Научный руководитель программы Mini MBA, бизнес-тренер Михаил КОЛОНТАЙ:"Программа Mini MBA учит противостоять столичным конкурентам"

Дата публикации: 20 ноября 2006

С 27-го по 30 октября в Омском филиале Русской школы управления в рамках программы Mini MBA прошел курс обучения на тему «Стратегический менеджмент» под руководством известного бизнес-тренера Михаила КОЛОНТАЯ. Михаил Михайлович является профессором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, кандидатом экономических наук, аккредитованным тьютором Chartered Institute of Marketing (Великобритания), заведует кафедрой менеджмента Европейского гуманитарного университета.
С Михаилом КОЛОНТАЕМ побеседовала корреспондент «КВ» Надежда АЛЕКСЕЕВА.

— Сформулируйте в общих чертах портрет своего слушателя.
— Курс Mini MBA создан для собственников бизнеса, руководителей компаний, для тех, кто построил дело и понял, что надо двигаться дальше.
— Вы провели образовательный модуль для омских бизнесменов. Есть ли отличия местных предпринимателей от предпринимателей Москвы и других городов?
— Между ними большие отличия, и нужны им абсолютно разные знания. В связи с этим в программе Mini MBA предлагаются разные методики, соответственно с теми проблемами, которые возникают у конкретных бизнесменов.
— И в чем эта разница?
— В Омске я столкнулся с проблемами, характерными для всего регионального бизнеса. Во-первых, превалирует малый и средний бизнес, который пытается выжить. Во-вторых, предприниматели сталкиваются с начинающей глобализацией — московские компании приходят на омский рынок. Эти компании управляются вполне профессионально. Традиционный подход — сидение в узкой нише и отсутствие конкурентных отличий — приведет местный бизнес к разорению. Омичи должны научиться противостоять крупным игрокам с иной культурой и мировоззрением.
— А какие сейчас тенденции развития рынка в Москве?
— Столичные предприниматели рассматривают себя как часть мирового бизнеса, все больше и больше компаний выходят на IPO — первичные размещения на международных фондовых рынках. У омичей меньше амбиций, ограниченные ресурсы. Москвичи жаждут научиться «делать экспансию». У меня ощущение, что региональные компании об этом еще не думают.
— Это психологический момент?
— Да, скорее всего. Человек счастливый находится в состоянии бессознательной некомпетентности. Он даже не знает, что он чего-то не знает. Он говорит, что у него есть два высших образования и десять лет управленческой практики. Такой человек поймет необходимость обучения, только столкнувшись с проблемой в своем бизнесе. В худшем случае рынок ударит по голове. В лучшем — предприниматель увидит, что его друг, партнер внедрил новые технологии в своем бизнесе. И тогда наступает этап сознательной некомпетентности. К сожалению, в Омске пока мало примеров для подражания, и предприниматели приходят учиться только тогда, когда вызревают серьезные проблемы.

— И как тогда можно охарактеризовать спрос в Омске на программу Mini MBA?
— В Омске этот рынок только формируется. Думаю, что Омск относительно спроса на бизнес-образование находится где-то на уровне 1995-1997 годов. Здесь, как мне показалось, мышление бизнесменов вращается вокруг одной горячей темы — как продать.

— А каково положение с обучением в других регионах, есть достойные для подражания регионы?
— Да. Это те регионы, где раньше начались конкурентные войны. Это Калининград, Новосибирск, Ростов, Красноярск, Самара, Владивосток.

— Как, на ваш взгляд, есть ли у омских бизнесменов возможность повлиять на ситуацию «внешней экспансии»?
— Считаю, что такая возможность есть. Очень эффективно борется с внешними конкурентами, например, Калининградская область, особенно в розничной торговле. Существует целый набор конкретных рекомендаций, как противостоять крупным игрокам. И это не только собственно рыночные рычаги давления, но и рычаги, основанные на правовой деятельности, наработанные западными бизнес-школами. Это создание искусственных брендов, блокирование каналов распределения поставок, внутренняя конкуренция и другое.

— Ваш курс, посвященный стратегическому менеджменту, дает такие инструменты?
— Стратегический менеджмент — вводный курс, ориентирующий компанию в плане того, куда ей вообще идти. Как создать конкурентные преимущества, как определить, какие сегменты рынка более перспективны. Дальнейшая программа Mini MBA предполагает поэтапное рассмотрение создания эффективного бизнеса: маркетинг, продажи, финансы, персонал. Охвачены все аспекты. Но уже в этом модуле дается информация о том, как защищать рынок от новых игроков.

— То есть в разработке программы заложена четкая логика подачи знаний?
— Да, она выстроена именно так, чтобы дать системное знание. Регионы пока пытаются сэкономить деньги, обрести знания на коротких тренингах. Я рад тому, что в Омске появилась программа Mini MBA, ведь на отдельных тренингах можно получить лишь рекомендательные советы, связанные с ограниченными сферами предпринимательской деятельности.

— У многих до сих пор остался стереотип «бесполезности» бизнес-тренингов, основанный на том, что первые тренинги были созданы на западном опыте или на голой теории. Как вы боретесь с таким мнением?
— Дело в том, что за годы своего развития бизнес-образование в России претерпело качественные изменения. Да и с самого начала оно больше основывалось не на западном опыте, а скорее на интуитивном ощущении правильного пути. Да, такова специфика бизнеса в России: энергичные люди пришли в предпринимательство и увидели, что есть простые способы ведения бизнеса — «баня, водка и откат». Для них обучение — это нечто бессмысленное. И именно эти люди уверяют, что бизнес в России специфический. Таких предпринимателей становится со временем меньше, но они «портят» рынок образования.

— И что делать с теми предпринимателями, которые находятся пока на этапе бессознательной некомпетентности?
— Показать им на примере других, что надо расширять свой бизнес, больше зарабатывать, создавать новые рабочие места, строить для себя и своей семьи счастливое будущее, делать, наконец, свой регион и Россию богаче. А для этого нужно получать постоянные комплексные практико-направленные знания, аналогичные Mini MBA.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/11/43/900355