Сегодня детективные агентства — достаточно распространенный вид деятельности. Правда, многие считают, что их деятельность заключается в поиске компромата на неверных жен или мужей. Вполне может быть, что некоторые частные сыщики этим и занимаются. Однако деятельность детективного агентства «Флэш» лежит совершенно в иной плоскости. Какой? Об этом корреспондент «КВ» Юлия НЕНАШЕВА побеседовала с его генеральным директором Дмитрием МАМОНОВЫМ.
— Дмитрий Сергеевич, как возникла идея создать детективное агентство?
— Куда, на ваш взгляд, может пойти работать человек, который большую часть своей рабочей карьеры посвятил работе в оперативных подразделениях правоохранительных органов, занимался поиском и привлечением к ответственности лиц, совершивших то или иное преступление? Попросту говоря, мы решили заняться тем, что лучше всего умеем. Тем более этот рынок в Омске совершенно не заполнен, а практика предыдущей службы показала, насколько необходимо коммерческим структурам своевременно располагать необходимой информацией для защиты своих интересов.
— А сколько сегодня в городе частных детективных агентств?
— На территории Омской области действует шесть агентств и столько же предпринимателей, имеющих лицензию на право осуществление детективной деятельности. Сравните, в Пермском крае действует порядка 150 частных детективных агентств, в одном из городков на севере, где количество жителей 12 тысяч человек, — 12 частных детективов. Все они востребованы на этом рынке. Это говорит о том, что эта деятельность сегодня необходима.
— Если судить по фильмам, то работа частного детектива сводится к наблюдению за неверными супругами. Это действительно так?
— Наше агентство, и мне бы хотелось на этом акцентировать внимание, слежкой за чьими-то женами и мужьями не занимается, мы не вмешиваемся в личную жизнь любящих или ранее любивших друг друга людей.
— Тогда опишите поле деятельности вашего агентства.
— Начну с того, что по закону о частной охранной и детективной деятельности с каждым клиентом мы заключаем договор, в котором прописываются объем работ, их стоимость, сроки исполнения заказа. В случае неисполнения тех или иных обязательств мы несем перед своим клиентом материальную ответственность. Вся информация, собранная для клиента, является его собственностью, абсолютно конфиденциальна и не подлежит разглашению. Что касается нашей деятельности, в законе четко сказано, чем мы имеем право заниматься, а чем — нет. Нам разрешено изучать рынок, собирать информацию для проведения деловых переговоров, проверять надежность и кредитоспособность тех или иных лиц, осуществлять розыск без вести пропавших, проверять автобиографические данные.
Наиболее востребованная услуга детективного агентства — сбор информации для деловых переговоров. Знать о своих контрагентах как можно больше информации, их сильные и слабые стороны, чтобы в итоге не попасть, попросту говоря, на деньги. Любой бизнес подразумевает получение прибыли, и никто не хочет ее упускать. Для этого необходимо быть уверенным в своем партнере. Если есть какие-то сомнения, то для этого как раз и существует наше агентство, способное предоставить необходимую информацию.
Другой спектр нашей деятельности — сбор информации по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Мне не хотелось бы вдаваться в потробности, кто является участником процесса, а кто — нет. Но любой из них может заключить с нами договор и получить необходимую для него информацию, которую иным способом, кроме как обращение к частным детективам, он получить не может.
Что касается информации по уголовным делам, здесь своя специфика. Заключая договор с тем или иным участником процесса, мы обязательно уведомляем об этом следователя, который ведет дело. Нет никакой партизанщины. Это позволяет предотвратить появление на суде каких-то фактов, которые могут показаться сфальсифицированными.
— Гражданские дела подразумевают в том числе долговые обязательства. В связи с этим вопрос. Какова роль детективного агентства в этих делах?
