Юрий ШАПОВАЛОВ, главный врач МУЗ «МСЧ №9»: «Передача медсанчасти №9 состоится в течение ближайшего месяца»

Дата публикации: 18 октября 2006

Руководство ОАО «Омскшина» еще в начале года объявило о своем намерении передать муниципалитету подведомственные ему учреждения – МУЗ «Медико-санитарная часть №9» и два общежития. О дальнейшем функционировании, условиях финансирования больничного учреждения и о том, как живется медицине в целом, корреспондент «КВ» Ольга Вахрина побеседовала с главным врачом МСЧ №9 Юрием Викторовичем Шаповаловым.

— Юрий Викторович, в чьем распоряжении находится медсанчасть в данный момент?
— Сейчас медсанчасть находится в пути, мы, по сути дела, ничьи. Здание медсанчасти принадлежит «Омскшине», а по найму на работу мы состоим у Управления здравоохранения. И название у нас соответствующее — МУЗ «Медико-санитарная часть №9». Сейчас идет передача медсанчасти от «Омскшины» к городу, и скоро мы станем какой-нибудь городской больницей, потому что заводу не под силу содержать нас. Задача коллектива медсанчасти – работать в тех условиях, которые ему предложены. Сегодня, думаю, у «Омскшины» другие задачи, может, другие возможности. Московскому руководству наша медсанчасть вряд ли принесла бы экономическую выгоду. Только налог на землю и здание составляет порядка миллиона рублей в год. Да и в целом медсанчастей с каждым днем становится все меньше, предприятия уходят на рыночные рельсы.
— Сколько еще времени займет процесс передачи?
— Думаю, что передача нашей медсанчасти состоится в течение ближайшего месяца.
— На каких основаниях будет передана медсанчасть?
— Медсанчасть будет передана на безвозмездных основаниях, более того, когда мы лицензировались, был подписан договор о том, что мы пользуемся правом безвозмездного пользования зданием. Если посчитать все эти метры, то, наверное, не только медсанчасти, но и бюджету города взгрустнулось бы.
— Как Вы думаете, медсанчасти было бы лучше при «Омскшине» или при городе?
— При «Омскшине» все было понятнее и проще. Светлая память Петру Васильевичу Будеркину, у нас были заводские ставки: слесари, уборщицы, дворники. Каждое отделение медсанчасти было закреплено за каким-то цехом, каждый начальник круглогодично держал, например, двух маляров, а на период ремонта создавали бригаду. У нас были славные совместные традиции, отмечали праздники, вместе выезжали на базы отдыха. Не будем сравнивать, когда было лучше, когда хуже, просто так было. Что касается приема пациентов, думаю, что сотрудники завода будут получать медицинское обслуживание в том же объеме. Просто недалек тот день, когда благополучие каждого лечебного учреждения будет зависеть от количества принятых пациентов.
— Произойдут ли изменения в перечне обслуживаемых пациентов?
— В стационаре МСЧ №9 сейчас 395 койко-мест, оказывается 595 посещений в смену. Круг обслуживаемого населения не изменится с передачей медсанчасти городу. И думаю, что скоро территориальные границы вообще не будут иметь значения, так же, как и страховые компании набирают портфель клиентов, медицинские учреждения будут набирать портфель пациентов. У нас заключены договоры со всеми предприятиями, расположенными рядом с нами. В том числе и с ОАО «Омскшина». И мы их как обслуживали, так и будем обслуживать. У нас есть здравпункт на заводе, мы проводим профосмотры, и диспансеризация, и вакцинация на нашем контроле.
— В каком объеме проводится территориальное обслуживание населения?
— На сегодняшний день на территориальном обслуживании у нас состоит 25 тысяч человек. Согласно количеству прикрепленного населения у нас устанавливается штатное расписание.
— Как сегодня осуществляется оплата медицинских услуг?
— В свете национального проекта предприятия не оплачивают медобслуживание, и не оплачивает сам пациент. Осуществляется так называемое бюджетно-страховое финансирование. Во-первых, мы получаем бюджетные деньги через Управление здравоохранения. Это заработная плата, коммунальные услуги, сейчас понемногу стали поступать средства на ремонт, на приобретение оборудования. Например, купили за 700 тысяч рублей «Дизель» — это автономный источник энергоснабжения, так необходимый в больнице. По национальному проекту получили аппарат УЗИ, два электрокардиографа, японский рентгенаппарат. Во-вторых, страховой компанией нам оплачивается каждое посещение и каждый койко-день.То есть, платит сам человек, причем в течение всей жизни, в виде налоговых вычетов. При наличии страхового медицинского полиса человек по идее может обслуживаться в любом медицинском учреждении. А бесплатной медицины, как таковой, и не было никогда.
