинтрансом, Росавиацией, к сожалению в Росимуществе мы пока не находим понимания. Приобретение акций ОАО „Омский аэропорт“ в областную собственность позволит не только решить проблему с Федоровкой, но и на период строительства аэропорта сделать безопасным существующий аэропорт, создать дополнительные условия для привлечения частного инвестора.
— Кого собираетесь звать в инвесторы?
— Возможны различные варианты привлечения инвестиций. Скорей всего, в нашем случае будет использован механизм государственно-частного партнерства. Мы уже подготовили и презентовали в Москве „Инвестиционный проект строительства международного аэропорта “Омск-Федоровка», многие проявили серьезный интерес.
— Как оцениваете перспективы реализации намеченных планов?
На сегодняшний день нами разработана и представлена на утверждение губернатора Омской области «Стратегия развития аэропорта „Омск-Федоровка“ на период до 2012 года». Как показал анализ внешней среды, современные международные аэропорты стремятся быть организованы по принципу хаба, поэтому в основу развития аэропорта «Омск-Федоровка» заложен тот же принцип. Из-за выгодного географического положения и способа организации аэропорт может стать узловым для российских и международных компаний. Созданная инженерная инфраструктура (железная дорога, очистные сооружения, электрическая подстанция, котельная и т.д.) способна обеспечивать функционирование не только самого аэропорта, но и близлежащих объектов. В связи с этим на базе аэропорта возможно строительство логистических, таможенных терминалов. Все это даст импульс к развитию Омска как крупного логистического центра Сибири. В общем, дорогу осилит идущий, а под лежачий камень, как известно, вода не течет.