— Бытует мнение, что детективные и охранные предприятия занимаются выбиванием долгов. Мол, под видом частных охранных и детективных предприятий действуют полубандитские организации, по заказам сводят счеты с недобросовестными предпринимателями. Мы вообще не занимаемся долгами как таковыми. Тем более выбиванием долгов. Официально взысканием задолженности занимаются юридические и иные организации, к услугам которых и советуем обращаться по этим вопросам.
Хотя иногда законным способом вернуть долг нельзя. Но можно получить информацию о должнике, провести расследование, которое позволит узнать, куда он растратил деньги или товар, а результаты передать заказчику. Это как раз то, чем занимаемся мы. Никаких методов насилия, давления сотрудники агентства не применяют.
— Вы собрали информацию, отдали ее заказчику, он ее обязан передать в правоохранительные органы?
— Это его личное дело. Как он будет ею пользоваться, ему решать самому. Может читать каждый день на ночь, осознавая, что его подставили, кинули, развели... Хорошо, если после этого он поймет, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать о последствиях своих действий. Но если в действиях лиц, причинивших ущерб заказчику, усматриваются признаки состава преступления, агентство по закону обязано сообщить о данном факте в правоохранительные органы.
— То есть вы хотите сказать, что сегодня, прежде чем подписать какой-нибудь контракт, лучше сначала как можно более подробно узнать о своем будущем партнере?
— Обязательно. Более того, я считаю, что в этом должны быть заинтересованы обе стороны. При этом наша роль не сводится только к сбору информации о потенциальном партнере. На всех этапах сделки мы можем взять на себя контроль по исполнению контракта.
— Пропал человек. Можно ли обратиться к вам, чтобы его найти?
— Розыск пропавших лиц — это тоже наша работа. Прежде чем заключается договор о поиске какого-то лица, обратившийся к нам должен предоставить зарегистрированное заявление в милицию. Мы проводим розыск лиц, которые считаются без вести пропавшими в рамках действующего законодательства.
— Допустим, сегодня пропал человек, завтра я пойду в милицию, а мне там откажут зарегистрировать заявление. А я хочу, чтобы поиск уже был начат. Как быть? Вы откажетесь без зарегистрированного заявления со мной работать?
— Сотрудники дежурной части ОВД обязаны зарегистрировать заявление в момент вашего обращения и принять меры к розыску пропавшего. В случае обращения в агентство сотрудники примут все необходимые меры для решения вашей проблемы, возможно, совместно с сотрудниками ОВД.
— Среди дел, за которые вы беретесь, установление фактов недобросовестной конкуренции. Можно пояснить, о чем конкретно идет речь? Насколько я понимаю, это сфера антимонопольных органов?
— Закон не запрещает детективным агентствам внедряться в эту сферу. Что касается непосредственно нашей деятельности в этом направлении, мы можем взять под контроль использование торговых марок, их незаконное использование лицами, компаниями, которые не имеют на это соответствующего права. Это касается и контрафактной продукции, и продажи нелицензионного товара.
— И часто вы занимаетесь этим вопросами?
— Этот вопрос востребован менее других. В основном по этим вопросам правообладатели торговых марок напрямую обращаются в правоохранительные органы.
— На ваш взгляд, какое из направлений сегодня наиболее перспективное?
— Я уже вкратце говорил, что сбор информации для ведения переговоров. Наряду с этим достаточно часто обращаются в агентство с просьбой изучить и проверить чьи-то автобиографические данные. Во время конкурентной борьбы все заинтересованы, чтобы у них работали преданные, честные, проверенные люди. Причем в любой сфере экономики. Наше агентство предлагает компаниям, крупным предприятиям, заинтересованным в проверенных кадрах, проверку потенциальных работников. Мы готовы предоставить полную информацию о человеке с момента рождения. Если работодатель пожелает, мы, при участии психологов, можем протестировать потенциального работника. По результатам данного исследования составляется психологический портрет человека, выявляются его наклонности. Вряд ли, прочитав резюме того или иного потенциального работника, руководитель предприятия сможет понять, что же он на самом деле собой представляет.