— В ближайшем будущем изменений в системе оплаты медицинских услуг не предвидится?
— Проект бюджета сохранил социальную направленность, около 72% будет выделено на социальные нужды. Те пятьдесят программ, которые уже приняты, будут работать.
— Обеспечивается ли тарифная стоимость одного койко-дня и стоимость одного посещения?
— Финансирование обеспечивает тарифную стоимость не полностью. Мы получаем примерно 70% от себестоимости. И не только с тарифами такая ситуация. В прошлом году медсанчасть сделала ремонт на 18 млн. рублей, а бюджет нам выделил для этих целей 2, 9 млн. рублей. Медицина до сих пор обеспечивается по остаточному принципу.
— Так где же изымаются остальные средства?
— Все остальное, как говорили раньше, «социалистическая предприимчивость». За счет оказываемых платных услуги, прямых договоров с предприятиями, то есть за счет оказания услуг за пределами государственных гарантий.
— Бюджетные медицинские учреждения оказывают как платные, так и бесплатные медицинские услуги. Как они разграничиваются?
— Все, что положено по государственным гарантиям, человек имеет право получить бесплатно. Все, что сверх установленных норм, — сервисные услуги, палаты повышенной комфортности, дополнительные виды обследований — платно. Например, пациенту можно удалить желчный пузырь в ходе обычной операции, а можно эндоскопическим методом. В последнем случае делается всего три прокола, и пациент через три дня идет на выписку. Стоит такая операция около 5 000 рублей, что, в сущности, по карману многим омичам. И подобных операций в нашей медсанчасти проводится множество. Прейскурант цен на платные услуги утверждается Управлением здравоохранения.
— Как распределяются заработанные средства?
— Стараемся мотивировать персонал, поэтому 40% доходов уходит на заработную плату. Остальные деньги -на восстановление материально-технической базы, ремонтные работы, обучение сотрудников. Все средства подотчетные, приходят легально, в месяц только налогов оплачиваем порядка 120-130 тысяч рублей.
— На Ваш взгляд, возможно ли такое, что в бюджетных медицинских учреждениях будут исключены платные услуги?
— Я сам противник того, чтобы бюджетные учреждения работали в двух этих режимах. Мы и пациентов путаем, и частным клиникам жить не даем. Пока не пополнят тариф, у медицины будут сложности. Правильно поступили со стоматологами, отдав часть муниципального заказа частникам. От этого в выигрыше оказались все. По хорошему, государству стоит сейчас задуматься о том, какие позиции оно может обеспечивать. В первую очередь, я думаю, это могут быть детство и родовспоможение, неотложная помощь, и государство должно покрыть пусть только эти позиции, но полным рублем. А остальное «отпустить на вольные хлеба».
— Юрий Викторович, вы планируете выдвигаться на следующих выборах в Законодательное Собрание?
— Мое выдвижение в депутаты Законодательного Собрания произошло в нестандартных обстоятельствах, при довыборах, когда Александр Триппель стал министром нефтехимического комплекса Омской области. Опять собираюсь выдвигаться самостоятельно, по подписным листам, не буду вносить каких-либо залогов или заручаться партийной поддержкой. Считаю, что если человек не набрал достаточное количество голосов, то и смысла нет в его депутатстве.
— Чем занимаетесь в свободное от работы время?
— Сейчас учусь в аспирантуре ОмГУ имени Ф.М. Достоевского, на экономическом факультете, готовлюсь к защите кандидатской диссертации на тему «Система управления персоналом в здравоохранении».

Юрий Викторович родился в Омске, в семье рабочих 12 октября 1951 года. После окончания школы поступил в Омский медицинский институт. По окончании института в течение года работал в МСЧ №4, затем был призван в Вооруженные Силы. Служил на Дальнем Востоке, демобилизовался в звании старшего лейтенанта. Сначала работал в МСЧ №6, затем перешел в МСЧ №9, где 10 лет работал в должности заведующего, затем стал главным врачом. В перестроечные времена ушел в предпринимательскую деятельность, создал сеть частных клиник «Спарта» и «Спарта-Мед». В 2002 году, передав бизнес сыну, вернулся в МСЧ №9 в должности главного врача. Женат, есть сын и дочь.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/10/40/695561