— А тот человек, которого подвергают такой проверке, обязан знать об этом?
— Безусловно. Подавая заявление о приеме на работу, он должен написать, что не возражает против проверки биографических данных. При этом он пишет биографию сам. Мы просто проверяем, чтобы не было расхождений.
Кроме того, сотрудники агентства могут принять участие в переговорах с будущим сотрудником. Опыт работы в правоохранительных органах позволяет нам задать человеку вопросы, о которых он даже не подозревал. Соответственно, не всегда сразу сможет сориентироваться. Но именно это позволит выявить ряд нюансов, позволяющих составить психологический портрет человека.
— Судя по всему, у вас должны быть тесные взаимоотношения с различными государственными структурами?
— Законодательство предоставило частным детективам возможность зарабатывать деньги, выполняя те или иные мероприятия по получению необходимой информации. Но, с другой стороны, оно не предусмотрело порядок взаимодействия детективов с государственными органами власти, правоохранительными органами. То есть мы находимся в положении обычных граждан, которые имеют право обращаться с запросами в госструктуры и получать информацию в рамках действующего законодательства. Но нам удалось подписать соглашение с Министерством по налогам и сборам, которое дает нам право получать там определенный блок информации, не нарушая коммерческую, налоговую, банковскую тайну. То есть постепенно мы двигаемся в сторону более тесного взаимодействия с госструктурами.
— Вправе ли частный детектив отказаться от того или иного дела? В каком случае это происходит?
— Прежде чем заключить договор с заказчиком, мы выясняем, для какой цели он хочет получить ту или иную информацию. Он же фактически может использовать ее совершенно не в тех целях, о которых говорит. Поэтому сотрудники агентства должны четко представлять, что от них в действительности хотят. Если возникают сомнения в чистоте помыслов потенциального заказчика, мы вправе отказать ему, не объясняя причины.
— Вы являетесь председателем регионального отделения Общероссийской общественной организации «Объединение частных детективов России». Что это за организация, цель ее создания?
— Детективное агентство для выполнения задач, которые ставит перед ним клиент, может работать как внутри своего региона, так и за его пределами. Являясь членами общественной организации, наши сотрудники всегда могут воспользоваться помощью детективов из других городов. Мы обмениваемся информацией, сотрудничаем очень плотно, потому что иногда предстоит решать вопросы, которые невозможно решить в пределах города — необходим выход в другие регионы. Цель ее создания — консолидировать усилия всех частных детективов.
Если говорить вообще об общественной организации, она была создана бывшими сотрудниками ФСБ, МВД, прокуратуры, помощниками депутатов Госдумы. Она объединила людей, которые ушли из правоохранительных органов и не могут найти применение своим силам в гражданской жизни. Когда человек двадцать лет отдал службе, он не умеет торговать, но в совершенстве владеет искусством сбора информации, прекрасно общается с людьми. Таких людей мы и объединяем, не даем им попасть под влияние различных криминальных структур, в руках которых их знания и опыт неоценимы.
Дмитрий Сергеевич родился 20 ноября 1972 года в Омске. В 1990 году проходил службу в армии. В 1991 году поступил в Высшее командное военное училище имени Фрунзе. В 1995 году, после окончания училища, был направлен на службу в 242-й центр ВДВ командиром взвода. В 1996 году поступил на работу в Федеральную службу налоговой полиции по Омской области старшим оперуполномоченным по особо важным делам. Награжден медалью «За службу в налоговой полиции». В 2002 году окончил Академию МВД. В 2003 году перешел на службу в управление по налоговым преступлениям УВД Омской области на должность заместителя начальника отдела. С 2004 года по настоящее время занимает пост генерального директора ЗАО «Детективное агентство „Флэш“.
С 2005 года председатель регионального отделения Омской области Общероссийской общественной организации „Объединение частных детективов России“.
Женат. Воспитывает сына.